1. Что нам известно о первых ступенях существования
человеческого общества?
Считается теперь установленным, что на первых ступенях
своего существования человеческое общество мало чем отличалось от остального
животного мира. Их деятельность была направлена на борьбу за существование.
Применение орудий в борьбе за существование очень резко отделило человеческое
общество от животных. Широкое применение сотрудничества и использование
человеком орудий производств превратило его из раба природы во властелина её и
развило те могучие социальные чувства, которые послужили источником величайших
достижений человеческого общества.
2. Что представляла собой первобытная человеческая группа?
Она представляла собой родовой союз, общину; характерные
черты её: 1) отсутствие разделения труда, 2) равенство членов общины
в труде и потреблении продуктов, и 3) чрезвычайно низкое развитие
производительных сил.
3. Какова была техника общества первобытного родового
коммунизма?
Техника была чрезвычайно низка, и власть природы над
обществом первобытных людей была безгранична. Освобождение его от порабощения
природой идёт одновременно с развитием орудий труда.
4. Как развивалась первобытная родовая община?
Успехи производства постепенно изменяли строй жизни родовой
общины. Приручение животных породило возможность накопления богатства — собственность,
сначала родовую, потом личную. Возможность выгодного использования чужой
рабочей силы после перехода от звероловства к пастушеству породило
собственность на людей, рабство, в которое обращались военнопленные. Так
происходило разложение родовой общинной организации.
5. Почему и как разложилась и погибла родовая община?
Перенаселение разложило родовой быт. Развитие техники
породило разделение труда, появились родовые старшины (организаторы работы).
Увеличение частной собственности и установление права наследования повлекло
обогащение отдельных семейств. Развивалось рабство. Зарождалось деление
общества на классы, с неизбежной для классового общества эксплуатацией бедных
богатыми. Выявилась необходимость в учреждении, которое эту эксплуатацию закрепило
бы. Такое учреждение образовалось в виде государства.
6. Каким путём возникло рабство?
Первое значительное разделение труда между обществами — на
скотоводство и земледелие, — увеличив производительность труда, а,
следовательно, и богатство, при тогдашних исторических условиях, неизбежно
привело к установлению рабства. Первое значительное разделение труда породило
первое распадение общества на классы, которое общинно-родовой строй заменило
рабовладельческим.
7. Какова техника рабовладельческого строя?
Преобладающее значение в хозяйстве земледелия, при котором
скотоводство играет уже подчинённую роль, а также оседлая жизнь при ещё
достаточном земельном просторе — вот технические условия рабовладельческого
общества. Само рабство могло появиться только тогда, когда труд начал давать
избыток, порождающий побуждение к превращению военнопленного в раба.
8. Каковы были производственные отношения в рабовладельческом
обществе?
Производственные отношения, т. е. отношения между
людьми в производстве, изменяются с изменением общественной техники. Изменение
общественной техники в данном случае (переход от скотоводства и звероловства к
земледелию), при слабо развитой ещё технике требовало применения в земледелии
массового рабского труда. Отсюда деление общества на класс рабовладельцев и
класс жестоко эксплуатируемых рабов, сведённых на уровень орудий труда.
9. Что представляло собой рабовладельческое общество?
В рабовладельческом обществе существовало довольно
значительное количество мелких земледельческих хозяйств, в которых почти не
было рабов. Эти хозяйства уничтожались конкуренцией крупного рабовладельческого
хозяйства, имевшего дешёвую рабскую рабочую силу. Промысла, как самостоятельной
профессии, не было. Потребность в постоянном увеличении числа рабов влекла
частые постоянные войны. Но количественному увеличению рабов были поставлены
пределы, а чрезмерная эксплуатация делала их труд всё менее и менее производительным.
Таким образом, рабский труд, способствовавший расцвету рабовладельческого
общества, сам же послужил и причиной его гибели.
10. Какую роль играло рабство в истории человечества?
Рабство — усилило разделение труда. И чем больше было
рабовладельческое хозяйство, тем сильнее оно там применялось. Развивалась
пожизненная специализация рабов, например на кузнецов, столяров, ткачей и т. п.
Рабство дало возможность выявиться свободному и состоятельному классу,
обладающему досугом и в то же время вначале связанному с производством.
Благодаря этому в эпоху рабства было сделано много важнейших изобретений и
расцвело искусство.
11. К каким формам хозяйства привёл упадок
рабовладельческого строя?
Вначале, вследствие недостатка рабов и низкой
производительности их труда в латифундиях (крупных рабовладельческих
поместьях), земледелие сначала начало заменяться скотоводством, что требовало
меньше рабочей силы. Поля стали забрасываться, урожайность падала. Тогда,
стараясь заинтересовать самого производителя, в результатах его труда
латифундии стали дробить на отдельные участки[1],
сдаваемые в аренду отдельным земледельцам за определённый оброк. Наряду с
свободным колонатом развивался и несвободный колонат, когда арендаторами
становились рабы за обязательство уплаты оброка или несения трудовой повинности
(барщины). Так рабовладельческая система хозяйства постепенно заменялась
индивидуальной обработкой земли, которая вначале увеличила производительность
труда.
12. Какой строй пришёл на смену рабовладельческому?
Замена латифундий колонатами привела с развитием их к
созданию средневекового крепостного поместного хозяйства или хозяйства феодального.
(Слово «феод» означает поместье, «феодал» — помещик).
13. Какова была техника феодального строя?
Господство ручного, слабо разъединённого на отдельные части,
труда, неразрывно связанного с работой при помощи ручных орудий и инструментов
в отдельных, небольших размеров, мастерских — вот техническая основа
феодального общества, причём изменения в технике производства произошли,
главным образом, не в области земледелия, а в области ремесленного труда.
14. Каковы были производственные отношения в феодальном
обществе?
В феодальном обществе прежние производственные отношения;
рабовладелец — раб, заменяются новыми договорными: феодал — крепостной. Класс
крепостных крестьян занимает иное положение, чем рабы. Крепостные всё же имели определённые
права, были более организованы и, опираясь на крестьянскую общину, оказывали
некоторое сопротивление феодалу. С возникновением городов и ремесленного
сословия в них, классовая борьба происходит также между ремесленниками и
феодалами. Ремесленники организовываются в цехи. Они постепенно сбрасывают свою
экономическую зависимость от помещиков. Борьба внутри цехов между мастерами и
подмастерьями, вызванная стремлением первых прекратить, в целях уменьшения
конкуренции, доступ новых людей к самостоятельному ремеслу, не достигла
значительных размеров вследствие недостаточного расслоения ремесленного
сословия.
15. Каково было хозяйство феодального общества на первых
ступенях его развития?
Хозяйство феодального общества вначале представляло
земледельческий тип хозяйства, натуральный по характеру своего производства,
замкнутый в пределах поместья. Обмен находился в зародышевом состоянии. В
поместьях возникали зачатки средневекового ремесла.
16. Как развивалась феодальная система хозяйства?
Техника сельского хозяйства постепенно развивалась.
Разделение труда между поместьями развивало обмен. Возникали города, как укреплённые
пункты обмена. С развитием городов случайный обмен заменялся постоянным. Это
произвело решительный переворот в экономических условиях. Производство для
сбыта приобрело всеобщий характер. Хозяйство стало товарным, появились деньги.
Крестьянское хозяйство втягивалось в сферу товарных денежных отношений и
приходило в упадок под гнётом усиливающегося обложения помещиком. Таким
образом, феодальное хозяйство из замкнутого, натурального превратилось в
товарное с мировым рынком; хозяйственный центр тяжести перенёсся с феодального
поместья в город.
17. Что представляло собой городское хозяйство феодального
общества?
Городское хозяйство обособляется в своей экономической деятельности
от сельского: деревня добывает сырьё и пищевые продукты, город занимается
обработкой сырых материалов и путём торговли достаёт из других стран то, что не
может произвести сам. Город постепенно превратился из потребительного в
производственный и торговый центр. Внутри города развивались два класса — ремесленники
и торговцы. Рост специализации труда, развитие путей сообщения и торговых
связей, повышение производительности труда вследствие технических
усовершенствований способствовало обогащению городов и возрастанию их
экономического влияния на деревню, где наблюдался застой.
18. Как развивались города в эпоху средневековья?
С развитием ремесла богатели ремесленники. Могущество цехов,
начавшись с их численности и сплочённости, стало заменяться могуществом,
основанным уже на величине капиталов. Но эксплуатация внутри цеховой
организации имела свои пределы, заключавшиеся в цеховых уставах. Новоявленный
капиталист-ремесленник искал себе жертв для эксплуатации вне цеховой
организации. Их он находил в лице разорившихся, вследствие застоя в сельском
хозяйстве, беднейших крестьян. Последние, не имея ни мастерских, ни орудий
труда, ни сырья и в то же время вынужденные искать приработка на стороне,
попадали в кабалу к капиталисту-ремесленнику, превратившемуся в скупщика.
Скупщик снабжал крестьянина необходимыми средствами производства и заставлял
работать его по собственным заданиям. Так создалась средневековая или домашняя
промышленность, находившаяся вне городов, в ближайших деревнях и сёлах.
19. Каковы были экономические последствия развития
городского хозяйства?
Развитие экономической жизни средневековых городов привело к
следующим главнейшим результатам: 1) крепостничество, как основа строя,
было подорвано, а затем и разрушено, 2) цеховой ремесленный строй
разложился, 3) ремесло подпало под влияние торгового и ростовщического
капитала, 4) возникла домашняя капиталистическая промышленность и 5) в
городах вырос и окреп новый класс — торговая буржуазия.
20. Каким образом развитие городов привело к разрушению крепостничества?
Развитие городов, их рынков втягивало дотоле замкнутое
сельское хозяйство во всеобщий товарообмен. Возможность сбыта сельскохозяйственных
продуктов повышала их ценность в глазах помещика и заставляла принимать меры к
повышению производительности сельскохозяйственного труда, тем более что
помещики сами ощущали новую для них громадную потребность в деньгах. Так как
производительность свободного человека выше крепостного, то это и побуждало
помещиков к ослаблению крепостной зависимости и к переходу на иные отношения к
крестьянству, а именно — на отношения денежных обязательств, которые брал на
себя земледелец, получая раскрепощение от помещика. Это раскрепощение крестьян
шло в разрез с основами феодального строя и разрушало его.
21. Почему и как разложился цеховой ремесленный строй?
Развитие кустарной и домашней промышленности (см. гл. V,
п. 18), лишение мелкого производителя ремесленника непосредственной связи
с рынком, вследствие подчинения ремесла скупщическому капиталу, классовая
борьба между мастерами и подмастерьями (см. гл. V, п. 14) — подорвали
и привели к разложению цеховой ремесленный строй.
22. К чему привело разложение ремесла?
Первый существенный удар ремесленному строю был нанесён
образовавшейся домашней промышленностью (см. гл. V, п. 18). Но
домашняя промышленность не давала возможности значительному повышению
производительности труда вследствие невозможности проведения при ней широкого
разделения труда внутри мастерской. Чтобы преодолеть это препятствие
капиталисты — ремесленники — скупщики изменяют организацию производства: вместо
раздачи сырья и орудий производства на дом, они собирают группы производителей
в одну мастерскую, сосредоточив в ней всё необходимое для производства и
подчиняя, таким образом, эту новую организацию своему полному руководству и
контролю. Таким путём из ремесла, через домашнее кустарное производство,
создалась капиталистическая организация производства, называемая мануфактурой.
23. Что такое мануфактурная организация производства?
Под мануфактурой понимается сотрудничество рабочих,
основанное на разделении труда, являющегося в основе ручным. Мануфактурная
промышленность является промежуточным звеном между ремеслом, с его мелким
товарным хозяйством, и крупной фабрикой.
24. К чему привело развитие мануфактурного производства?
Мануфактурное производство довело развитие ручного труда до
крайних пределов. С другой стороны, широкое разделение труда внутри
мануфактурной мастерской, превратившее разнохарактерный дотоле труд рабочего в
механическое исполнение той или иной постоянной части работы, само наталкивало
на мысль частичной замены ручного труда машиной. Таким образом, развитие
мануфактурного способа производства подготовило почву для возможности появления
машин, что произвело громадный переворот во всём строе хозяйства.
25. Что представляли собой великие открытия конца XVIII
века?
Изобретение машин, произведших переворот в организации
производства и самого старого строя. Главнейшие изобретения были: прядильной
машины — Харгревсом в Англии в 1765 г., бумагопрядильной машины Аркрайтом
в Англии в 1789 г., механического ткацкого станка — Картрайтом в Англии в
1789 г., паровой машины Джемсом Уаттом в 1774 г. Эпоха конца XVIII
века по праву считается эпохой промышленной революции.
26. Какую роль сыграли великие изобретения конца XVIII
века?
Изобретения конца XVIII века положили начало машинному
способу производства. Машинное производство разрушало ремесленное и сокращало
потребность в рабочих руках. Образовались большие массы разорившихся
безработных ремесленников, что дало возможность капиталистам довести
эксплуатацию рабочих до громадных размеров. Открытая борьба ремесленников
против машин кончилась неудачей, так как они не могли выдержать конкуренции с
новым способом производства. Крупное машинное производство создаёт гигантскую
капиталистическую промышленность, которая является основой капиталистического
строя.
27. Какова техника капиталистического общества?
Техника капиталистического общества характеризуется
следующими чертами: 1) развитие машинного способа производства в
земледелии и особенно в промышленности, 2) необычайно широкое техническое
разделение труда, 3) применение в качестве двигательной силы пара и
позднее — электричества, 4) громадное развитие и усовершенствование
средств сообщения и связи вплоть до авиации и радио.
28. Что способствовало развитию производительных сил
капиталистического хозяйства?
1) Громадное расширение географических границ
капитализма, 2) международное разделение труда, способствовавшее
обогащению промышленных стран за счёт земледельческих, 3) создание единого
мирового хозяйства, 4) капитализация сельского хозяйства, 5) быстрый
процесс расширенного воспроизводства, т. е. непрерывное до войны 1914–1918 гг.
увеличение средств производства, а именно всякого рода машин, 6) изменение
в связи с этим самого состава капитала в сторону его более высокого строения
(см. гл. II, п. 13), 7) громадный количественный рост рабочего
класса и производительности его труда и 8) громадное развитие внутреннего
и международного кредита, способствовавшего накоплению капитала.
29. Каково классовое строение капиталистического общества?
В капиталистическом обществе два основных класса:
пролетариат, располагающий только рабочей силой и живущий её продажей, и
буржуазия (капиталисты), владеющая всеми средствами производства. Наряду с
этими двумя основными классами имеются промежуточные классы, соответствующие докапиталистической
эпохе. Промежуточными они называются потому, что в процессе капиталистического
развития они расслаиваются и присоединяются к одному из двух основных классов.
Из промежуточных классов самую главную массу представляет крестьянство. С
пролетариатом его сближает труд, с буржуазией — собственность на орудия
производства. В городе ему соответствуют ремесленники, мелкие торговцы, а также
интеллигенция. Промежуточные классы, вследствие своего расслоения, представляют
из себя неустойчивую массу, колеблющуюся между двумя основными классами.
30. Каковы основные признаки капиталистического общества?
1) Товарный характер его производства, 2) монопольное
владение средствами производства меньшинством населения — классом капиталистов
и 3) наёмный труд.
31. Остаётся-ли капиталистическое общество неизменным за
весь период своего существования?
Нет, оно не остаётся неизменным. Промышленный капитализм
поднимается на более высокую ступень финансового капитализма (см. главу II
и III).
32. К чему приводит образование финансового капитализма?
Образование финансового капитализма приводит к империализму
(см. гл. III).
33. Каковы результаты империалистической политики
капиталистических стран?
Империалистическая политика приводит к краху
капиталистический строй (см. гл. IV).
34. Не может-ли капиталистический строй, пришедший к
упадку, сам сойти с исторической арены?
Именно так и смотрит на дело международный меньшевизм.
Революционный-же марксизм, делая вывод о неизбежности краха капитализма, уже
заранее предполагает сильное обострение классовых противоречий в
капиталистическом обществе и революционную борьбу пролетариата считает основным
фактором гибели капитализма.
35. Каковы особенности классов и классовой борьбы в
капиталистическом обществе?
Особенности основных классов в капиталистическом обществе
заключаются в их полной обособленности, непримиримой противоположности их интересов
и высоком уровне сознания классами своих интересов.
Особенности классовой борьбы заключаются в том, что она: 1) захватывает
огромные силы борющихся классов, 2) что она ведётся организованным
образом, 3) что в своём развитии классовая борьба неминуемо переходит в
гражданскую войну, 4) что она направлена не на реформы, а на коренное
изменение всего экономического строя капитализма.
36. Что такое класс?
Класс есть часть общества (соединение людей), связанная
общностью занимаемого ею места в производстве, из чего вытекают их общие
интересы и одинаковые отношения к другим классам.
37. Всегда-ли существовали классы и классовая борьба в
обществе?
Нет, не всегда. В обществе первобытного родового коммунизма
(см. гл. IV, п. 2), где не было ещё частной собственности, не было
различия между членами общества, не было классов, а, следовательно, и классовой
борьбы. Поскольку класс и классовая борьба зародились во времена образования
частной собственности, следовательно, и исчезнуть они могут только при таком
строе, где частная собственность уступит своё место общественной системе
хозяйства, где все средства и орудия производства будут принадлежать обществу,
т. е. при коммунизме.
38. Каким путём достигается образование коммунистического
общества?
Прежде всего — это революционное ниспровержение
капиталистического строя и захват власти пролетариатом. На пути от капитализма
к коммунизму человечеству необходимо пройти через переходный строй, основанный
на диктатуре пролетариата (о диктатуре пролетариата см. гл. VII). Переходный
строй характеризуется тем, что во время его: 1) средства производства из
частной собственности переходят в собственность диктатуры пролетариата, 2) сохраняется
ещё государство, т. к. революция совершается не одновременно по всему миру
и 3) восстанавливаются производительные силы на более высокой технической
основе, путём использования самой могучей энергии — электричества.
Итак, путь к коммунизму лежит через диктатуру пролетариата,
закладывающего в переходный период фундамент крупного организованного планового
хозяйства на основе электрификации (об электрификации см. гл. XIV).
Комментариев нет:
Отправить комментарий