1. Какова конечная цель коммунистической партии?
2. Каковы главные признаки (черты) будущего
коммунистического общества?
Их четыре: 1) общественное владение всеми средствами и
орудиями производства, 2) общественное ведение хозяйства, организованное
по плану, притом на крупных началах, 3) свободный выбор каждым труда и 4) распределение
по потребностям, с полным удовлетворением каждого. Только совокупность всех
указанных признаков даёт понятие о будущем коммунистическом обществе.
3. Почему не будет классов в коммунистическом обществе?
Потому, что исчезнет частная собственность на средства и
орудия хозяйства и, следовательно, исчезнет возможность эксплуатации одних
людей другими, а поэтому не будет и классов в коммунистическом обществе.
4. Почему в коммунистическом обществе не будет
государства?
Потому, что государство есть организация классового
господства и существует оно лишь в классовых обществах, основанных на частной
собственности.
5. Что значит — общественное хозяйство, организованное и
планомерное?
Это значит, что при коммунистическом обществе хозяйство
будет вестись не отдельными лицами, а обществом и притом организованно и
планомерно, т. е. учитывая заранее, посредством особых статистических
учреждений, различные потребности общества и управляя производством на основе
предшествующего учёта потребностей для полного их удовлетворения. Эта черта
коммунистического общества самая главная, отличающая его от всех
неорганизованных форм хозяйства и от капитализма в особенности.
6. Будут ли существовать товары и товарообмен в
коммунистическом обществе между его членами или отдельными странами?
При коммунизме никаких товаров и никакого товарообмена не
будет. Обмен товарами, т. е. продуктами, выработанными для обмена для
наживы (см. гл. I, п. 4), может происходить только в обществе частных
производителей, а так как при коммунизме всё хозяйство будет потребительное, т. е.
будет вестись только для удовлетворения потребностей общества, то никакого
товарообмена не будет и исчезнет самое понятие о товаре. Все будут сдавать
продукты и получать их в неограниченном размере из особых распределителей.
7. Каковы преимущества коммунистического общества перед
капиталистическим с точки зрения развития производительных сил и роста
богатства в обществе?
1) Коммунистическое хозяйство будет организованным,
планомерным и в нём не будет капиталистической анархии производства (см. гл. II,
пп. 5, 6 и 7), а, следовательно, производительные силы общества станут
беспрепятственно и всё время расти, и общественное богатство увеличиваться.
2) При коммунистическом строе не будет классовой
борьбы, и это будет могущественно влиять на развитие производительных сил и
увеличение всеобщего благосостояния.
3) В коммунистическом обществе, вследствие
общественно-планомерной организации производства, получится возможность
максимально использовать завоевания науки в области техники, которые нельзя
полностью использовать при капитализме. Например, для широкого применения
электрификации — основы техники коммунистического общества — требуется
соединение в одно целое всех отраслей хозяйства и отсутствие разрозненных
земельных владений отдельных лиц. Поэтому, хотя начало электрификации положено
и при капитализме, но широко и полностью она может быть проведена только при
коммунизме.
4) Труд в коммунистическом обществе, будучи свободным и
добровольным, потеряет характер ярма и тяжёлой повинности, а потому и будет
наиболее производительным.
8. Каковы преимущества коммунистического строя с точки
зрения свободы всего общества и каждого отдельного человека?
Коммунистическое общество будет наиболее свободным
вследствие: 1) максимально развивающихся производительных сил, что
предоставит возможность удовлетворения всех самых широких потребностей
общества, и 2) общественно-планомерной организации хозяйства, что
превратит человека из игрушки хозяйственных процессов (кризисы, войны,
разорения и т. д.) в их руководителя. Каждый же человек в отдельности
будет свободным, вследствие отсутствия гнёта и эксплуатации и возможности
удовлетворения всех своих потребностей.
9. Какова будет форма организации в будущем
коммунистическом строе?
Об этом сказать что-либо достоверное и научно обоснованное
сейчас очень трудно. Безусловно, коммунистическое общество будет организовано в
мировом масштабе без различия рас и национальностей. Оно не будет иметь
государственных границ внутри и всё в целом также не будет государством, т. е.
организацией, основанной на насилии. Возможно, что в коммунистическом обществе
возникнут совершенно неизвестные сейчас организации и учреждения, построенные
на совершенно новых основаниях.
10. Не создастся ли при коммунизме, для обслуживания
огромной организации общественно-планомерного хозяйства в мировом масштабе,
особого рода бюрократии и каких-либо других привилегированных групп?
Под бюрократией (чиновничеством) понимается группа
должностных лиц, обслуживающих аппарат какой-либо организации, оторванных от
масс, стоящих над массами и живущих в привилегированных условиях, вследствие
наличия у них особой выучки и подготовки. В коммунистическом обществе
бюрократии не будет, т. к. материально все будут обеспечиваться одинаково
и, вследствие уничтожения в будущем узкой специализации, каждый сможет
выполнять попеременно самую различную работу. В переходный же от капитализма к
коммунизму период бюрократия, в частности на службе советского государства,
должна идти на убыль по мере усиления начал выборности и сменяемости
должностных лиц, а также общего культурного подъёма всей массы трудящихся.
11. Будет ли существовать какое-либо принуждение в будущем
коммунистическом строе?
С отмиранием государства умрёт самая большая организация
принуждения. Что же касается принуждения, вызванного отдельными преступлениями,
то, поскольку преступления вызываются материальной необеспеченностью или вообще
несовершенством общественного строя, — при коммунизме этих причин преступности
существовать не будет, а без преступности не будет нужды и в принуждении. На
первых порах, впредь до окончательного оздоровления и улучшения человечества,
останутся разве только больницы и воспитательные учреждения для исправления и
излечения ненормальных людей.
12. Возможно ли полностью и сразу осуществить коммунизм во
всём мире тотчас после низвержения буржуазии?
Учитывая всё сказанное выше, можно сказать, что безусловно
нет. Коммунизму будет предшествовать эпоха: 1) отмирания государства и 2) общественного
перевоспитания человечества. В числе переходных ступеней, предшествующих вполне
развитому коммунизму, выдвигается социализм или социалистический общественный
строй.
13. Есть ли разница между коммунизмом и социализмом?
Под словами «коммунизм» и «социализм» понимаются две
различные вещи: с одной стороны, некоторое будущее общество и с другой — те
учения или теории, которых держатся коммунисты или социалисты. Рассмотрим их
пока в первом смысле. Социализм будет предшествовать коммунизму. Чтобы
достигнуть коммунизма, человечество должно достигнуть чрезвычайно высокой
степени культурности, хозяйство должно иметь сильно развитую технику, чтобы
можно было при малом труде удовлетворить все потребности всех людей. Всё это
наступит постепенно, а вначале, вследствие различных несовершенных как технических,
так и культурных остатков от прежнего строя, распределение будет производиться
не по потребителям, а по труду. Тут не будет ещё полного равенства и останется ещё
известная принудительная система при организации хозяйства и распределении
продуктов. Наличие принуждения обусловливает в известной степени существование
и государства. Вот эту первоначальную ступень коммунизма, когда распределение
производится не по потребностям, а по труду, когда сохраняется государство, — и
называют социалистическим строем. Социалистическое общество называется ещё
коллективистическим.
Советское государство ещё не социалистический строй, так как
при социализме классов уже не будет, а при советской власти даже в мировом
масштабе они в первое время ещё будут существовать.
14. В каком смысле употребляется ещё слово социализм,
помимо обозначения первой ступени коммунистического общества?
Слово «социализм» употребляется ещё в различных смыслах.
Так, например, под социализмом понимают вообще будущее общество, после
капитализма, но производство которого, якобы, будет построено на началах
единоличного или группового мелкого и раздробленного неорганизованного
хозяйства (социализм мелкобуржуазный анархистов и народников эсеров). Существует
ещё учение о буржуазном государственном социализме, при котором, якобы, будут
изменены различные части буржуазного строя с сохранением его основ — частной
собственности, товарного хозяйства, наёмного труда и т. д. Все подобные
понятия о социализме не имеют ничего общего с действительно революционным
движением пролетариата и служат только маской, за которой скрываются зачастую
самые злейшие его враги.
15. Что такое научный и пролетарский социализм
(коммунизм)?
Научный или пролетарский социализм (коммунизм) — это учение
Маркса-Энгельса, которые впервые в истории борьбы пролетариата против буржуазии
поставили вопросы, связанные с этой борьбой, на почву научного изучения и путём
науки обосновали как неизбежность коммунизма, так и пути и средства, ведущие к
нему от капитализма. Маркс и Энгельс научно доказали, что развитие капитализма приведёт,
с одной стороны, к краху его, а с другой — к восстанию против буржуазии
пролетариата, который путём захвата власти и через свою диктатуру придёт
постепенно к коммунизму, освободив тем самым всё человечество от гнёта
капитала. Для ведения классовой борьбы пролетариат должен организоваться в
особую политическую партию (коммунистическую) и вести под руководством её
борьбу за общие коренные интересы рабочего класса. Маркс и Энгельс дали не
только изложение основных положений научного коммунизма, но и глубокое
самостоятельное обоснование этих положений, которое называется материалистическим пониманием истории
или историческим материализмом.
16. В чём заключается сущность материалистического
понимания истории?
«Материалистическое понимание истории, — говорит Энгельс, —
исходит из того положения, что производство, а наряду с ним и обмен продуктами
составляют основу всякого общественного строя. Вследствие этого основные причины
всех общественных изменений и политических переворотов нужно искать не в
головах людей и не в их исторически меняющемся понимании вечной правды и
справедливости, но в изменении способа производства и обмена; их нужно искать
не в философии, а в экономике каждой данной эпохи». В настоящее время новые
производительные силы значительно переросли буржуазную форму их эксплуатации, и
народившийся конфликт между производительными силами и способом производства
(капиталистическим)... «существует в действительности независимо от воли и
желания самих людей, которые его создали». (Энгельс — Анти-Дюринг). Отражение
этого конфликта в головах наиболее эксплуатируемого рабочего класса и
представляет учение о современном социализме. «Конфликт этот состоит в том, что
с развитием капитализма общественно (а не единолично) производимые продукты
стали присваиваться не теми, кто действительно создавал продукты, а
капиталистами». В результате этих противоречий, с развитием капитализма чем
дальше, тем более «способ производства восстаёт против способа обмена,
производительные силы — против того способа производства, который их создал».
Устранение этих противоречий «станет возможным тогда, когда общество открыто,
без всяких колебаний, овладеет производительными силами, управление которыми
сделается невозможным при помощи какого-либо другого способа». Капитализм сам создаёт
ту силу, которая должна и сможет произвести этот переворот, — пролетариат. В
результате своей классовой революционной борьбы «пролетариат овладеет
государственной властью и превратит средства производства в государственную
собственность. Но вместе с тем он прекратит и своё собственное существование,
как пролетариата, и уничтожит все классовые различия и классовые противоречия,
а также и государство». (Энгельс).
Так научно обосновали коммунизм Маркс и Энгельс, в отличие
от всех предшествовавших им выдуманных из головы утопических учений о
социализме.
17. Какой социализм называется утопическим?
Утопическим, ненаучным социализм (и коммунизм) бывает тогда,
когда он обосновывает свою конечную цель указаниями на желательность её, но
когда он не устанавливает в самой жизни тех движущих материальных сил, которые
с необходимостью подготовляют и обеспечивают успех этой конечной цели.
Утопических социалистических учений много. Все они выдуманы из головы и
являются или плодом досужей фантазии или ненаучного понимания хозяйственных
процессов. Главнейшими представителями утопического социализма до Карла Маркса
были: Сен-Симон и Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии.
18. Можно ли сразу осуществить социализм (начальную
ступень коммунистического общества) на другой день после низвержения
политической власти буржуазии?
Сразу этого сделать нельзя по нескольким причинам: 1) захвативший
власть пролетариат неизбежно встречает бешеное сопротивление буржуазии,
окончательная победа над которой требует продолжительного времени, 2) после
низвержения капитализма остаётся многочисленный класс мелкой буржуазии
(крестьянство, кустари, ремесленники и т. п.), изживание мелкого
неорганизованного хозяйства которого возможно только длительными хозяйственными
мероприятиями, на что требуется продолжительный период времени, 3) ни в
одной капиталистической стране производительные силы и организаторские
способности, культурность пролетариата и прочее но достигли ещё высоты,
необходимой для коммунизма. В этой области тоже должна быть проделана большая
продолжительная работа.
19. Какое общество и какой период неизбежны между
социализмом и социалистической революцией?
Переходное общество и переходный период от капитализма к
социализму, отличительные черты которого следующие: 1) существование
пролетарского государства, как политической формы диктатуры пролетариата, 2) наличие
классов, главнейшими из которых являются пролетариат и мелкая буржуазия (в
особенности, крестьянство), 3) осуществляемое пролетарским государством
строительство социализма с использованием для этого всех прочих сил и средств.
20. Чем отличается переходный строй от социализма
(коммунизма)?
Во-первых, существованием при переходном строе товарно-собственнических
отношений и порождаемой ими классовой борьбы; во-вторых, вследствие
существования классов, существованием пролетарского государства, которое
вначале не только не уничтожается, а, наоборот, усиливается для защиты
завоеваний революции.
21. Чем отличается переходный строй от капиталистического?
Во-первых, тем, что при переходном строе государство —
пролетарское, а не капиталистическое, а во-вторых, тем, что политика
пролетарского государства направлена на ликвидацию капиталистических отношений,
тогда как при капитализме они укрепляются властью.
22. Каковы главнейшие задачи пролетарского государства?
1) Укрепление диктатуры пролетариата, 2) привлечение
на сторону пролетариата многомиллионных трудящихся масс (в особенности
крестьянства); 3) максимальное поднятие и развитие производительных сил,
4) максимальное развитие строительства в направлении к социализму, 5) содействие
развитию революционного коммунистического движения в странах господства
капитализма, так как завоевания пролетариата в различных странах будут
закреплены окончательно только мировой революцией.
23. Какую роль играет новая экономическая политика в
развитии пролетарского государства?
Новая экономическая политика (об ней подробнее см. гл. XIII)
является одной из начальных ступеней в развитии пролетарского государства в
переходный период от капитализма к социализму.
24. Какова должна быть форма политической
(государственной) власти в условиях переходного строя?
Опыт России показал, что наилучшей формой власти
пролетариата по свержении капитализма является Советская власть, Советская
Республика (см. гл. XI). Установление её входит в программу всех секций
Коминтерна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий