Марксизм представляет собой стройную последовательную
систему взглядов — идеологию пролетариата, которая была разработана Марксом и
Энгельсом и дальше развита применительно к новой исторической эпохе — к эпохе
империализма и пролетарской революции — Лениным и Сталиным. Это учение,
отличающееся исключительной глубиной и целостностью, всесторонне: оно
охватывает всю совокупность знания, начиная с проблем философского
мировоззрения и кончая проблемами стратегии и тактики революционной борьбы
пролетариата. Марксизм указывает пролетариату путь освобождения от оков
капиталистического рабства, путь революционного уничтожения капиталистического
строя, путь построения бесклассового коммунистического общества.
Главное в
марксизме — это учение о всемирно-исторической роли пролетариата как создателя
социалистического общества — учение о диктатуре пролетариата. Марксизм-ленинизм
— единственно правильное до конца революционное учение. «В марксизме нет ничего
похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения,
возникшего в стороне от столбовой
дороги развития мировой цивилизации»[1].
Марксизм является гениальным продолжением и завершением трех важнейших идейных
течений начала XIX в.,
которые получили свое развитие в трех главных странах Европы. Марксизм дал
глубоко научный революционный ответ на все те вопросы, которые передовая
человеческая мысль уже поставила. Учение марксизма есть «законный преемник
лучшего, что создало человечество в XIX в. в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского
социализма»[2].
Марксизм как общественно-политическое течение возник и
оформился в тот период, когда пролетариат достаточно созрел для того, чтобы
поставить со всей остротой задачу своего освобождения. Марксизм возник в тот
период, когда пролетариат начал выходить на всемирно-историческую арену, когда
уже резко выявилось противоречие между
общественным характером производства и частнособственническим характером
присвоения, характеризующее капиталистический способ производства и
служащее источником всех антагонистических противоречий буржуазного Общества.
В трех ведущих в то время странах Европы — Англии,
Франции и Германии, стоявших на разных уровнях капиталистического развития, с
разной силой и с разных сторон выпячивались эти антагонистические противоречия
капитализма. Три главнейших течения передовой человеческой мысли — классическая
немецкая философия, классическая английская политическая экономия, французский
социализм в связи с французскими революционными учениями вообще — отражают
движение этих противоречий. В этих противоречиях буржуазного общества и в
общественных теориях, отражающих их, следует искать исторические корни
марксизма.
Миропонимание Маркса и Энгельса, впервые последовательно
изложенное в «Немецкой идеологии», «Нищете философии» и «Коммунистическом
манифесте», выдержало историческую проверку революционной практикой 1848 г.
и революцией 1871 г. в лице Парижской коммуны. В дальнейшем оно стало
захватывать с растущей быстротой все более широкие круги последователей во всех
странах, организуя их в интернациональную партию коммунистов. К 70-м годам
марксизм побеждает все прочие идеологии в рабочем движении. Но тенденции,
выраженные этими идеологиями, стали искать иных путей и «воскресли» как
ревизионизм.
Марксизм, ведет беспощадную критику старых теоретических
принципов. В начале развития марксизма эта критика главным образом
сосредоточивается на трех источниках марксизма: немецкой классической философии, английской классической политэкономии
и французском утопическом социализме в связи с французскими революционными
учениями вообще. Вместе с тем марксизм направляет огонь своей теоретической
критики на основные противоречия капиталистического мира и мобилизует
революционное рабочее движение для его изменения. Этот двусторонний процесс,
неразрывно соединяющий исследование и критику, характеризует содержание
марксизма по всем трем важнейшим его составным частям. Марксизм возник как продолжение и развитие трех главнейших
направлений теоретической мысли XIX в. Однако он вместе с тем означает,
как это неоднократно указывал Ленин, критическую
переработку этих учений с точки зрения рабочего класса, его исторических задач,
с точки зрения борьбы за диктатуру пролетариата, за построение бесклассового
коммунистического общества. Каковы же составные части марксизма?
Во-первых, философское
учение — новейший, последовательный до конца материализм. Это материализм,
не остановившийся на уровне XVIII в. и на созерцательном материализме
Фейербаха, а обогатившийся освобожденной от идеалистической мистики и
критически переработанной диалектикой Гегеля, распространенный на познание
человеческого общества. Этот законченный материализм, являющийся научным
методом познания и изменения природы и общества, есть диалектический материализм.
Во-вторых, экономическое
учение — раскрытие законов возникновения, развития и гибели
капиталистической общественной формации. Марксизм вскрыл двойственный характер
труда, раскрыл товарный фетишизм как овеществление общественных отношений в
товаре, дал ключ к истинному пониманию общественных отношений
капиталистического производства. Экономическое учение Маркса разоблачило тайну
существования капитализма, основанного на эксплуатации класса пролетариев
классом буржуазии, присваивающего себе в виде прибавочной стоимости
неоплаченный труд рабочего. Исторический материализм — гениальное открытие
Маркса, — преодолевая антиисторические и идеалистические теории
классиков-экономистов, сделал политическую экономию вполне научной. Учение о прибавочной стоимости — краеугольный
камень экономической теории Маркса.
В-третьих, научный
коммунизм — учение о классовой борьбе, через пролетарскую революцию и
диктатуру пролетариата ведущей к уничтожению классов, учение о стратегии и
тактике этой борьбы и организации пролетариата в борьбе за эту диктатуру и
осуществление ее задач. Только диалектический и исторический материализм,
сделавший возможным «объективный учет всей совокупности взаимоотношений всех
без исключения классов данного общества, а, следовательно, и учет объективной
ступени развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими
обществами»[3],
только экономическое учение, определившее природу классовой эксплуатации вообще
и капиталистической в частности, — создали научный коммунизм. Марксизм слил
рабочее движение с научным коммунизмом, ибо политическое движение пролетариата
с необходимостью приводит его к сознанию, что у него нет иного выхода, как
коммунизм, а коммунизм только тогда становится материальной силой, когда
является целью политической борьбы пролетариата. Коммунизм — это не состояние,
заранее установленное, как это было у утопистов, не идеал, с которым должна
сообразоваться действительность, а реальное движение, уничтожающее классы. Главное в научном коммунизме — учение о
всемирно-исторической революционной роли пролетариата как созидателя
коммунистического общества.
Эти три важнейшие составные части марксистского
миропонимания слиты в нем в органическое единство, «Применение материалистической диалектики к переработке всей
политической экономии, с основания ее, — к истории, к естествознанию, к
философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего
интересует Маркса и Энгельса, — говорит Ленин, — вот в чем они вносят наиболее
существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории
революционной мысли»[4].
Из этой единой, последовательной системы взглядов
марксизма, истина которых подтверждена и ежечасно подтверждается, исторической
практикой, нельзя безнаказанно удалить или игнорировать ни одной части, не
попадая в буржуазно-реакционное болото.
Итак, марксизм как общественно-политическое течение
возник и оформился на базе классовой борьбы пролетариата, учета революционного
опыта и революционной мысли всех стран света, в условиях развития промышленного
капитализма. Сама история объявила суд над старым миром, а обвинителем и
выполнителем приговора над ним, его могильщиком сделала пролетариат. Этим
смертным приговором в экономической, политической и теоретической областях и
является марксизм, сливший в диалектическое единство революционную теорию и
революционную практику.
Только диалектический материализм дал человечеству, и
пролетариату в особенности, великое орудие познания и действия и указал «выход
из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы»[5].
Только экономическое учение марксизма разъяснило действительное положение
пролетариата в общем строе капитализма. Только научный коммунизм в учении о
классовой борьбе и диктатуре пролетариата указал пролетариату путь в общество,
в котором «свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех».
История со второй половины XIX столетия, еще в недрах капиталистического
общества — в лице Маркса и Энгельса — положила начало новому течению
теоретической мысли — марксизму. И только «идя
по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все
больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, — пишет гениальный ученик и продолжатель
марксизма Ленин, — мы не можем прийти ни к чему, кроме путаницы и лжи»[6].
Комментариев нет:
Отправить комментарий