вторник, 3 апреля 2018 г.

Глава XIV. Промышленность.

1. Какие виды промышленности существуют в Советской Республике?
1) Государственная национализированная промышленность, 2) частнокапиталистическая, 3) смешанная, 4) кустарная и ремесленная и 5) кооперативная.
2. Что такое государственная промышленность?
Промышленность, собственником которой является государство и которая управляется государственными хозяйственными органами, называется государственной.
3. Что такое частнокапиталистическая промышленность?
В Советской Республике такими предприятиями являются: 1) предприятия, собственниками которых являются отдельные частные лица, товарищества или акционерные общества, 2) предприятия, эксплуатируемые частными лицами, товариществами или акционерными обществами на правах аренды у государства, 3) предприятия, взятые на концессию у государства.
4. Что такое смешанная промышленность?
Предприятия, в которых участвуют частный капитал и государство, называются смешанными, причём, в случае преобладания в них частного капитала, они относятся к частнокапиталистической, а при преобладании государственного капитала — к государственной промышленности.
5. Что такое кустарная и ремесленная промышленность?
К такой промышленности относятся предприятия с преобладающим в них ручным трудом и незначительным количеством рабочих (до 10 человек при двигателе и до 20 человек — без него).
6. Что такое кооперативная промышленность?
Это предприятия, производство которых обслуживается самими членами кооператива. Общее количество посторонних лиц не должно превышать 20% всего состава членов кооперативного товарищества.
7. Все ли виды промышленности существовали в России до Октябрьской революции?
Нет, не все. Не было государственной промышленности, так как она была национализирована пролетариатом после Октябрьской революции, а также смешанной по той же причине. Остальные виды промышленности были.
8. Какое промышленное наследие получил пролетариат в результате Октябрьской революции?
Всего перед войной 1914–1918 гг. в России было 18.690 промышленных заведений с 2.210.960 рабочих. С отпадением западных окраин (Польша, Литва, Латвия, Эстония), отошло 6.196 промышленных заведений с 407.700 рабочих. В этих районах была преимущественно мелкая промышленность (в Варшавском промышленном районе 45,6% всех предприятий было с количеством рабочих до 20 человек). Главные потери были в шерстяной промышленности (40% всего производства), кожевенной (35%), пеньковой и джутовой (33%), деревообрабатывающей (24%), химической (22%), добыче и обработке металлов (20%), каменноугольной (5%). Валовая стоимость продукции промышленности, оставшейся в Союзе Советских Социалистических Республик, определяется в 5.770 млн рублей (80%), в районах отошедших — 1.154 млн рублей (20%).
9. Каковы были первые шаги в организации промышленности после Октябрьской революции?
Прежде всего, как ограничение в правах промышленников, декретом от 14 ноября 1917 г. был установлен рабочий контроль. Одновременно делались безуспешные попытки организации крупных трестов на акционерных началах с привлечением частного, но с преобладающим государственным капиталом. После отказа от этого со стороны капиталистов, стала применяться национализация предприятий.
10. Какова была роль профсоюзов в организации промышленности в начальный период промышленного строительства?
Роль их сводилась, главным образом, к сохранению промышленности и к укреплению вновь созданных советских хозяйственных органов. Профсоюзы: 1) проводили рабочий контроль над предприятиями, 2) в случае стихийной национализации брали на себя управление предприятием и 3) сдерживали напор невыполнимых иногда, при тогдашних условиях, требований, предъявляемых рабочими. Только при поддержке профсоюзов Советской власти удалось разрушить капиталистические основы промышленности и заложить фундамент нового советского хозяйства.
11. Каковы были методы организации промышленности в первый период после Октябрьской революции?
Необходимость: 1) взять на учёт возможно большое количество хозяйственных ценностей, 2) действительного устранения буржуазии от управления промышленностью и 3) целесообразного расходования хозяйственных ценностей в интересах всей Советской Республики — выдвигали централизацию, как основной метод управления промышленностью.
12. Какой орган создан был Советской властью для руководства промышленностью Республики?
Этот орган был создан декретом 1 декабря 1917 года в виде Высшего Совета Народного Хозяйства. ВСНХ развился из Всероссийского совета рабочего контроля. ВСНХ должен был объединить и руководить всем народным хозяйством (хотя фактически это руководство ограничивалось, главным образом, промышленностью), ему предоставлялось право конфискации, принудительного синдицирования торговли и промышленности и т. д.
13. Почему и как совершился переход от рабочего контроля к государственному управлению промышленностью, т. е. к национализации?
Проведение в жизнь экономических мероприятий Советской власти встретило внешнее и внутреннее сопротивление буржуазии (прямое наступление контрреволюции, саботаж технического персонала, заговоры и т. п.). В таких условиях политика рабочего контроля постепенно заменялась национализацией, которая проводилась двояким путём: с одной стороны, вначале, по собственному стихийному почину рабочих, а впоследствии — через специально созданные производственные отделы ВСНХ. И в том, и в другом случае национализации подвергались, в первую очередь, крупнейшие предприятия главнейших отраслей промышленности — металлообрабатывающей, машиностроительной, нефтяной, текстильной и т. п.
14. Каковы были размеры национализации в результате её законодательного проведения?
На 1 декабря 1920 года (фактическое окончание национализации промышленности) из общего количества 6.908 учтённых предприятий, с количеством рабочих в 1.277.505 человек, национализировано было 4.547 предприятий (65,7%).
15. Как была организована национализированная промышленность?
Дабы предохранить национализированную промышленность от расхищения, распыления и развала, решено было её централизовать. Для этой цели были созданы особые коллегии (главки, центры) при ВСНХ. Невозможность охватить главками всю национализированную как крупную, так среднюю и мелкую промышленность, повлекла за собой реорганизацию управления промышленностью. Для лучшего охвата и руководства предприятиями были организованы территориальные органы (группы, кусты) или производственные объединения (ГОМЗА и др.) предприятий.
16. Какова была организация управления национализированной промышленностью?
К концу 1919 года центральный аппарат ВСНХ, управляющего национализированной промышленностью, окончательно оформился. В основе его имеются три группы отделов: 1) отделы общего руководства: а) центральное производственное управление, б) финансово-экономический и счётный отделы, в) комиссия использования, определявшая план распределения продуктов промышленности — предметов широкого потребления, г) совет снабжения и распределения, распределявший продукты промышленности, подлежавшие переработке, д) отдел фабрично-заводской статистики, е) иногородний отдел, руководящий деятельностью Губ. Советов Народного Хозяйства; 2) производственные отделы, соответственно количеству отраслей промышленности (всех 13); 3) подсобные по существу отделы: а) административно-хозяйственный, б) инспекция, в) юридический, г) редакционно-издательский и пр. Президиум ВСНХ образовывался по соглашению с ВЦСПС и утверждался СНК. На местах работали областные бюро ВСНХ и Губсовнархозы.
17. Какую роль играла мелкая кустарная промышленность в период гражданской войны?
В условиях общего недостатка продуктов во время гражданской войны мелкая промышленность временно приобрела важное значение, выполняя важнейшую задачу увеличения товарного фонда Республики, играя роль подсобной к крупной (так, например, за 1920 г. мелкая промышленность дала 148 млн галантерейных изделий, 8.800.000 пар лаптей, 1.500.000 валенок, 10 миллионов экипажных принадлежностей и т. п.).
18. Как была организована кустарная промышленность?
Для управления кустарной промышленностью было создано главное управление по делам кустарной и мелкой промышленности (Главкустпром). Главкустпром как в центре, так и через свои отделения на местах входил в состав Совнархозов, согласовывая свою работу с Наркомземом и его отделениями, так как кустарное производство связано с крестьянским хозяйством. Производство кустарей, непосредственно связанное с производством крупной промышленности, оставалось в ведении производственных отделов ВСНХ, остальное руководилось Кустпромом, который снабжал кустарное производство государственным сырьём лишь постольку, поскольку это сырьё не могло быть по тем или иным причинам переработано на фабрично-заводских предприятиях. Декретом от 7 сент. 1920 г. кустари, работающие без наёмного труда, отличались от мелких промышленных частных предприятий, причём первым, в отличие от последних, предоставлялась большая свобода в заготовке сырья, сбыте продукции и т. п.
19. Каковы были методы регулирования национализированной промышленности?
Регулирование производилось: 1) центральной производственной комиссией ВСНХ, руководившей всем производством через главки и работавшей в тесной связи с комиссией по снабжению рабочих при Наркомпроде, 2) главным топливным комитетом ВСНХ, руководящим заготовкой и распределением топлива для всей промышленности, 3) комиссией использования ВСНХ (см. п. 16) и 4) высшим советом по перевозкам при СНК, устанавливающим план транспортирования грузов. С другой стороны, законом о расчётных операциях и ликвидации всех отношений с подрядчиками, советские предприятия и учреждения замыкались в тесный круг, с проведением в них начал безденежных операций. Только кустарная промышленность оставалась ненационализированной и руководилась Кустпромами.
20. В чём идеи планового хозяйства нашли себе наиболее полное выражение?
В программе электрификации, принятой за основу VIII Всероссийским съездом советов в декабре 1920 года.
21. Какое значение имеет электрификация в деле нашего хозяйственного строительства?
Только при помощи электрификации мы можем значительно поднять производительность труда, при затрате наименьшего количества рабочих рук и материальных средств. Притом, по сравнению с другими формами энергии, электричество имеет ряд важных преимуществ. Для получения его можно выгодно использовать различные источники энергии (водные силы, бурый уголь и т. п.), которые иначе остались бы почти совершенно неиспользованными. Это преимущество вытекает из другого — из возможности крупной централизованной выработки электрической энергии и передачи её на большие расстояния (от водопадов к фабрикам и т. п.).
22. Какое значение приобретает электрификация для промышленного строительства Советской Республики?
Задача Советской власти не только восстановить разрушенное войнами производство, но в процессе восстановления и переустроить, использовав все последние достижения техники и имея целью построение социалистического хозяйства. Это возможно только на основе электрификации. Советской властью намечен такой план электрификации всего народного хозяйства, требующий для своего выполнения громадного количества топлива, металла, рабочей силы и денежных средств. Трудности проведения плана электрификации значительно облегчаются по мере его выполнения, так как уже частичное электрифицирование сокращает расходы для полного его осуществления.
23. Какие ближайшие задачи стоят перед электрификацией в Советской России?
Подъём промышленности Советской России требует в первую очередь восстановления и полного реформирования шахтенного хозяйства Донецкого угольного бассейна. Отсюда первая задача — электрификация его, что позволит преодолеть существующий топливный кризис. Наряду с этим, к электрификации намечена нефтяная промышленность, так как усиленный вывоз за границу продуктов нефтяного производства привлекает в страну валюту для приобретения на неё машин и оборудования для дальнейшего электрифицирования промышленности. Далее, ближайшей задачей является электрифицирование подмосковного и уральского угольных районов, а затем — южного горнопромышленного для использования доменных печей и коксовых газов местной промышленности. Довольно значительное место отводится электрификации железнодорожного и водного транспорта, а также развитию мелкой и средней электрификации для быстрейшего подхода к нуждам сельского хозяйства, а также кустарной и мелкой промышленности.
24. Каковы достижения в области электрификации Советской России?
Ещё до окончательного оформления программы электрификации выявилась острая потребность в усилении снабжения электрической энергией Москвы и Ленинграда. В Московском районе уже в 1919 г. приступлено к постройке мощных — Шатурской (в 120 вёрстах от Москвы, работающей на торфе) и Каширской (в 110 вёрстах от Москвы, работающей на мелкосортном угле) электростанций. В Ленинградском районе пущена электростанция на Уткиной заводи (против Обуховского завода), работающая на торфе, и строится мощная Волховская гидроэлектрическая станция (вблизи ст. «Званки» Сев. ж. д.). На Урале строится Кизеловская электростанция (работающая на угле), в Нижегородском районе, около г. Балахны (работающая на торфе), и в Донбассе — Штеровская электростанция (работающая на антрацитовом штыбе). Так, постепенно начато и продолжается выполнение программы электрификации.
25. Был ли в период гражданской войны проведён в жизнь единый план хозяйства?
Помимо электрификации советского хозяйства, являющейся фундаментом его плановой организации, в виду того, что она рассчитана на длительный период, IX съезд РКП в 1920 году выработал добавочный план восстановления народного хозяйства, рассчитанный на ближайшее будущее. Этот план сводился к разрешению ряда последовательных коренных хозяйственных задач: а) в первую голову улучшение состояния транспорта, подвоз и образование необходимейших запасов хлеба, топлива и сырья, б) машиностроение на производство продуктов массового потребления, г) усиленное производство продуктов массового потребления. В основе составления программы лежало стремление получить возможно большее количество продуктов без учёта того, какой ценой они вырабатываются и как распределяются. Ясно, что о проведении его в жизнь во время гражданской войны не могло быть и речи.
26. Какой орган был выдвинут для руководства всей хозяйственной жизнью страны?
Для разрешения всех вопросов, связанных с построением единого хозяйственного плана, помимо ВСНХ, была организована общеплановая комиссия при Совете труда и обороны (Госплан).
27. Что такое Совет труда и обороны?
Совет труда и обороны, преобразованный на VIII съезде советов из совета рабоче-крестьянской обороны, был создан на правах комиссии СНК, как высший экономический орган Республики, объединяющий хозяйственную деятельность всех экономических наркоматов. СТО имеет свои экономические органы на местах в виде экономических совещаний (Губэкосо, Облэкосо, КЭС и т. п.). Имея своей задачей подойти к установлению сверху до низу единого хозяйственного плана Республики, СТО имеет при себе особую комиссию, под названием — государственная общеплановая комиссия (Госплан).
28. Что такое государственная общеплановая комиссия?
Госплан организован 22 февраля 1921 г. Он распадается на ряд секций: 1) учёта и распределения материальных ресурсов и организации труда, 2) энергетики (преобразована из комиссии по электрификации), с подсекцией топлива, 3) сельскохозяйственную, 4) промышленности, 5) транспортную, 6) внешней торговли и концессий и 7) по районированию. При помощи этих секций Госплан разрабатывает план хозяйственной деятельности Республики.
29. Каковы были результаты промышленной деятельности первых трёх лет революции?
Вследствие разрушительного влияния на промышленность империалистической и гражданской войн, за первые три года революции производство по всем отраслям промышленности сильно сократилось. Так, например, в 1920 году топливодобывающая промышленность дала 29,8% довоенной выработки, металлургическая — 2,4%, химическая — 9,8%, текстильная — 12,2%, спичечная — 14%, кожевенная — 38%, бумажная — 30% и т. д.
30. В чём для промышленности выразился переход к новой экономической политике?
При НЭП‘е, как и раньше, главное внимание Советской власти сосредоточивается на укреплении тяжёлой индустрии (топливо, металлургия и т. п.). Но для развития крупной промышленности необходимо общее экономическое равновесие между городом и деревней. Задача НЭП‘а была, восстановить нарушенное войнами это равновесие, путём предоставления деревне тех продуктов промышленного производства, в которых она нуждалась как в домашнем, так и хозяйственном обиходе. Отсюда стало необходимостью оживить производство мелкой и кустарной промышленности. С этой целью и был издан декрет от 17 мая 1921 г. об отношении к мелкой и кустарной промышленности.
31. Каково содержание и дальнейшее развитие декретов о мелкой и кустарной промышленности?
Рядом декретов в 1921 г. Советская власть оживила мелкую промышленность, привлекая к ней частную инициативу. Была прекращена национализация и муниципализация мелкой промышленности, без отмены её для национализированных предприятий до 1921 г.; каждому гражданину предоставлялось право организовывать мелкие предприятия и т. п. Одновременно предоставлялась большая свобода деятельности промысловой и кредитной кооперации, кустарной промышленности и т. п. Отменив все стеснявшие развитие мелкой промышленности прежние декреты, Советская власть, охраняя лишь интересы трудящихся, распространила на неё все постановления об охране труда, найме и увольнении, тарифах, ученичестве и т. п..
32. Каково было отношение к крупной государственной промышленности с переходом к новой экономической политике?
Восстановление хозяйства Республики это — восстановление крупной государственной промышленности, для которой мелкая должна играть лишь подсобную роль. Для лучшего развития её Советская власть временно отказалась от непосредственного управления мелкой промышленностью, чтобы всевозможные материальные, продовольственные и денежные ресурсы предоставить крупной. С другой стороны, крупные предприятия были переведены на начала точного хозяйственного расчёта с расширением их хозяйственных прав в области управления, свободной мобилизации к использованию материальных ресурсов, закупок на внешнем и внутреннем рынках, расплаты с рабочими продуктами своего производства и т. п.
33. Какие организационные формы приняла крупная государственная промышленность с переходом к новой экономической политике?
«Главкистское» построение промышленности, основанное на государственном снабжении, не соответствовало новым условиям управления, построенным на основе хозяйственного расчёта. Поэтому, главки были заменены другой организационной формой — трестами (о трестах см. гл. III п. 9). Тресты являются первичными хозяйственными ячейками государственной промышленности. Они управляются правлением или единолично управляющим, назначаемым Советской властью. Отличительной и своеобразной чертой наших трестов является то, что они по своим обязательствам отвечают только оборотным, но не основным капиталом и что государство не несёт имущественной ответственности за их невыполненные обязательства.
34. Какими основными признаками руководствовалась государственная промышленность при трестировании?
Производилась группировка предприятий: 1) однородных, связанных территориально, 2) не обязательно однородных, но связанных одной территорией, 3) по признаку исключительно важного значения их для государства, 4) при условии исключительно специального характера производства.
35. Как шёл процесс трестирования предприятий?
Несмотря на плановую подготовительную работу, самый процесс трестированния промышленности в значительной степени происходил стихийно. Это видно из следующей таблички:

Величина трестов по количеству рабочих
Количество
Приходится в среднем рабочих
Трестов
Предприятий в них
Рабочих в них
На 1 трест
На 1 предприятие
Мелкие (до 1000 раб.)
240
1595
86263
359
54
Средние (от 1 до 5 тыс. рабочих)
99
942
231225
2350
245
Крупные (свыше 5.000 рабочих)
41
569
521580
12500
910
Всего
380
3106
839068
2209
270
Отсюда видно, что 2/3 трестов (240 из 380) нужно отнести к группе губернских мелких объединений, имеющих преимущественно местное значение, а, следовательно, основное требование удержать в государственных руках только крупную промышленность не было выполнено. Такое положение при скудости средств могло привести к целому ряду прежних отрицательных явлений, а потому в дальнейшем был произведён пересмотр трестов с целью их сокращения и концентрации.
36. Каково отличие промышленности, организованной в тресты, от прежней её организации в главки?
Являясь организационной формой промышленности периода гражданской войны, главки отличались сильнейшим централизмом, с его следствием — бюрократизмом в деле производства, смешением функций регулирования и управления промышленностью, а также преобладанием распределительно-потребительных функций над чисто производственными. При трестировании промышленности, прежде всего, точно разграничиваются функции регулирования от управления, причём последние целиком отходят к трестам, получающим свободу хозяйственного маневрирования, с развитием инициативы и самостоятельности.
37. Каковы взаимоотношения между промышленностью, организованной в тресты, и государством?
Государственными трестами считаются промышленные предприятия, действующие самостоятельно (в пределах особого устава, утверждаемого государством) на началах коммерческого расчёта, с целью получения прибыли. Трест имеет свой исполнительный орган — правление, контролируемое — ВСНХ и планируемое — Госпланом. Капиталы треста — основной и оборотный — государственные, но ими распоряжается только трест, с целью получения прибыли. Если таковой нет и трест работает с убытком, то государство имеет право переформировать его или закрыть. Прибыль треста принадлежит государству. Наши тресты в основном отличаются от капиталистических тем, что получаемая ими прибыль идёт Советскому государству в фонд социалистического накопления, а капиталистические тресты действуют в интересах отдельных капиталистов против интересов рабочих и крестьян.
38. В какие формы вылилась организация сбыта продуктов трестированной промышленности?
Организация сбыта продуктов трестированной промышленности вылилась в образование синдикатов. Процесс синдицирования трестов начался с 1922 года, прежде всего с отраслей промышленности, вырабатывающих предметы широкого потребления.
39. Как развивалось синдицирование государственной промышленности?
В середине 1923 г. имелось 17 всероссийских синдикатов, охватывающих 176 трестов с 1.786 предприятиями и 524.571 рабочим. Синдикаты в среднем охватывают 68% всех трестов однородной отрасли промышленности и притом, главным образом, крупнейших, что видно из того, что на 1 синдицированный трест приходится 3.000 рабочих, на одно предприятие 300, а в синдицированной — соответственно 1.500 и 135 рабочих.
40. Какова деятельность синдикатов на практике?
Начав с согласования торговой деятельности трестов, синдикаты перешли к регулированию и их производственной работы. Кроме того, синдикаты участвуют в финансировании трестов, предварительно рассматривая целесообразность предоставляемой им банком ссуды, а также берут на себя защиту интересов трестов в области прямого и косвенного обложения, а также и в области транспорта. Наши синдикаты, поэтому, надо рассматривать не как исключительно торговые организации, а как определённую форму организации промышленности.
41. Какая задача встала перед промышленностью в связи с недостатком оборотных средств?
Недостаток оборотных средств выявил большую потребность промышленности в кредите для усиления основного капитала и оборотного как для обычных текущих операций, так и для сезонных работ, когда предприятия нуждаются в дополнительных средствах. Задачи кредитования промышленности, возложенные первоначально на Госбанк, не дали положительных результатов, так как Госбанк оказался не в силах справиться с этой работой. Тогда, в ноябре 1922 года для этой цели был организован промышленный банк.
42. Что такое промышленный банк и какова его задача?
Промбанк является акционерным обществом смешанного типа, что предполагает возможность привлечения частного и иностранных капиталов. Этим он отличается от Госбанка, работающего исключительно на государственные средства. Промышленность, в лице трестов и синдикатов, является пайщиком банка. Промбанк имеет задачей не только кредитовать промышленность, но и проводить политику Советской власти — методами финансового воздействия на промышленность, выдавая и контролируя использование целевых ссуд и т. п. Промбанк пользуется у Госбанка льготным кредитом и работает по указаниям ВСНХ и Госплана.
43. Какие задачи, помимо кредита, встали перед государственной промышленностью с переходом к новой экономической политике?
НЭП в области промышленности предполагает: 1) отбор предприятий по мере их важности и сохранение их в руках государства, 2) установление соответствия между производственными планами и хозяйственными возможностями, 3) ведение предприятий на основах хозяйственного расчёта, 4) свободный выход предприятий со своей продукцией и сырьём на рынок, 5) взаимную оплату за продукцию между государственными предприятиями, 6) заинтересование рабочих через тарифную политику в увеличении производительности труда, 7) уничтожение всевозможных сырьевых монополий, 8) привлечение частной инициативы и капитала, путём сдачи части государственной промышленности в аренду, 9) привлечение иностранного капитала через концессии, 10) свободный, согласованный с Госпланом, НКВнешторгом, выход промышленности на внешний рынок. Все эти задачи были разрешены Советской властью путём соответствующих декретов.
44. Каков порядок финансирования предприятий, переведённых на хозяйственный расчёт?
Предприятия, переведённые на хозяйственный расчёт, финансируются средствами, вырученными от продажи своей продукции, авансами под выполняемые заказы, кратко- и долгосрочными ссудами банков, а также субсидиями от государства, причём последние получает, главным образом, тяжёлая промышленность.
45. Каков порядок снабжения предприятий, переведённых на хозяйственный расчёт?
Предприятия, переведённые на хозяйственный расчёт, снабжаются, смотря по их характеру, или собственными средствами и силами через государственные предприятия, или же в плановом порядке государством, хотя одинаково за плату. Плановое снабжение продовольствием уничтожено, с заменой продовольственного денежным налогом. Остаётся плановое снабжение топливом, а также отдельными монопольными продуктами (платина, спирт), отпускаемыми по особым правилам.
46. Каков порядок распоряжения имуществом государственных предприятий, переведённых на хозяйственный расчёт?
Распоряжение имуществом предприятий, переведённых на хозяйственный расчёт, ограничивается особыми постановлениями, сводящимися: 1) к воспрещению свободного обращения в стране некоторых продуктов (золото, спирт и т. д.), 2) к воспрещению употреблять не по назначению предметы планового снабжения (топливо и др.), 3  к запрещению расходования основного капитала, 4) в предъявлении требования предоставлять право преимущественной закупки продукции, при прочих равных условиях, сначала государственным органам, кооперации и лишь после этого — частным лицам.
47. В каких формах применяется частный капитал в промышленности?
В форме аренды предприятий, концессий и смешанных акционерных обществ.
48. Что такое аренда и какова её роль в промышленном строительстве Советской России?
Аренда предприятий является одним из видов договора о найме имуществ. Срок аренды без разрешения центра не может быть долее 6 лет (практически он колеблется от 2 до 5 лет). Сдача предприятий в аренду не дала больших результатов в смысле привлечения частного капитала. Из предназначенных к сдаче в аренду 7.113 предприятий, сдано (к 1 октября 1922 г., когда сдачи в аренду уже почти прекратились) — 3.874 т. е. 54,4%. Из арендаторов частные лица составляют 49% общего количества арендаторов, трудовые артели — 14%, потребительная кооперация — 22% и государственные предприятия — 12%. Размер предприятий, сданных в аренду, очень невелик: на одно предприятие в среднем приходится 18 рабочих. Количество рабочих на сданных в аренду предприятиях составляет 5–8% общего количества рабочих. Частный капитал арендует, главным образом, лёгкую промышленность, с быстрым оборотом капитала, не проникая совсем в тяжёлую индустрию.
49. Что такое концессии в Советской Республике?
Концессии — это договоры Советской власти с иностранными капиталистами на эксплуатацию государственных или вновь организуемых капиталистами крупных предприятий. Концессионные договоры заключаются СНК на основании заключений главного концессионного комитета и заинтересованного Наркомата. Концессии заключаются на продолжительные сроки и сопровождаются установлением особых гарантий для концессионеров.
50. Как развивалась концессионная политика Советской власти?
Первые переговоры Советской власти относятся к началу 1918 г. Но концессионная политика в период «военного коммунизма» не дала никаких практических результатов в виду особых условий, существовавших в то время (отсутствие свободного товарооборота на рынке и т. п.). Практические результаты концессионной политики в начале НЭП'а (до 1921 г.) уменьшались, вследствие постоянного обесценивания нашего рубля, и только с переходом на устойчивую валюту концессионная политика получила возможность правильного своего развития.
51. Какой орган в Советской России ведает вопросом о сдаче концессий?
Сложность и ответственность концессионной политики побудили Советскую власть создать особый орган, подготовляющий условия заключения концессий. До апреля 1922 г. таким органом был главный концессионный комитет при Госплане; потом он был реорганизован в междуведомственный главный комитет по делам концессий и акционерных обществ при СТО. Так как при заключении концессий играет большую роль политическая и государственная правовая сторона их, то 8 марта 1923 г. ВЦИК'ом утверждено новое положение о главном концессионном Комитете при СНК, являющемся главным руководящим органом по делам концессий и по настоящее время.
52. На чём основан концессионный план Советской власти?
Концессионный план основан на использовании частного капитала в промышленности, а также на учёте концессий, как гарантий внешнего займа. Концессионный план, выработанный как ориентировочный (руководящий) в 1921–1922 гг., имеет в основе следующие расчёты: для подъёма промышленности от уровня её в 1921–1922 гг. до среднего между ним и уровнем 1913 г. потребуется 4 года и 3,5 миллиарда рублей; за ближайшее десятилетие уровень её должен превысить довоенный по разным отраслям на 80–100%, на что потребуется, для доведения до довоенного уровня; 5 миллиардов руб., а выполнение программы целиком на основе электрификации — 9–10 миллиардов рублей. Исходя из этих расчётов и предполагая в первые 4 года уделить из государственных средств на восстановление промышленности 1 миллиард руб., Советская власть определяла желательный приток капитала из-за границы приблизительно в 2–5 миллиардов рублей.
53. Какие практические результаты дала концессионная политика Советской власти?
До средины 1923 г. из 500 концессионных предложений, заключено 25, утверждена 21 концессия. По роду своему утверждённые концессии разбиваются: торговые — 16%, в промышленности химической — 9%, металлургической горной — 8,5%, в лесной — 8,5%, по машиностроению — 7%, в земледелии — 5% и т. д.
54. Каковы условия сдачи концессий иностранцам?
Из практически уже заключённых концессий видно, что основные условия их сдачи сводятся к следующему: 1) концессионеры обязуются выполнять все советские законы об охране труда, причём особо оговаривается количество рабочих, допускаемое к ввозу из за-границы, 2) налоговое обложение концессионеров равняется 4–5% к оборотам предприятий, 3) от таможенных пошлин почти никогда концессионеры не освобождаются, 4) долевое отчисление государству составляет от 5 до 20% валовой продукции, 5) спорные вопросы обыкновенно разрешаются судебными установлениями СССР или третейскими судами, составленными из представителей от обоих договаривающихся сторон по одному и третьего по их выбору.
55. Что такое смешанные общества в Советской Республике?
Смешанные акционерные общества — это одна из форм привлечения частного капитала, причём часть акций (обыкновенно 51%) берёт правительство, а другую часть — 49% частный предприниматель. Это обеспечивает полное охранение интересов государства. Государство свои паи вносит обыкновенно в виде определённого имущества, передаваемого обществу не в собственность, а лишь в пользование на определённый срок. Экспортные и импортные планы смешанных акционерных обществ предварительно рассматриваются НКВнешторгом, причём государство пользуется преимущественным правом закупки ввозимых товаров. К числу смешанных обществ относятся, так называемые, летучие общества, организовываемые на договорных началах для производства определённых операций на небольшой срок в 6–8–12 месяцев. По роду своему смешанные акционерные общества распадаются на торговые — около 70% всех смешанных обществ — и на промышленные, причём в лесной промышленности их — 10%, кинематографической — 10%, рыболовной — 8%, авиационной — 5%.
56. Как отразилась новая экономическая политика на производительности промышленности?
НЭП на производительность промышленности оказал безусловно благотворное влияние. Это можно видеть из следующей таблички, показывающей рост её в процентном отношении к довоенной производительности.

Годы
Отрасль промышленности
Средняя по всей промышленности
Каменный уголь
Нефть
Торф
Металлургия
Резиновая
Чугун
Прокатка
1913
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
1920–1921
27,2
44,8
157
2,7
5,0
12
17
1921–1922
35,7
53,8
138
4,3
7,0
36
20,32
1923–1924
60,0
65,0
14,0
41–48
57. Какие главнейшие затруднения встречает промышленность на пути своего развития?
Главнейшие из них: 1) недостаток сырья, 2) сокращение оборотного капитала, 3) слабая покупательная способность населения, в частности — крестьянства, 4) высокая себестоимость продукции и 5) до 1924 г., неустойчивость рубля.
58. В чём выражается сырьевой вопрос в промышленности?
Сырьевой кризис выражается: 1) в падении технических культур и сбора промышленного сырья, 2) в недостатке денежных средств для закупки сырья, 3) недостатке иностранной валюты для закупки сырья за границей. Сырьевой вопрос осложнялся ещё до проведения политики снижения цен на продукты промышленного производства отставанием цен на сырьё в сравнении с ценами на промышленные фабрикаты. Отсюда зависимость разрешения сырьевого вопроса от, так называемых, «ножниц» (см. гл. XIV п. 63).
59. Каковы причины сокращения оборотного капитала в промышленности?
Перевод предприятий на хозяйственный расчёт потребовал приспособления их производства к условиям рынка. Производственная программа не соответствовала их оборотному капиталу, потребность в увеличении которого превышала сумму более, чем на 300 млн рублей.
Незначительная покупательная способность населения, вследствие неурожая 1921 г., и необходимость расплаты с рабочими заставили промышленность снизить цены на фабрикаты ниже себестоимости (в июне 1922 г. многие товары стоили дешевле довоенного времени), лишь бы только не приостанавливать производства. Это ещё более сократило её оборотный капитал и выявило необходимость его увеличения.
60. Каковы причины высокой себестоимости продукции?
С осени 1922 года наметился перелом в ценах на продукцию промышленности в сторону их увеличения, вследствие расценки её, исходя из себестоимости. Подробное рассмотрение отдельных расходов, образующих себестоимость продукции, свидетельствует о том, что материалы, топливо, рабочая сила стоят не дороже довоенного уровня, накладные же расходы увеличились в несколько раз. Значительность накладных расходов в промышленности объяснялась недостатками технического оборудования предприятий, торгового аппарата, а также налогами на промышленность.
61. Какова роль налогов в деле развития промышленности Советской Республики?
По данным на 1 января 1923 г., доходы от промышленности составляли 30,6% всех доходов государства. Такое высокое обложение промышленности объяснялось необходимостью отказа от эмиссионного дохода для перехода на твёрдый рубль. После проведения денежной реформы 1924 г. налоговое обложение промышленности было снижено.
62. Каковы взаимоотношения хозяйственных органов с профсоюзами в условиях новой экономической политики?
В условиях НЭП‘а, порождающих классовые противоречия, взаимоотношения промышленности с профсоюзами видоизменились. Наряду с большей независимостью административного аппарата промышленности от профсоюзов последние, помимо защиты интересов пролетариата в его борьбе с капиталом, не вмешиваясь непосредственно в управление предприятиями, принимают большое участие в деле подъёма промышленности, участвуя в рассмотрении производственных программ, назначениях руководителей предприятий и т. п. В вопросе об использовании рабочей силы НЭП отразился: 1) в замене трудовой повинности свободным договором о найме, 2) в замене твёрдых норм заработной платы — её минимумом, повышаемым, в зависимости от особенностей каждого предприятия в отдельности, коллективным договором, 3) в увеличении реальной заработной платы приближением её к прожиточному минимуму и 4) в сокращении штатов учреждений и предприятий.
63. Как стоял вопрос о промышленности на XII съезде РКП?
Ко времени XII съезда РКП (17–25 апреля 1923 г.) образовалось большое расхождение между ценами на земледельческие продукты и на фабрикаты промышленности (так называемые «ножницы»). В общем, продукты промышленности расценивались в 2 3/4 раза дороже продуктов сельского хозяйства. Такое положение угрожало экономическому союзу рабочих и крестьян, и с целью изменения создавшегося положения и укрепления смычки, — рассматривал этот вопрос XII съезд партии.
64. Какие решения по вопросам промышленности были приняты XII съездом РКП?
Решения съезда в основном сводились к достижению: 1) максимальной концентрации производства, сокращению, упрощению управленческого аппарата, в целях сокращения накладных расходов, 2) улучшения нашего торгового аппарата, особенно кооперативного, 3) настоящего, делового хозяйственного плана, 4) действительного учёта и контроля промышленности, возможных только при устойчивом рубле, 5) хорошего подбора руководителей хозяйственных учреждений и предприятий.
Съезд подтвердил также благотворное влияние НЭП`а на подъём промышленности и признал её вполне отвечающей задачам хозяйственного строительства Республики.
К практическому осуществлению решений XII съезда РКП по целому ряду причин было приступлено только осенью 1923 г., и к средине 1924 г. «ножницы» были уничтожены.
65. Какова роль государственной промышленности в Советской Республике?
«Только развитие промышленности создаёт незыблемую основу диктатуры пролетариата» (из постановлений XII съезда РКП). Развивающаяся крупная промышленность есть не только источник, дающий основную массовую продукцию, связывающую город с деревней, она ещё и создаёт самый пролетариат, укрепляет его силы и повышает значение его в общей системе народного хозяйства. Через развитие крупной промышленности пролегает путь к социалистическому строю.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: