понедельник, 3 октября 2016 г.

Введение

Партия Ленина — Сталина, критически обобщившая великий опыт мировой культуры и классовой борьбы, признаёт выдающуюся роль революционной теории, с величайшим мастерством претворяя в жизнь принципы научного коммунизма
Впервые в истории общественной науки великая партия большевиков, опираясь на все завоевания мировой науки и культуры, определила конкретные пути, формы, средства и исторические сроки построения коммунизма. Об этом обществе, где судьбы народов определяются их планомерной, сознательной деятельностью, где всё общественное богатство находится в распоряжении народа, используется для его блага, мечтали самые передовые представители человеческой культуры на протяжении многих веков её развития. Теперь эти мечты претворились в действительность, осуществляемую миллионами трудящихся нашей родины.
Оттого всё прогрессивное и передовое человечество так пристально изучает опыт идейной и политической борьбы партии большевиков за победу социализма. Оттого так велика притягательная сила мировоззрения марксистско-ленинской партии — диалектического материализма.
Диалектический материализм даёт единственно последовательную, строго научную, стройную, всестороннюю картину общих законов развития объективного мира и познания.
Вожди международного рабочего движения Ленин и Сталин на великом опыте борьбы и развития ВКП(б), на опыте строительства социалистического общества в СССР и руководства международным коммунистическим движением показали, что подлинное марксистское знание законов общественного развития, поставленное на службу человечеству, делает партию рабочего класса могучей и непобедимой.
«Сила марксистско-ленинской теории состоит в том, что она даёт партии возможность ориентироваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть ход событий и распознать не только то, как и куда развиваются события в настоящем, но и то, как и куда они должны развиваться в будущем.
Только партия, овладевшая марксистско-ленинской теорией, может двигаться вперёд уверенно и вести рабочий класс вперёд.
И, наоборот, партия, не овладевшая марксистско-ленинской теорией, вынуждена бродить ощупью, теряет уверенность в своих действиях, не способна вести вперёд рабочий класс»[1].
Такой теорией, выкованной Марксом и Энгельсом, Лениным и Сталиным в упорных боях с врагами рабочего класса, проверенной на огромном теоретическом и научном материале, является теория марксизма-ленинизма.
Критически, творчески преодолевая прежние философские и социологические теории, Маркс и Энгельс рассматривали разработку нового философского мировоззрения как важнейшую задачу в области непосредственно партийной работы, в области строительства революционной партии, способной привести рабочий класс к победе над капитализмом. Маркс и Энгельс неразрывно связывали вопрос об организации революционной партии рабочего класса с разработкой идеологии этой партии.
Борясь за создание последовательно-революционной партии рабочего класса, Маркс и Энгельс, опираясь на всё знание, накопленное человечеством, разработали новое понимание развития природы и человеческого общества. Маркс писал об этом новом мировоззрении, что оно даёт всему прогрессивному человечеству «истинный лозунг борьбы». Ленин и Сталин на опыте истории великой партии большевиков показали верность, историческую правдивость, величайшую активность и жизненность этой теории.
XVIII съезд ВКП(б), опираясь на учение классиков марксизма-ленинизма, призвал народ великой страны социализма к дальнейшему овладению положительными, прогрессивными завоеваниями культуры прошлых веков, современной науки и техники, ставя эти завоевания на службу победоносному строительству коммунизма.
Тов. Молотов в докладе на XVIII съезде партии о третьем пятилетием плане развития народного хозяйства СССР вскрыл огромное значение прошлых культурных завоеваний человечества для строительства коммунизма: «Коммунизм по-своему перерабатывает все эти ценности и достижения, — но не в интересах верхушки общества, а в интересах всего народа и человечества. Надо, не жалея сил, изучать культурное наследство. Надо знать его всерьёз и глубоко. Надо использовать всё, что дал капитализм и предшествующая история человечества, и из кирпичей, созданных трудом людей на протяжении многих веков, строить новое здание, — удобное для жизни народа, просторное, полное света и солнца»[2].
Эти замечательные марксистские положения об овладении культурой прошлого всецело исходят из ленинского учения о том, что именно рабочий класс является законным преемником всего лучшего, что было создано в истории науки, философии, культуры; из того положения, что марксизм вырос как обобщение всех передовых идей, созданных человечеством, всего опыта мирового развития человеческого общества. Марксизм, писал Ленин, возник не в стороне от столбовой дороги развития мировой науки и цивилизации, но как их непосредственное продолжение и развитие.
Создавая мировоззрение революционной партии рабочего класса, Маркс и Энгельс критически, творчески, революционно обобщили и развили идейные завоевания английской политической экономии, французского утопического социализма и немецкой классической философии.
В четвёртой главе «Краткого курса истории ВКП(б)» показано, что Маркс критически и творчески преодолел философию Гегеля, взяв из его диалектики лишь её «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху, развив диалектику дальше, придав ей современный научный вид.
Что же делало философию Гегеля одним из идейных источников марксизма? То, что эта философия явилась величественным итогом всего предшествовавшего научного и философского развития, что гегелевская диалектика, хотя и в извращённой форме, всё же представляла «самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии...»[3], что Гегель, хотя и бессознательно, указывает нам путь, ведущий из лабиринта систем к действительному и положительному познанию мира. Именно «эту, революционную, сторону философии Гегеля воспринял и развил Маркс»[4]. И несмотря на бесспорное влияние Гегеля на Маркса, диалектика Маркса была противоположностью диалектики Гегеля. Маркс был материалистом, Гегель — идеалистом. Маркс критически, творчески преодолел учение Гегеля и создал философию рабочего класса и его партии — диалектический материализм.
Практическая революционная борьба, которую вели Маркс и Энгельс в начале 40‑х годов прошлого века, толкнула основоположников марксизма на критику идеалистической диалектики Гегеля и на критику старого метафизического материализма, в частности материализма Фейербаха.
Маркс и Энгельс с воодушевлением приветствовали появившиеся в 40‑х годах прошлого века материалистические произведения Фейербаха, имевшие большое «освободительное влияние». Но одновременно они критиковали абстрактный, созерцательный, метафизический и непоследовательный характер фейербаховского материализма и идеализм Фейербаха в области истории.
В «Кратком курсе истории ВКП(б)» возникновение диалектического материализма, революционного, научного мировоззрения рабочего класса и его партии, поставлено в историческую связь с положительными, прогрессивными сторонами философского учения предшественников Маркса и Энгельса — немецких философов Гегеля и Фейербаха. Рассмотрим кратко существо их взглядов и характер критического использования их учений основоположниками марксизма.




[1] Краткий курс истории ВКП(б), стр. 339, 1938 г.
[2] Молотов, Доклад на XVIII съезде ВКП(б), стр. 62.
[3] Ленин, т. XVIII, стр. 10
[4] Ленин, т. XVIII, стр. 11.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: