1. Что такое земельная политика?
Деятельность, направленная на решение вопросов, связанных с
земельными отношениями, называется земельной политикой. Земельная политика
Советской власти заключается в сохранении государственной собственности на землю,
в поощрении крупного государственного и общественного хозяйства, в создании
условий для развития среднего трудового крестьянского хозяйства, в поддержании
малоимущего крестьянского хозяйства и т. п.
2. Что такое сельскохозяйственная политика?
Деятельность, направленная на развитие производительных сил
сельского хозяйства, путём улучшения техники его называется, сельскохозяйственной
политикой. Сельскохозяйственная политика Советской власти заключается в
основном — в воспитании, обучении и подготовке трудового крестьянства к высшим,
более производительным общественным формам ведения хозяйства.
3. В каком отношении между собой находятся земельная и сельскохозяйственная
политика?
Вопросы, связанные с сельским хозяйством, начиная с
Октябрьской революции, ставились и разрешались Советской властью по-разному. В
конце 1917 года вопрос шёл о самой земле. На пороге 1922 года требовалось на
земле, отошедшей трудовому крестьянству, установить порядок, обеспечивающий
получение наибольшего количества продовольственных и сырьевых продуктов. Таким образом,
в настоящее время борьба за культуру земли (сельскохозяйственная политика)
приобретает первенствующее значение в то время, как вопросы самой организации и
устройства земельной площади (земельная политика) постепенно отходят на задний
план.
4. Какова конечная цель земельной и сельскохозяйственной
политики Советской власти?
Организация сельского хозяйства на социалистических началах.
5. Каковы состояние и уровень сельского хозяйства в
России?
Россия — страна наиболее отсталых форм земледельческого
хозяйства. Ещё и теперь имеется залежная система хозяйства (Поволжье, Сибирь),
кочевое хозяйство (Киргизия, Башкирия) наряду с довольно культурным отрубным
хозяйством (Западный край). Около 1/3 всей земли у нас
пропадает под паром. Урожайность, кругом, менее 45 пудов всякого хлеба с
посевной десятины, 30 пудов с пахотной, а за вычетом семян — около 23 пудов.
(Такой же расчёт для Франции даёт — 63 п., Англии — 112 п., Бельгии —
116 п. и т. д.). Средний укос трав в России на десятину даёт 77 п.,
во Франции — 182 п., в Англии — 235 п. и т. д. Причина таких
низких урожаев лежит не в почве, не в климате, а в плохой обработке земли, в
отсталых формах хозяйства. Империалистическая и гражданская война ещё более
ухудшили состояние сельского хозяйства и только с 1922 года начался процесс
культурного его подъёма.
6. Возможен ли скорый переход к коммунизму в сельском
хозяйстве.
Коммунизм в сельском хозяйстве означает наличность крупного
планового производственного хозяйства на основе высокого развития
производительных сил. При наличности в России 18 млн мелких хозяйств,
разбросанных на 1/6 земного шара, при весьма отсталых приёмах
хозяйствования, при малом применении машинизма, — скорый переход к коммунизму в
земледелии невозможен. Однако, ускорение перехода к более высоким формам
хозяйства мыслимо через широкую электрификацию сельского хозяйства, являющуюся
одной из главнейших задач Советской власти.
7. Каковы пути к коммунизму в земледелии?
Пути к коммунизму в земледелии лежат через кооперирование
крестьянского хозяйства (упорядочение землепользования, снабжение семенами,
удобрением, породистым скотом и т. п.), развитие пролетарских
земледельческих хозяйств смешанной обработкой земли (совхозы и проч.) и электрификацию.
8. Каково было положение земельного вопроса накануне
Октябрьской революции?
По данным 1905 года, в Европейской России крестьянские
надельные земли (за вычетом лесов) составляли около 69% всей культурной
площади, помещичьи — 28%, казны и учреждений — 2,2%. Из 40 миллионов десятин
помещичьей земли 32 млн дес. арендовались крестьянством. Крестьянство страдало
от безземелья, так как средний надел на мужскую душу в 1916 году равнялся 1,5–1,8
дес. при 2.000.000 безземельных дворов. Расслоение деревни усиливалось
неравномерным обеспечением скотом: в 1905 г. безлошадные дворы составляли
29%, однолошадные — 30,3%, двухлошадные — 22% и многолошадные только 19% всех
дворов. Пролетаризация деревни усилила отхожие промысла, которыми уже в 1898
году занималось более 8 миллионов крестьян. Ещё более ухудшила состояние
сельского хозяйства империалистическая война, взявшая у деревни 15 миллионов
трудоспособных людей (из общего числа в 27 миллионов) в армию и более 2
миллионов голов скота. Временное правительство 1917 г. аграрный вопрос не
разрешило, и им пришлось заняться Советской власти.
9. Каковы главнейшие земельные законы Советской власти?
Такими законами были: 1) декрет о земле от 26 октября
1917 г., 2) «Основной закон о земле» от 14 февраля 1918 г., 3) «Положение
о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому
земледелию» от 14 февраля 1919 года.
10. Каково значение первого декрета о земле?
Этим декретом собственность на помещичьи, удельные,
монастырские и церковные земли отменялась без всякого выкупа и передавалась со
всем живым и мёртвым инвентарём в распоряжение волостных земельных комитетов и
уездных советов. Коммунистическая партия этим декретом удовлетворила вековое
чаяние трудового крестьянства — передала ему землю и тем укрепила союз
пролетариата и крестьянства.
11. Каково значение «основного закона о земле»?
«Основной закон о земле» был в основе своей разработан
крестьянскими делегатами III Всероссийского съезда советов под
руководством левых эсеров. Этим законом навсегда отменялась в пределах
Советской Республики всякая собственность на землю, недра, леса и т. д., причём
громадная часть (86%) земли прежнего нетрудового владения им передавалась на
раздел крестьянам. В этом законе обращалось главное внимание на крестьянское
хозяйство, о коллективных формах земледелия говорилось лишь мельком.
12. Почему был проведён закон о социализации земли и
каковы его отрицательные черты?
Коммунистическая партия великолепно учитывала отрицательные
стороны «основного закона о земле», заключавшиеся в резко выраженном
индивидуалистическом характере закона, в уравнительной делёжке и т. п.,
предопределявшими в дальнейшем застой в развитии крестьянского хозяйства. Поскольку
закон был выработан непосредственно самим крестьянством и разрешал собой все
тогдашние идеи крестьянства о земле, в целях закрепления союза крестьянства с
пролетариатом наша партия приняла его, но в развитие его Советская власть
издала следующий закон «о социалистическом землеустройстве».
13. Каково значение «положения о социалистическом
землеустройстве»?
«Положение о социалистическом землеустройстве» разрешало
основной вопрос, — кто является собственником земли? И отвечало — государство
(т. е. национализация её). «Основной закон о земле» уничтожал всякую
собственность на землю (т. е. проводил социализацию её), но крестьянин
думал, что поскольку собственника её нет, следовательно, она моя.
Национализация земли убивает в крестьянстве представление о собственности его
на землю. С другой стороны, закон о национализации земли («Положение о социалистическом
землеустройстве»), в противоположность закону о социализации («Основной закон о
земле»), развивает широкую программу коллективизации форм землепользования.
14. Каково значение национализации земли в условиях
диктатуры пролетариата?
Национализация земли сама по себе не является ещё
социалистическим мероприятием. Поскольку она уничтожает абсолютную земельную
ренту, которая проистекает из частной собственности на землю (см. гл. I,
п. 34), она выгодна при капиталистическом строе для промышленной буржуазии
в противовес интересам помещиков. Но в условиях диктатуры пролетариата
национализация земли есть шаг к социализму, так как Советское государство,
получив собственность на землю, может распоряжаться ею, не считаясь с аппетитом
собственников (что неизбежно при капиталистическом строе), в целях построения
социалистического хозяйства (проводя железные дороги, электрификацию и пр.).
Точно также при национализации земли Советская власть имеет возможность лучше
защитить интересы деревенской бедноты от кулацких слоёв деревни.
15. Как протекал аграрный переворот в деревне?
В начале революции происходило стихийное разрушение
крестьянством основ земельной собственности. С начала 1918 г. происходит процесс
уравнительного распределения земли в порядке местного почина и только с весны
1919 года начинается государственно-организационная работа по землеустройству.
В результате разрешения аграрного вопроса явилось уничтожение малоземелья и
безземелья, а также раздробление частновладельческих и перераспределение крестьянских
земель. Значение переворота заключается не столько в дополнительной прирезке
земли крестьянству (душевой надел увеличился незначительно, всего от 1/10
до 3/4 десятины), сколько в изменении характера самого
крестьянского хозяйства (количество крупных хозяйств при общем росте числа
хозяйств уменьшилось, а мелких увеличилось. Было хозяйств, имевших свыше 4 дес.
земли, — 30%, стало — 20%, имевших до 4 дес. было 59%, стало 74% общей
суммы крестьянских хозяйств). Переделы земли имели и свой большой недостаток,
выразившийся в уничтожении хозяйственного усвоения земли, и вызвали в
значительной массе крестьянства стремление к длительному прекращению переделов.
Это обстоятельство было учтено при проведении советского землеустройства.
16. Какую роль сыграл закон об организации деревенской
бедноты?
Чтобы усилить революционное движение в деревне, необходимо
было поднять её бедноту против засилья кулачества. Поэтому, деревенской бедноте
рекомендовалось: 1) организовываться особо, 2) решать все вопросы по
большинству (бедняков больше зажиточных) и 3) производить сообща распашку
земли под руководством местных советов. Созданные летом 1918 года комитеты
бедноты («комбеды») просуществовали недолго, но свою роль расслоения деревни и
ослабления кулачества они выполнили.
17. Какая задача встала перед Советской властью в связи с
земельной революцией?
Уравнение деревни и рост количества мелких хозяйств побудили
Советскую власть к организации высших форм сельского хозяйства самим
государством, а также к постепенному превращению мелкого разрозненного
крестьянского хозяйства в крупное общественное.
18. Что такое коллективное хозяйство?
Это преимущественно крупное хозяйство, в котором обработка
земли не единоличная, а общественная.
19. Каковы преимущества коллективного хозяйства над
единоличным?
Преимущества его заключаются в преимуществах крупного
хозяйства над мелким. Крупное хозяйство: 1) более экономно использует
рабочую силу, 2) применяет усовершенствованные машины и орудия, 3) переходит
к усовершенствованным способам обработки земли и 4) производит полезные
опыты и улучшения: осушку, орошение и т. п.
20. Что такое сельскохозяйственная коммуна?
Это наиболее полное объединение мелких хозяйств на почве
общего производства и распределения по потребностям с полным уничтожением собственности
на орудия производства и средства потребления. В начале своего развития с.‑х.
коммуны работают в интересах только своих членов, являясь самопотребляющей
единицей, и поэтому для социалистического строительства не могут считаться
наилучшими организациями.
21. Что такое сельскохозяйственная трудовая артель?
Это более или менее длительное объединение крестьян на почве
производства, без применения наёмного труда, с сохранением собственности на
орудия производства и с распределением по затратам.
22. Что такое совхозы?
Это — бывшие помещичьи имения, обрабатываемые трудом с.‑х.
рабочих. Совхозы находятся в распоряжении советских органов или крупных,
производственных объединений. Совхозы по форме своей в большинстве являются
крупными коллективными хозяйствами.
23. Каковы были задачи совхозов в условиях,
предшествовавших новой экономической политике?
Политические задачи совхозов: 1) объединить пролетариат
с деревенской беднотой и 2) уничтожить эксплуатацию труда в личных выгодах
кого-либо. Общественные задачи совхозов: 1) стать агрикультурным центром
для окрестного крестьянства, 2) быть школой сельскохозяйственных знаний и
3) воспитывать в крестьянстве привычки общественного ведения хозяйства.
Ясно, что культурные показательные задачи совхозов совмещаются с промышленными —
увеличение с.‑х. продуктов, технических культур и т. п.
24. Как отразился на сельском хозяйстве период гражданской
войны?
Гражданская война усилила упадок сельского хозяйства,
вызванный империалистической войной. В области полеводства это выразилось: 1) в
общем сокращении посевной площади (с 72,2 млн дес. в 1916 году до 60,5 млн дес.
в 1920 г.), 2) в вытеснении наиболее ценных рыночных зерновых
растений (замена пшеницы рожью и т. п.), 3) в упадке ценных
технических культур — льна, хлопка и др. (посевная площадь под ними сократилась
более, чем на 50%), 4) в упадке с.‑х. техники из-за недостатка инвентаря.
В области животноводства: сильное сокращение числа: 1) лошадей (при
увеличении к 1920 г. по сравнению с 1913 г. безлошадных хозяйств с
25,1% до 28,7%, двухлошадных хозяйств уменьшилось на 66,8%, трёхлошадных — на 74,5%,
четырёхлошадных — на 93,8%), 2) молочного скота и 3) свиноводства. В
области форм хозяйства: измельчание их и превращение из товарных в
натурально-потребительские. Общая продукция сельского хозяйства в 1920 году
исчислялась в размере 40% довоенной.
25. Как отозвалась Советская власть на растущий кризис
сельского хозяйства?
Главное внимание было обращено на увеличение посевной
площади. В 1920 году распределено было свыше 7 млн пудов семян и 3.000
вагонов земледельческих машин и орудий. Кроме того, в конце 1920 года был издан
закон «о мерах укрепления и развития сельского хозяйства» (о посевкомах), а в
марте 1921 г. продразвёрстка была заменена продналогом.
26. В чём заключался закон 1920 года о посевкомах?
Этим законом правильное ведение земледельческого хозяйства
объявлялось государственной обязанностью крестьянства. Закон требовал полного
засева полей по заданиям государства, в целях чего запасы семян у хозяев
объявлялись неприкосновенным семенным фондом для внутригубернского его
распределения. Проведение этой работы возлагалось на волостные, уездные и
губернские посевкомы, с привлечением широкой массы трудящихся крестьян.
27. Какую цель преследовал этот закон?
Борьбу с падением урожайности и недосевом как зерновых
хлебов, так и технических культур.
28. Каково было значение для сельского хозяйства закона о
продналоге?
Закон о продналоге предоставлял крестьянству свободу в
распоряжении продуктами его труда, поднимал его производительность, а также
точно устанавливал размер падающих на земледельцев государственных
обязательств. Всё это должно было послужить стимулом к восстановлению сельского
хозяйства на основе личной заинтересованности земледельцев.
29. Сохраняется ли при новой экономической политике
государственная собственность на землю?
Не только сохраняется, но и является необходимой в интересах
трудового крестьянства. Иначе, на почве усиления зажиточных слоёв деревни
возникла бы вновь прежняя эксплуатация бедняков крестьян.
30. Изменяется ли в связи с новой экономической политикой
земельная политика Советской власти?
По существу своему — нет, так как Советская власть получила
возможность непосредственно руководить сельским хозяйством только с переходом к
мирному строительству, что связано с НЭП'ом. В основе своей земельная политика
при НЭП‘е заключается в следующем: 1) сохранение государственной
собственности на землю, 2) обеспечение за крестьянами устойчивого
землепользования на основе свободы выбора его форм, 3) упорядочение общинного
поземельного права, 4) допущение внутри-надельной аренды для временно
ослабевших в своей рабочей силе хозяйств, 5) поощрение с.‑х.
кооперирования и 6) укрепление крупных государственных сельских хозяйств
(совхозов).
31. Какие задачи в области сельского хозяйства встали
перед Советской властью с переходом к новой экономической политике?
Основные задачи — поднятие производительности сельского
хозяйства, на основе раскрепощения хозяйственной инициативы, и внесение ясности
и определённости в прежнее законодательство о землепользовании. Первая задача
разрешалась заменой продразвёрстки продналогом, а вторая — изданием в 1922 году
земельного кодекса (свода) законов, заменившего до 50 крупных декретов и свыше
100 циркуляров центральной власти. Земельный кодекс, утверждённый X Всероссийским
съездом советов, состоит из 3‑х частей: 1) о трудовом землепользовании, 2) о
городских и государственных землях и 3) о землеустройстве и переселении.
32. В каком смысле наш закон понимает право на
землепользование?
От старого строя остался вредный пережиток — принудительная
земельная община. Советская же власть предоставляет право свободного выбора
любой формы землепользования: общинной с широко-полосицей, отрубной, хуторской,
поселково-отрубной и кооперативной. Выбор форм землепользования связан с новыми
приёмами хозяйства, поэтому полные переделы всей земли между населением совсем
запрещаются, а частичные переделы могут быть совершены не ранее, как по
прошествии 3‑х севооборотов (т. е. при трёхполье — 9 лет, четырёхполье —
12 лет и т. д.). Вне общих переделов частичный выдел разрешается только
при требовании его не менее 1/5 числа домохозяев.
33. Что такое хуторское хозяйство?
Это — крестьянское хозяйство вне какого-либо поселения,
включающее в себя усадьбу и все угодья.
34. Что такое отрубное хозяйство?
Это — крестьянское хозяйство без усадьбы, выделенное из
селения.
35. Что такое поселково-отрубное хозяйство?
Это — несколько крестьянских хозяйств, выделенных из селения
без усадеб.
36. Что такое кооперативное хозяйство?
Это — объединение нескольких крестьянских хозяйств в
товарищества для совместной работы без применения наёмного труда.
37. Какую форму землепользования Советская власть считает
наилучшей?
Предоставляя полную свободу выбора форм землепользования самим
земледельцам, Советская власть выдвигает, как наиболее выгодную для
крестьянства и прогрессивную форму, — кооперативно-товарищескую. Таковой она
является вследствие того, что: 1) кооперирование хозяйства влечёт его
укрупнение, а тем самым увеличение его производительности, и 2) при помощи
её лучше всего можно поддержать маломощное хозяйство и обезопасить от
закабаления бедноты кулачеством.
38. Как в Советской России осуществляется право на
пользование землёй?
Право на пользование землёй предоставляется собственником её
— государством и может быть осуществлено только приложением личного труда к
земле.
39. Как по закону понимается право на земли трудового
пользования?
Под землями трудового пользования подразумеваются земли как
принадлежавшие, так и поступившие в пользование крестьянства, вследствие
аграрного переворота. По кодексу, право пользования этой землёй (по размерам, а
не местоположению, которое может быть изменено при землеустроительных работах)
при условии обработки её собственным трудом (рабочей силой семьи) — бессрочно.
Право на новые участки земли трудового пользования предоставляется: 1) путём
отвода этих участков земорганами из государственного земельного фонда, 2) путём
предоставления земли обществами из своего фонда или 3) путём трудовой заимки
земли. Трудовой заимкой земли называется использование необрабатываемой никем
до сих пор земли приложением к ней личного труда, с целью ведения сельского
хозяйства. Заимки отводятся в определённых районах по особым правилам.
40. Как понимается бессрочное право пользования землёй?
Так как в России приложение труда к земле осуществляется
семейным порядком, то это право закрепляется за отдельными дворами. Это право
на пользование землёй прекращается в случае: 1) вымирания или переселения
всех членов семьи (двора) или 2) лишения его по суду. Временное
прекращение ведения хозяйства сохраняет право в течение двух севооборотов в
случае, если члены хозяйства ушли на военную службу, выбраны на советские или
общественные должности, или отошли на трудовые заработки (это не
распространяется на нетрудовые заработки: торговлю, трактирный промысел,
подрядный и т. п.). Последнее обстоятельство помогает беднейшему
крестьянству переходить на работу в промышленность и, в случае безработицы,
обратно возвращаться к земле.
41. Как по земельному законодательству разрешается вопрос
о формах землепользования?
Свобода выбора форм землепользования предоставляется целому
крестьянскому обществу. Чтобы избежать подавления консервативным большинством
передового меньшинства, по кодексу право выхода из общества и выбора любой
формы землепользования предоставляется любой группе и даже отдельному лицу во
время общих переделов, в промежутках же между ними — по требованию не менее 1/5
состоящих в обществе хозяйств. Способ землепользования может быть: 1) общинный,
с уравнительными переделами между дворами, 2) участковый, с неизменными
размерами права двора на землю, и 3) товарищеский-кооперативный. Из них,
как было сказано выше, самый отсталый способ — общинный, а наиболее
прогрессивный — кооперативный.
42. Как обеспечивается прочность и устойчивость
крестьянского землепользования?
Устойчивость крестьянского землепользования необходима для
возможности целесообразных затрат на улучшение техники ведения хозяйства,
возвращаемых с прибылью только по истечении определённого времени. Поэтому, по
земельному кодексу, пахотные земли переделяются не ранее трёхкратного
севооборота. Досрочный передел допускается только при переходе к более
совершенным формам хозяйства (от трёхполья к многополью и т. п.).
Земорганам запрещено принудительным порядком отводить земли, находящиеся в
пользовании крестьянских обществ, для образования советских хозяйств.
43. Как разрешается Советской властью вопрос об аренде
земли и наёмном труде?
Так как земля принадлежит государству, то допущение аренды
для всех граждан, безусловно, недопустимо. Но в исключительных случаях
(временное ослабление хозяйства, вследствие неурожая, пожара и пр., или
временный недостаток рабочей силы, вследствие смерти, мобилизации и пр.) аренда
земли, понимаемая, как временная переуступка права на пользование ею,
допускается на срок до одного севооборота, могущего быть продлённым с особого
разрешения волисполкомов, до двух севооборотов. Аренда должна носить трудовой
характер, т. е. арендуемая земля плюс своя площадь не должны превышать
трудовой нормы семьи арендатора. Наёмный труд тоже разрешается земельным
кодексом, но при условии, чтобы и все трудоспособные члены семьи
трудонанимателя работали наравне с рабочими. Защита интересов наёмных сельхоз
рабочих производится как народным комиссариатом труда, так и профсоюзом
работников земли и леса.
44. Как разрешается Советской властью вопрос о разделе
трудовых хозяйств?
Вообще измельчание крестьянских хозяйств пагубно отражается
на сельском хозяйстве, поэтому губисполкомы для хуторских и отрубных, а для
крестьянских общин — они сами, — могут устанавливать нормы недробимости земли.
Но в обычном порядке кодекс разрешает раздел трудового земледельческого
хозяйства. Не имеют права требовать раздела члены семьи, не достигшие 18
летнего возраста, а также в течение более 6 лет подряд не участвовавшие в
ведении хозяйства по своему желанию (а не в силу обязательной или выборной
службы, учёбы, болезни и пр.). Если делящиеся не могут по взаимному согласию
произвести раздел двора, то его производит волостная земельная комиссия.
45. Как разрешается Советской властью вопрос о городских
землях и государственных земельных имуществах?
Земли, находившиеся к 1 августа 1922 г. внутри
городской черты, признаются городскими. К ним же причисляются земли,
примыкающие к городской черте, если они не находятся в пользовании крестьян или
рабочих организаций. Городскими землями ведает горсовет, а не земорганы. В
состав государственных земельных имуществ входят: 1) советские хозяйства и
2) государственный земельный фонд, составляющийся из земель, не
находящихся под лесами, горными разработками и т. п.
46. Как разрешается вопрос об аренде и концессиях в
сельском хозяйстве?
В районах, перенаселённых и нормальных государственные земли
делятся на 3 разряда: 1) не подлежащие сдаче в аренду, поскольку они имеют
опытно показательное значение, 2) входящие в государственный план
использования их, но могущие в исключительных случаях быть сданными в аренду,
3) не входящие в государственный план использования в ближайшее время за отдалённостью
от центра. Эти земли или сдаются в аренду, или обращаются в землеустроительный
фонд. На концессии могут сдаваться земли в слабо заселённых районах и не
могущие быть использованными в ближайшее время в качестве переселенческого
фонда. Концессии сдаются в каждом отдельном случае по особым договорам,
утверждаемым Наркомземом на определённый срок.
47. Каково положение и задачи совхозов в условиях новой
экономической политики?
В отношении совхозов как агрикультурного, так и
промышленного значения НЭП проявился в переводе их на хозяйственный расчёт и в
частичной сдаче в аренду. Перевод совхозов на хозрасчёт повлёк объединение их в
губсельтресты, объединяемые общегосударственным синдикатом (Госсельсиндикат).
Всего в Госсельсиндикате в мае 1923 г. числилось 1.508 лучших совхозов с
площадью 670.437 дес. земли. Размер трестированных совхозов от 234 до 1.363
дес. земли.
48. Как разрешается Советской властью вопрос о
переселении?
Вопрос о переселении для советского земельного
законодательства новый. Им ведает отдел переселения при Центроземе. За
исключением отдельных плановых перевозок, переселение совершалось стихийным путём,
не поддающимся учёту. В настоящее время ведутся большие работы по обследованию
и подготовлению к использованию переселенческого земельного фонда. Включению в
него намечено по северу Европейской России 717.500 дес., по Сибири — 5.490.798
дес., по отдельным губерниям Европейской России — 2.775.263 десятины.
Значительное количество этой земли требует предварительного проведения больших
мелиоративных работ (осушка, орошение земли и т. п.).
49. В чём заключается лесная политика Советской власти?
Леса СССР составляют 1/3 всех лесов
земного шара, занимая 529 млн десятин. При старом строе были устроены только
27% казённых лесов. Империалистическая и гражданская войны повлекли хищническое
расхищение лесов. Лесоустроительные работы Соввласти начались лишь с 1921 г.
В настоящее время утверждён уже лесной кодекс в соответствии с новыми
требованиями жизни. Согласно кодекса все леса разделяются по роду пользования
ими на 3 категории: 1) местною, 2) общегосударственного и 3) особого
значения. К лесам местного значения, площадью в 13 млн дес., отнесены все
незначительные лесные дачи, предполагаемые к передаче крестьянским обществам по
особым договорам. Леса государственного значения используются с промышленными
целями, причём отпуск леса производится в пределах одногодичной лесосеки,
равной естественному приросту насаждений. Леса особого значения используются в
целях расширения учебно-опытного дела по лесному хозяйству.
50. Какое место уделяется Советской властью сельскохозяйственной
кооперации в деле развития сельского хозяйства?
Советская власть уделяет особо важное значение сельхоз
кооперации, так как это единственный способ поднять сельское хозяйство; при
невозможности оказания большой помощи миллионам разрозненных крестьянских
хозяйств (подробней о сельхоз кооперации см. гл. XVI п. 46–51).
51. Каковы перспективы политики Советской власти в
земельной области?
Социализм возможен только при крупном обобществлённом
хозяйстве. Но поскольку в СССР в сельском хозяйстве такие формы составляют
всего лишь 3%, а 97% представляют разрозненные крестьянские хозяйства, то,
естественно, что в данный период центр тяжести работ Соввласти переносится на
подъём крестьянского хозяйства. Этот подъём будет совершаться по мере усиления
кооперирования сельхоз и электрифицирования его техники. Рост сельхоз
кооперации, работающей у нас под контролем Советской власти, означает замену
индивидуалистического мелкого хозяйства крупным обобществлённым и является
шагом вперёд на пути к социализму. Особенно это обобществление усилится при
электрифицировании деревни, где сама техника сделает невозможным и невыгодным
продолжение ведения мелкого крестьянского хозяйства и заставит крестьян перейти
к социалистическим формам ведения хозяйства. Таким образом, путь к социализму в
области земледелия лежит в развитии крестьянского хозяйства, на основе
национализации земли, через кооперирование его и электрификацию, в крупное
общественное хозяйство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий