Критикуя теоретический эклектизм Троцкого и Бухарина в
вопросе о профсоюзах, Ленин установил четыре основных требования
материалистическо-диалектической логики. Он выдвигает здесь, во-первых,
требование изучать предмет со всех его сторон, во всех его связях и опосредствованиях,
несмотря на то, что мы никогда «не достигнем этого полностью»; во-вторых, — требование
«брать предмет в его развитии и
самодвижении», в изменении его связей; в-третьих, — по словам Ленина «вся
человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический
определитель связи предмета с тем, что нужно
человеку»[1].
В-четвертых, — требование конкретности
познания.
Эти сжатые, но глубоко содержательные положения,
выдвинутые Лениным, мы должны иметь в виду, при рассмотрении категорий
материалистической диалектики.
Остановимся на наиболее важных особенностях категорий
диалектической логики.
Основное и важнейшее требование материалистической
диалектики, — указывает Ленин, — это «объективность
рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе»[2].
Это — основное положение материалистической теории отражения. Категории
материалистической диалектики суть не пустые
понятия формальной логики, а содержательные формы, отражающие объективное, материальное, конкретное содержание
познаваемого мира. Это — «моменты познания человеком природы». «Форма отражения
природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории»[3].
В логических понятиях есть нечто субъективное, поскольку это понятия человеческого
мышления, поскольку они только отражают объективные процессы в нашем сознании.
Пока логические понятия остаются «абстрактными» понятиями, пока они остаются
оторванными от отражаемых ими процессов — они субъективны. Однако для нас важно
подчеркнуть, что в процессе познания наши понятия все полнее и всестороннее
выражают объективное содержание мира. «Человеческие понятия, — резюмирует
Ленин, — субъективны в своей
абстрактности, оторванности, но объективны
в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике»[4].
Но предмет, вещь, любой вопрос, как мы уже знаем,
необходимо изучать во всех его связях и опосредствованиях; должна быть взята,
как формулирует Ленин, «вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим». Должно быть изучаемо «развитие этой вещи (respective явления),
ее собственное движение, ее собственная жизнь»[5].
Эти требования диалектической логики в первую очередь
относятся и к наиболее общим понятиям. Каждое понятие находится в известном
отношении, в известной связи со всеми
остальными. Это происходит потому, что каждое понятие, взятое в отдельности,
отражает какие-либо одни стороны
единой объективной действительности. «Совокупность
всех сторон явления, действительности и их (взаимо) отношения — вот из чего складывается истина, — указывает Ленин. — Отношения
(= переходы = противоречия) понятий = главное содержание логики»[6].
Категории логики, ее основные понятия должны быть
рассматриваемы нами в их взаимоотношениях — в тех связях и отношениях, которые
имеют место между сущностью и явлением, между содержанием и формой, между
возможностью и действительностью. Каждая
категория связана со всеми остальными категориями. Эти понятия не
«вытекают» чисто логически одно из другого, как то, полагают идеалисты, но
отображают с различных сторон объективный мир, природу и общество.
Однако это обстоятельство отнюдь не означает, что
категории логики неподвижны: в неподвижных, мертвых понятиях не могла бы
получить правильное отражение живая жизнь природы и общества, со всеми ее
изменениями, ее связями и изменениями этих связей... «Если все развивается, — спрашивает
в одном месте Ленин, — то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит мышление не
связано с бытием. Если да, значит есть диалектика понятий и диалектика познания,
имеющая объективное значение»[7].
Поэтому Ленин подчеркивает наряду с взаимозависимостью понятий всех «без исключения», также и «переходы понятий из одного в другое,
всех без исключения». «Человеческие понятия, — замечает он, — не неподвижны, а
вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они
не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с
ними» (Энгельс) требует всегда изучения движения
понятий, их связи, их взаимо-переходов»[8].
Это движение и развитие понятий не есть, однако, чисто
логическое самодвижение самих понятий: процесс
человеческого познания отражает объективное движение природы и общества и
человеческой деятельности. Познание мира, его отражение, единство субъекта с
объектом, с вещами, есть процесс.
Лишь в процессе познания, отражающего
процесс изменения объективного мира и поэтому лишь постепенно, сторона за
стороной, ступенька за ступенькой охватывающего всеобщую связь и закономерность
действительного мира, — в ряде относительных истин складывается наше познание
абсолютной истины.
Поэтому Ленин сравнивает отражающее этот мир познание
человека с рекой, а понятия — с отдельными каплями реки, отражающими отдельные
стороны, положения и связи вещей. «Понятия, как учеты отдельных сторон движения, отдельных капель (= «вещей»),
отдельных струй»[9].
Развитие наиболее общих понятий, категорий логики
неразрывно связано со всей историей человеческого общества, с практикой
материального производства и процессом развития производства. Оно связано с историей мышления, с историей философии.
Всякий процесс развития есть процесс, протекающий в
результате борьбы противоположностей. Нами должны быть изучаемы, — продолжает
перечислять Ленин элементы диалектики, — развитие вещи, «внутренние противоречивые
тенденции (и стороны) в этой вещи», «вещь как сумма и единство противоположностей», «борьба respective развертывание этих
противоположностей, противоречивость стремлений etc.»[10].
Соответственно этому и наши понятия «должны быть также
обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях,
дабы обнять мир»[11].
Отражение природы в мысли человека, — говорит Ленин, — надо понимать «не без движения, не без противоречий, а
в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их»[12].
Движение нашего познания в его внутренних противоречиях — это процесс, в
котором происходит раздвоение форм
логического познания. Мир охватывается нашим мышлением в противоположных
одно другому понятиях, во взаимно исключающих и вместе с тем взаимопроникающих
одна другую категориях: сущность и явление, содержание и форма, причина и
действие, необходимость и случайность. Эти категории противоположны, но эти
противоположности становятся тождественными, взаимно проникают друг друга, они
переходят одна в другую.
Отличительными чертами понятий и категорий
материалистической диалектики таким образом являются их объективность, их
взаимная связь, их движение и взаимные переходы, их развитие на основе единства
противоположностей. Но понятия диалектической логики суть материалистические абстракции. Они отражают не отдельные
предметы и не отношения отдельных вещей, а имеют всеобщее, универсальное значение. При помощи логических категорий
мы вскрываем в отдельных явлениях и предметах общее, мы выявляем единство общего и особого в каждом отдельном предмете.
Маркс, Энгельс, Ленин в противоположность вульгарному
ползучему эмпиризму буржуазной науки, со всей силой подчеркнули огромное
научное значение материалистических абстракций. Они показали, что абстракции
материи, закона и т. д. глубже,
вернее, полнее отражают действительность, чем каждый отдельный случай или
отдельное наше представление, ибо с помощью научной абстракции мы познаем за
случайными признаками скрытую сущность
явлений, их закон, их необходимую
связь.
В то же время Маркс в своем «Введении к критике
политэкономии» указал, что метод диалектической логики предполагает, что мы не
только выделяем из непосредственно данного конкретного материала, путем
анализа, некоторые определяющие общие отношения, простейшие определения, но и
обратное — восхождение, движение от простейшего и абстрактного к более сложному
и более конкретному, не только
разборку, анализ, но и суммирование, соединение, синтез.
Каждая конкретная вещь представляет собой бесконечное множество сторон и
отношений, каждая сторона в отдельности изучается нами посредством выделения
общих определений сущности, законов, необходимых связей. Мы не познаем до
конца, не исчерпываем полностью данного предмета в его конкретности, изучая общие
его связи и отдельные стороны. Однако нет иного пути и способа хотя бы
приблизиться к познанию конкретного, как через
посредство общего, как через посредство анализа (выделения) отдельных
сторон его и синтеза, суммирования полученных общих понятий, простейших
определений. Эту мысль подчеркивает и Ленин: «Значение общего, — говорит он, — противоречиво, оно мертво, оно нечисто,
неполно и т. д. и т. д., но оно только и есть ступень к познанию конкретного,
ибо мы никогда не познаем конкретного полностью. Бесконечная сумма общих понятий, законов и т. д., дает
конкретное в его полноте»[13].
Наше познание открывает непосредственно в бытии, в
непосредственных явлениях их сущность, их закон, причины, их тождество,
различие. «Таков, — говорит Ленин, — действительно общий ход всего человеческого познания, всей науки вообще. Таков
ход и естествознания, и политической
экономии, и истории»[14].
Ленин показывает на примере логики «Капитала» Маркса, как здесь анализ берет
«самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное,
миллиарды раз встречающееся отношение
буржуазного (товарного) общества: обмен товаров»[15].
Марксистский анализ вскрывает в этой основной клеточке буржуазного общества
зародыши всех противоречий современного общества. Дальнейшее изложение Маркса
показывает развитие и рост, и движение этих противоречий и этого общества в
сумме его отдельных частей, от его начала до его конца. Ленин показывает, что в
любом простом предложении, связывающем отдельное и общее, например, — Иван есть
человек, Жучка есть собака, — есть диалектика. «Уже здесь, — подчеркивает Ленин, — есть элементы, зачатки, понятия необходимости, объективной связи природы
и т. д. Случайное и необходимое, явление и сущность имеются уже здесь,
ибо, говоря: Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист дерева и т. д., мы отбрасываем ряд признаков, как случайные, мы отделяем существенное
от являющегося и противополагаем одно другому»[16].
На любом примере, утверждает Ленин, можно показать «превращение отдельного в
общее, случайного в необходимое, переходы, переливы, взаимную связь
противоположностей»[17].
Категории логики являются моментами движения познания, в
котором происходит восхождение от наглядного созерцания к абстрактному мышлению
и возврат к конкретному воспроизведению конкретного путем мышления. В научном
мышлении, как и в действительном развитии, мы таким образом, как бы движемся по кругу, возвращаемся как бы вновь к
исходной точке, к конкретному, объективному миру, осуществляя в диалектическом
методе единство анализа и синтеза. При этом самое движение наших понятий,
вскрытие нами общего в отдельном, сущности за явлениями, противопоставление
нами целого частям, сущности явлению, содержания форме, закона форме его
проявления, причины действию и т. д. — все это движение понятий в марксистском
методе исследования только отражает
реальные соотношения самих вещей. Противоречия категорий только отражает
единство противоположностей, вскрываемое нами в самом изучаемом нами
объективном мире. Этот процесс исследования и движения мысли «кругами» может
совершаться нами бесконечно, ибо
неисчерпаемы стороны и свойства вещей в их развитии, ибо, поскольку вещи
развиваются, каждый раз возможно еще более глубокое познание их связей и
взаимозависимостей, еще более полное усвоение конкретного путем мышления, ибо
каждая новая абстракция дает нам только частичную, относительную истину о
предмете.
Ярко выразил эту мысль Ленин, формулируя «круги» нашего
познания:
«Движение познания к объекту, — говорит Ленин, — всегда
может идти лишь диалектически: отойти, чтобы вернее попасть — отступить, чтобы
лучше прыгнуть (познать?). Линии сходящиеся и расходящиеся: круги, касающиеся
один другого. Узловой пункт = практика человека и человеческой истории»[18].
Или в другом месте: «Деятельность человека, составившего себе объективную
картину мира, изменяет внешнюю
действительность, уничтожает ее определенность (= меняет те или иные ее
стороны, качества), и таким образом отнимает у нее черты кажимости, внешности и
ничтожности, делает ее само-в-себе и само-для-себя сущей (= объективной
истиной)»[19].
Практику и даже более конкретно технику — техническую
практику человечества, процесс развития его производительных сил,- Ленин
включает в процесс познания, неразрывно связывая таким путем логику и историю, превращая категории
диалектической логики в исторические
категории, в категории революционной практики. Понятия и категории
диалектической логики — сущность, закон, содержание и форма, необходимость,
возможность и действительность — мы должны рассматривать не только в их связи,
в их движении, в единстве противоположностей, но и под углом зрения
революционной практики как категории не только логического мышления, но и
революционного действия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий