вторник, 12 июня 2018 г.

III. Меньшевистский период в деятельности Г. В. Плеханова

Хронологическая дата — 1903 г. — начала политического грехопадения Г. В. Плеханова — отнюдь не является случайной. Именно в это время начинает сильно обостряться вся обстановка в России, наступает полоса революционных выступлений рабочего класса, всё более явственно чувствуется приближение великой революционной бури в стране.

В этот период, когда жизнь неумолимо требовала перехода к прямым революционным действиям, когда перед социал-демократией во всё большей мере возникали конкретные революционные задачи и необходимость организации борьбы масс, Г. В. Плеханов начинает сдавать.
Плеханова, находившегося в течение многих лет в эмиграции, оторванного от российской действительности, привыкшего к оружию теоретической полемики и не знавшего подлинных настроений рабочих масс в России, оставляет революционное чутьё, и он всё заметнее переходит на оппортунистические позиции. Он был знаком с рабочим движением в России в тот период, когда оно ещё не было массовым и носило по преимуществу стихийный характер, когда партии ещё не существовало. В начале 20‑го века Плеханов уже не знал рабочих и крестьян России, не понимал тех огромных сдвигов, которые произошли в их сознании за прошедшие полтора — два десятилетия. Он был оторван также и от социал-демократических организаций, выросших в рабочих центрах России. Он не понял, что центр международного рабочего движения переместился в Россию, что история поставила перед русским рабочим классом величайшие революционные задачи.
Этот глубокий ум, марксист-теоретик оказался беспомощным перед лицом развивавшихся революционных событий. Его выступления в печати всё более проникались теоретическим резонёрством. Они всё более отрывались от жизни. Всё сильнее и сильнее ощущалось неумение Г. В. Плеханова применить марксистскую диалектику к революционной действительности.
Когда в России по преимуществу развёртывалась теоретическая подготовка социал-демократического движения, Г. В. Плеханов выступал во всеоружии. Когда же рабочий класс России вплотную встал перед задачей революционных действий, Плеханов оказался не на высоте. Он продолжал оставаться только теоретиком и пропагандистом, в то время когда рабочее движение требовало от своих лидеров быть не только теоретиками, но и организаторами масс, политическими полководцами.
Таким политическим вождём, полководцем революционного рабочего движения, прекрасно сочетавшим в себе всю глубину теоретического анализа и гений организатора, выступил В. И. Ленин — политический вождь и руководитель рабочего класса новой эпохи общественного развития. (Аплодисменты).
Ошибочные политические позиции Плеханова после II съезда РСДРП и его оппортунистические взгляды явились прежде всего результатом непонимания им характера новой эпохи, эпохи империализма и пролетарских революций, непонимания революционных задач рабочего движения, а также значения союза пролетариата с крестьянством и руководящей роли пролетариата как в буржуазно-демократической, так и социалистической революции. Новая эпоха в общественной жизни, наступившая в конце 19‑го и начале 20‑го века, означала крайнее обострение всех противоречий капиталистического общества. Со всей неумолимостью она поставила перед трудящимися новые и важные проблемы как в вопросах политики и тактики рабочего движения, так и в области марксистской теории. Перед рабочим классом открывались новые перспективы, революционное движение поднималось на более высокую ступень. Эти вопросы, выдвинутые самой жизнью, можно было решать только на основе творческого применения марксизма. Всемирно-историческая заслуга перед русским и мировым пролетариатом принадлежит В. И. Ленину, явившемуся великим творческим продолжателем марксизма в новую эпоху!
Хотя В. И. Ленин в начале 20-го века ещё не дал всестороннего анализа империализма (как известно, он это сделал позднее, в 1916 году), однако все его работы с начала нашего века уже пронизаны ощущением новой эпохи, осознанием новых закономерностей общественного развития, пониманием остроты классовых антагонизмов. Отсюда и борьба В. И. Ленина за партию нового типа, отсюда ленинская теория социалистической революции, его учение о союзе рабочего класса и крестьянства под руководством рабочего класса, отсюда дальнейшая всесторонняя разработка марксистского учения о диктатуре пролетариата.
Г. В. Плеханов же, не поняв новой исторической эпохи, новых задач рабочего класса, фактически остался на своих старых позициях. К его примиренчеству к меньшевикам вскоре после II съезда партии, к его уступкам в связи с взятой им линией на передачу в руки меньшевиков газеты «Искра», к расхождениям, имевшим место между В. И. Лениным и Г. В. Плехановым по программным вопросам, стали присоединяться крупнейшие разногласия с большевиками по коренным вопросам тактики в связи с начавшейся революцией 1905 года.
Позиция, занятая Г. В. Плехановым по вопросу о движущих силах русской революции, была в корне ошибочной и наносила большой вред рабочему движению. Он не понял своеобразия и особенностей буржуазно-демократической революции в России, происходившей в условиях более острой классовой борьбы, при наличии более развитого пролетариата, чем это имело место в период буржуазных революций 19‑го века на Западе. Плеханов, как и все меньшевики, схематически подходил к вопросу о движущих силах революции, выводил руководящую роль в ней либеральной буржуазии из общего буржуазного характера революции, низводя тем самым роль пролетариата к роли простого её пособника. Как огня, Плеханов боялся, чтобы своей революционностью пролетариат не отпугнул либеральную буржуазию от революции, которая якобы без неё погибнет. Это была фактически линия подчинения пролетарского движения либеральной буржуазии.
Принципиально иной была линия большевиков, линия Ленина. В. И. Ленин выступил с важнейшими положениями о том, что пролетариат может и должен сыграть роль вождя буржуазно-демократической революции в России и, как гегемон этой революции, может и должен повести за собой широкие массы крестьянства, являющегося его союзником. Он выдвинул гениальное положение о перерастании буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую. Глубокое теоретическое и политическое обоснование В. И. Лениным этих принципиально новых установок явилось образцом творческого марксизма, блестящим развитием марксистской теории.
Г. В. Плеханов не понял и не оценил роли крестьянства в предстоящей буржуазно-демократической, а затем и социалистической революции, не увидел потенциальных революционных возможностей, которые таились в борьбе крестьянства за волю и землю. Он не понял, что в новых исторических условиях крестьянство из резерва буржуазии, каким оно было раньше, становилось естественным союзником пролетариата.
Величайшая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он выдвинул и обосновал учение о союзе рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса в борьбе за проведение буржуазно-демократической, а затем и социалистической революции. Опыт революции в России, построение социализма в СССР, опыт стран народной демократии в Европе и Азии показывает, что, если марксистско-ленинская партия неустанно следует заветам В. И. Ленина, постоянно крепит союз рабочего класса с крестьянством, она одерживает победы, добивается серьёзных успехов в социалистическом строительстве. Стоит сойти с этого пути, нарушить союз рабочего класса и крестьянства, предать забвению необходимость его постоянного укрепления — неизбежными становятся провалы, срывы.
После временного поражения революции наступил период реакции. В эти трудные годы (1908–1912 гг.) Плеханов проявляет колебания между большевиками и меньшевиками, неоднократно отходит от меньшевиков. Когда стали распространяться взгляды о том, что якобы настало время ликвидации подпольных организаций партии, Плеханов, возглавив группу так называемых «меньшевиков-партийцев», резко выступил против ликвидаторства. В период роста упадочнических настроений, идейных шатаний Г. В. Плеханов вновь поднимает знамя борьбы за материализм. В эти годы он написал работы «Воинствующий материализм», «Основные вопросы марксизма», статьи о Чернышевском, о Толстом, против религиозных исканий.
В дальнейшем, после известной положительной роли в борьбе против махизма, против ликвидаторства, у Г. В. Плеханова происходит новое, тяжкое политическое грехопадение. Прямую измену делу рабочего класса совершил он в 1914 году, когда, не поняв империалистического характера войны, стал проповедовать реакционный в то время лозунг «защиты отечества», когда отступил от принципов пролетарского интернационализма. Единственно правильную позицию по отношению к империалистической войне заняли большевики. Это была позиция последовательного, до конца пролетарского интернационализма. Опыт истории наглядно показал, что всякое отступление от принципов пролетарского интернационализма стоит рабочему движению много жертв и крови. Опыт истории свидетельствует о великой правоте Ленина, отстоявшего принципы пролетарского интернационализма.
Когда в 1917 году наступила самая ответственная полоса в истории России, когда рабочие и крестьяне всем ходом исторических событий призваны были сказать своё решающее слово о судьбе родины, когда народные массы под руководством большевистской партии во главе с В. И. Лениным ринулись в бой за свержение капиталистического общества, на борьбу против империализма, когда своим героическим подвигом в свершении Великой Октябрьской социалистической революции рабочие и крестьяне вписали в историю России и всего человечества самую величественную страницу, Г. В. Плеханов оказался среди противников Октябрьской революции.
Тот самый Г. В. Плеханов, который в годы 1883–1903 столь замечательно говорил о силе народных масс, о грядущей победе рабочей революции в России, который с горячим гневом и революционной нетерпимостью изничтожал ревизионистов, бернштейнианцев, струвистов и прочих защитников буржуазного общества, отвернулся от рабочих и крестьян. Плеханов не понял Октябрьской революции, предвещал «гибель» революции, говорил о несвоевременности социалистической революции в России, о её незакономерности.
Такова глубочайшая трагедия человека, который, посвятив свою жизнь революционному делу, оказался в незабываемые Октябрьские дни в стороне от революции!
Нельзя отойти ни на шаг от революционного марксизма, не сдавая позиций рабочего класса, правильно утверждал в своё время Плеханов. Нельзя, с другой стороны, говорил он, и отойти от позиции пролетариата в политике или в тактике, не изменяя также, в конечном счёте, мировоззрению марксизма.
Сам Плеханов — во всей своей деятельности, в её прекрасном взлёте в годы 1883–1903, в её падении в 1905–1907 гг., в некотором подъёме в 1908–1912 гг. и в глубоком падении в 1914–1917 гг. — является ярким подтверждением правильности выдвинутых им марксистских положений об органической связи теории и практики, связи философии и политики.

***
Товарищи! Широко известно, с каким уважением и любовью относился В. И. Ленин к Г. В. Плеханову. Несмотря на острые споры и расхождения с ним по принципиальным вопросам, В. И. Ленин стремился сохранить его для партии, прилагая немало усилий для того, чтобы удержать его от засасывающей меньшевистской трясины.
Никогда В. И. Ленин не ставил Г. В. Плеханова на одну доску с другими своими идейными противниками, высоко ценил в Плеханове его ум, его громадные знания, его борьбу за марксистскую философию.
Большой интерес представляет в связи с этим письмо В. И. Ленина Г. В. Плеханову, написанное им осенью 1905 года по случаю основания в Петербурге легальной социал-демократической газеты «Новая жизнь». Ленин старается убедить Плеханова ввиду революционных событий в России и наличия почвы для «общей работы» войти в редакционную коллегию этой газеты.
В своём письме В. И. Ленин пишет о сознании «крайней ненормальности того, что лучшая сила русских с.‑д. стоит в стороне от работы» (Ленин, Соч., т. 34, стр. 314).
Обращаясь к Плеханову, В. И. Ленин подчёркивает, что в современных условиях «политически расходиться нам теперь было бы крайне нежелательно, крайне неуместно, крайне вредно для социал-демократии» (там же, стр. 315). В такой момент, который переживает Россия, продолжал В. И. Ленин, «Ваши громадные знания и громадный политический опыт страшно нужны русскому пролетариату» (там же, стр. 316). Так убеждал В. И. Ленин Плеханова не отходить от общей революционной работы. К сожалению, Г. В. Плеханов, находясь под влиянием своих меньшевистских друзей, под влиянием лидеров II Интернационала, не внял предложению В. И. Ленина и даже не ответил на его письмо.
В декабре 1906 г., когда происходила самая острая полемика между большевиками и меньшевиками, Ленин отмечал, что теоретические работы Плеханова «главным образом критика народников и оппортунистов — остаются прочным приобретением с.‑д. всей России, и никакая «фракционность» не ослепит человека, обладающего хоть какой-нибудь «физической силой ума», до забвения или отрицания важности этих приобретений» (Ленин, Соч., т. 11, стр. 375).
В последующие годы В. И. Ленин, остро критикуя меньшевистский оппортунизм Г. В. Плеханова, неоднократно отмечал также его неумение применить марксистскую диалектику к действительности, несмотря на постоянные ссылки Плеханова на неё. После катастрофического 1914 года, когда Плеханов занял оборонческую позицию, В. И. Ленин резко изменил своё отношение к нему. Однако и в эти годы он не переставал высоко оценивать работы Плеханова первого периода его деятельности, в особенности его философские труды.
В 1921 году, характеризуя в целом работы Плеханова по философии, В. И. Ленин писал: «...уместным мне кажется заметить для молодых членов партии, что нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — всё, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма» (Ленин, Соч., т. 32, стр. 73).
В нынешний исторический период, когда социализм стал могучей силой, когда сложившаяся мировая система социализма оказывает всё большее влияние на весь ход истории человечества, когда марксистское учение празднует свои величайшие победы, имя первого пропагандиста марксистских идей в России — Г. В. Плеханова мы вспоминаем с особым уважением и теплотой.
Сейчас, когда империалистическая реакция судорожно стремится задержать поступательный ход истории и развёртывает одну за другой чудовищные клеветнические кампании против сил социализма, против СССР и стран народной демократии, когда черные силы империализма, организовали контрреволюционный мятеж в Венгрии и агрессию против Египта, ещё раз показав звериный оскал колониализма и контрреволюции, — нельзя не вспомнить прекрасных слов Плеханова, сказанных им в своё время: «стараться замедлять современное социалистическое движение значит совершать самый тяжкий грех против гуманности и культуры» (Плеханов, Соч., т. XI, стр. 61).
Созданная В. И. Лениным и его боевыми соратниками, наша партия прошла славный и героический путь. Никакие суровые испытания, никакие вражеские атаки не ослабили её революционного духа, её воли к победе. Наоборот, они усилили и закалили её, как боевой авангард народа.
Под руководством Коммунистической партии наша Родина стала могущественнейшей социалистической державой, оплотом мира во всём мире, маяком и надеждой всех угнетённых! (Аплодисменты).
Революционные, освободительные идеи марксизма, поднятые В. И. Лениным, всей деятельностью Коммунистической партии Советского Союза на новую, высшую ступень, непобедимы!
Марксистско-ленинское учение живёт и расцветает как самое передовое мировоззрение человечества, как идеология освобождения трудящихся от всех видов экономического, социального и духовного порабощения.
В великих достижениях Коммунистической партии Советского Союза, в мудрой деятельности Коммунистической партии Китая, в делах коммунистических и рабочих партий стран народной демократии, в героической борьбе компартии Франции, Италии и других стран марксистско-ленинская теория творчески обогащается, развивается, всё больше превращаясь в могучую объединяющую силу для всех борцов за мир, социализм и свободу народов! (Аплодисменты).
Да здравствует бессмертное учение Маркса — Ленина, освещающее народам путь к миру и социализму! (Аплодисменты).
Да здравствует славная Коммунистическая партия Советского Союза — верный хранитель революционных традиций нашего народа, последовательный борец за торжество идей марксизма-ленинизма! (Продолжительные аплодисменты).

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: