За 96 километров от Москвы, на границе бывшей Тверской губернии,
в красивом тенистом бору разместился со своими церквями, гостиницами и другими
строениями Николо-Пешновский монастырь. С трёх сторон монастырь окружают
болота, среди которых, словно на островах, видны бывшие монастырские деревни и
села.
Несколько столетий богател и ширился Николо-Пешновский
монастырь. Несколько столетий оглашал он прилегающие окрестности ежедневно
звоном своих тяжёлых колоколов, напоминая своей вотчине о послушании и молитве.
А вотчина у монастыря скопилась немалая: до 20 тысяч гектаров земли прибрал к
рукам монастырь, десятки больших и малых сел и деревень принадлежали ему и
тысячи крестьян, проживающих в этих сёлах и деревнях.
Тяжело, сурово и беспросветно тянули свою жизнь эти
крестьяне — в старину крепостные. Сделавшись в своём крае самым богатым
землевладельцем и душевладельцем, монастырь притеснял и мучил крестьян без
малейшего сожаления. По преданиям, переходившим от старых людей, и по
сохранившимся старым грамотам монастырским видно одно, что монастырь был очень
лютым помещиком. Он действовал не только звоном колоколов, крестом и молитвою,
но и плетьми, оружием, тюрьмами, применяя самые суровые меры для того, чтобы
удержать своих крестьян в полном рабстве и послушании. Нередко крестьяне
приходили, в отчаяние, бежали из родных деревень куда глаза глядят или
отказывались от монастырских тяжёлых налогов и от непосильной работы и
поднимали бунты. В таких случаях монастырь призывал военную силу и жаловался
царю.
Вот как писал монастырь свои жалобы, которые сохранились и
до нашего времени в монастырских архивах:
«Ныне-те наши монастырские
крестьянишки во все(неразборчиво)нятся
сильны, монастыря не строют и во всём нас, богомольцев, твоих, не слушают... В
прошлом, государь, году все крестьянишки и служка Левка Венедиктов с товарищи
приводили на монастырь бунтом и крепости всякие пограбили и казначея старца
Нафанаила смертным боем били и на чепь сажали»...
В другой монастырской грамоте говорится:
«В 1744 году крестьяне села Рогачёва
и других деревень отказались повиноваться монастырским властям. Посланных для
усмирения бунта солдат побили, а капитана покололи. Бунт был подавлен
отправленным по распоряжению сената новым военным отрядом».
Но через 20 лет после этого крестьянского бунта в селе Рогачёве
и соседних сёлах и деревнях опять взбунтовались крестьяне. Был получен указ о
непосильном налоге в пользу, монастыря и о посылке крестьян на строительные работы
в монастыре. По этому поводу главный монастырский строитель Филимон доносил:
«Крестьяне учинились противны
указу, подняли крик, а пущие из них затейщики — села Рогачёва Сергей Иванов сын
Дунаев, деревни Олешина Илья Марков, которых я приказал, взяв, посадить под
караул, причём оные крестьяне приступили ко мне и хотели тех крестьян от меня
отбить и, ухватя меня за рясу, едва не сбили с ног. Затейщики были достойно
наказаны, а прочие крестьяне были обузданы строгими мерами».
Но и освободившись на волю, крестьяне не встретили в жизни
ни света, ни радости. Да иначе и быть не могло. Отпуская крестьян на «свободу»,
монастырь, как и всякий прочий помещик, только и думал о том, как бы устроить и
дальше такой порядок, при котором можно было есть, пить и богатеть за счёт всё
тех же крестьян. Так оно и осталось.
Годной пахотной земли крестьяне получили очень мало, но
много получили болот, по которым ни пройти, ни проехать. За землю и за болота
крестьяне обязаны были платить в монастырь ежегодно; откупные — монастырский
оброк.
Монастырские крестьяне были поголовно безграмотны. Монастырь
же старался эту темноту закрепить в свою пользу. Учителями были всё те же попы
да монахи, а у тех ученье одно: «Трудитесь и повинуйтесь, поститесь, молитесь,
не завидуйте сытым и богатым, ибо на том свете все сытые и богатые будут в аду,
для вас же, крестьян, мы уготовим вечное царство небесное».
Однако ни голодовки, ни посты, ничто не помогало крестьянам выбраться
из нужды. Бедность, нужда беспросветная глядели в монастырщине отовсюду.
Убогие, деревянные избёнки, похожие на хлевы, держались подпорками, словно
старушки на костылях. Шершавые соломенные крыши зарастали травой и даже трубы
на крышах виднелись редко. Печи топились по-чёрному: труб не было, и дым из
печей выходил прямо в избу. Обувью служили чуни, самодельно плетёные из кручёного
льна и пеньки. Одевались во всякое домотканое отрепье, а вместо постели — солома.
В избах горела лучина; самоваров и в помине не было — чаем, сахаром не
баловались. Впоследствии только по большим праздникам стали покупать чай, но
кипятили его в горшках. В общем же — жилище, пища, одеяние и домашняя утварь, и
сельскохозяйственный инвентарь, и худая скотина если она имелась, — всё
говорило о беспросветной нужде.
А какое дело было монастырю до крестьянской нужды. В нём
строго охранялся один и тот же. порядок: ежедневно своими тяжёлыми колоколами
призывать крестьян к кротости, послушанию и молитвам, Весну и лето монастырь
занимался молебствиями не только в своих обширных соборах, но отправлял с
иконами несколько партий монахов по деревням. От одной деревни к другой
крестьяне перевозили жирных монахов на своих подводах. С монастырской иконой
крестьяне призывались монахами молебствовать в стаде, в полях, по отдельным
избам и дворам, во избавление от всяких людских и скотских болезней, от
недородов, от пожаров, от градобития, от всяких бед и несчастий.
В то время невежественный монах заменял собою доктора,
агронома, ветеринара, учителя, а часто и колдуна. Осенью и зимой монахи
заявлялись в деревню на собственных монастырских лошадях, впряжённых в большие
телеги. Вместо походной иконы монахи возили небольшой колокол, в который и
звонили, повесив его у повозки. Этот звон означал, что надо нести монахам
зерно, муку, мясо, лён, шерсть, масло коровье, холст — всё принимается, всякое
даяние благо.
Монастырщина наша была разбита, как и везде, на приходы, а в
каждом приходе были поп, пономарь, а в большом приходе и дьякон, все они ведь
тоже были живы не духом святым. Вот почему было особенно тяжело содержать всю
эту ненасытную братию.
Обирая
крестьян, попы и монахи в благодарность за поедаемый крестьянский труд, своим
лукавым учением глушили в крестьянах всякую светлую мысль, ведущую к более
счастливой человеческой жизни в деревне. Вот почему, когда пришла великая Октябрьская
революция и повсеместно стали улучшать жизнь и быт деревни, в монастырщине ещё
сильно вредили каждому полезному начинанию старые тёмные предрассудки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий