вторник, 3 апреля 2018 г.

Глава XIII. Происхождение и основы новой экономической политики.

1. Когда и при каких условиях Советская власть перешла к новой экономической политике?
К новой экономической политике (НЭП) Советская власть перешла в марте 1921 года, когда основные военно-оборонительные задачи были выполнены. Окончание гражданской войны означало возможность и необходимость перехода к такой экономической политике, которая соответствовала бы как нашей экономике, так и состоянию нашего народного хозяйства, сильно пострадавшего от империалистической и гражданской войн (об экономике нашего хозяйства см. гл. XII п. 3).
2. Каково было экономическое состояние народного хозяйства накануне перехода к новой экономической политике?
Для характеристики его остановимся на наиболее важных отдельных отраслях производства. Хлопчатобумажное производство в 1920 г. равнялось 6,6% довоенной выработки, металлическая — 6,7%, уголь — 27%, добыча руды — 1,6%, сахар — 7% и т. п. Ценность промышленной продукции с 3.700 млн руб. в 1912 году упала до 520 млн руб. в 1920 г. Промышленность, дававшая сельскому населению продуктов на сумму 2.000 млн рублей, могла дать в 1920 г. только на 200–250 млн руб. В сельском хозяйстве посевная площадь сократилась с 92.500.000 дес. в 1916 году до 86.000.000 дес., в 1920 г. Количество лошадей сократилось на 40%, коров на 20% и т. д. Если в 1913 году крестьянство выбросило на рынок сельскохозяйственных продуктов на 2.000 млн рублей, то в 1920 году только на 648 млн руб., включая сюда и развёрстку. Соответственно сократилось годичное подушное потребление хлеба с довоенной цифры в 26–27 пуд. до 13–14 пудов.
3. К чему привело падение производительности промышленности и сельского хозяйства за период империалистической и гражданской войны?
Помимо общего уменьшения производства товаров, к нарушению обычного соотношения между промышленностью и сельским хозяйством и их хозяйственного обмена между собой (см. чёрные цифры предыдущего пункта). Этот разрыв экономических связей между городом и деревней угрожал разрывом политического союза между пролетариатом и крестьянством. При таких условиях Советской власти необходимо было, покончив вооружённую борьбу с контрреволюцией, перейти к новой экономической политике, более соответствующей как состоянию производительных сил страны, так и общей экономике её.
4. В чём выразился переход Советской власти к новой экономической политике?
Первым шагом НЭП'а явилась замена обязательной государственной монополии свободным обращением сельскохозяйственной продукции (за вычетом налога) на рынке. Замена развёрстки продовольственным налогом образовывала внутренний рынок и денежный оборот. И то, и другое есть непосредственный результат преобладания в стране мелкого хозяйства. В промышленности НЭП выразился в оставлении на государственном обеспечении узкого круга крупных предприятий, причём деятельность государственных органов — ВСНХ, ГСНХ — постепенно сводится к чистому регулированию промышленности с передачей непосредственных задач производственных и управления самостоятельным хозяйственным организациям — трестам. В регулировании промышленности Советская власть прибегла к методам рынка, купле-продаже, конкуренции, коммерческой калькуляции (точному подсчёту стоимости единицы производства) и т. п. Сущность НЭП'а заключается в том, что и сама деятельность государственных хозяйственных органов в значительной степени контролируется рынком. В связи с расширением рынка НЭП выдвинул новую задачу — создание твёрдых устойчивых денег, без которых не может существовать и развиваться рынок. Итак, НЭП, прежде всего, выразился в том, что пролетарское государство стало на путь использования способов и приёмов, а также учреждений капиталистического хозяйства, для расчистки пути к построению социалистического хозяйства.
5. При каких условиях Советская власть могла бы избежать необходимости перехода к новой экономической политике?
НЭП есть путь к построению социалистического хозяйства в мелкокрестьянской стране. Если бы революция произошла внутри целого ряда развитых капиталистических стран, где уже техническая и экономическая стороны производства доросли до социализма, то в руках пролетариата было бы надёжное орудие экономической связи города с деревней, между промышленными и аграрными странами и было бы возможно более быстрым путём перейти к социализму, несмотря на существование других, технически ещё малоподготовленных к социализму, стран. У Советской Республики, со слабо развитыми производительными силами и с хозяйством, отрезанным от всего остального международного хозяйства, этих предпосылок не было. Таким образом, избежать перехода к НЭП'у Советская власть могла бы лишь при условии хозяйственной смычки с более развитыми индустриальными странами, для чего необходимо совершить пролетарские революции и в других капиталистических странах.
6. Что означал для пролетарского государства переход к новой экономической политике?
После Октябрьской революции Советская власть, учитывая экономику страны и состояние производительных сил, решила не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, рынка, а осторожно и постепенно овладевая ими, подвергать их государственному регулированию. Наступление контрреволюции и вытекающая из него политика «военного коммунизма» изменили первоначальную экономическую политику. НЭП же есть возврат к первоначальной политике медленного изживания капитализма, но с уже изменившимися условиями в лучшую для пролетариата сторону, т. к. Советское государство уже имело прочное внутреннее и международное положение, а также вполне овладело командующими хозяйственными высотами для управления всей мелкобуржуазной стихией. Этими командующими высотами являются национализированные: 1) земля, 2) транспорт, 3) крупнейшая промышленность, 4) банки, а также 5) монополизированная внешняя торговля.
7. Какое значение для Советской Республики имеет переход к новой экономической политике?
Переход к НЭП'у есть изменение формы и содержания союза между городом и деревней пролетариатом и крестьянством, являющегося основой нашей революции и нашего социалистического строительства. С первых шагов Октябрьской революции этот союз держался на совместной борьбе рабочих и крестьян против буржуазного и помещичьего наступления. НЭП — этот боевой союз заменил — мирным хозяйственным. С изменением содержания союза изменилась и форма его. Рост экономического благосостояния крестьянства при НЭП'е есть в то же время и рост его классового самосознания, колеблющегося между сочувствием к пролетариату или к буржуазии, частично возрождающейся при НЭП‘е. Поэтому форма союза между пролетариатом и крестьянством при НЭП'е принимает более гибкую, более устойчивую форму, способную более сильно упрочить этот союз.
8. Какие задачи вытекали для Советской Республики из перехода к новой экономической политике?
Первая, непосредственная, — усилить развитие производительных сил страны, вторая, главнейшая, — направить это развитие не в русло частного капиталистического хозяйства, а в русло Советского государства, т. е. на социалистический путь. Одного развития производительных сил недостаточно, так как НЭП должен явиться не только путём общего хозяйственного развития страны, но и подготовкой к развитию социалистического хозяйства. Эта задача разрешается не через аппарат государственной власти, а путём борьбы на арене рынка между государством и частным капиталом.
9. Какими путями должна была пойти Советская власть для разрешения задач новой экономической политики?
Путём наилучшей борьбы на рынке между государством и частным капиталом, путём организующим и подчиняющим государству развивающиеся производительные силы в стране с мелким хозяйством, при своём развитии склонные к спекуляции и к неорганизованным формам; таким путём является путь государственного капитализма, естественно вытекающего из перехода к новой экономической политике.
10. Что такое государственный капитализм?
Прежде всего, надо отличать государственный капитализм в капиталистическом строе и при господстве пролетариата. В первом случае, он обозначает вмешательство государства в экономическую жизнь страны в интересах капиталистов, означает концентрированную форму могущества буржуазии и представляет заключительный период её диктатуры. В Советской Республике государственный капитализм означает вмешательство государства в экономическую жизнь страны в интересах диктатуры пролетариата, извлечение им прибавочной стоимости для рабочего государства, в целях расширения производства и социалистического накопления, являясь таким образом необходимым этапом на пути к коммунизму. В условиях диктатуры пролетариата государственный капитализм означает допущение капиталистов к извлечению прибавочной стоимости путём эксплуатации известной частичной области народного хозяйства. Но объём материальных источников, подлежащих эксплуатации частным капиталом, определяется не самовозрастанием капитала, т. е. не самими капиталистами, а рабочим государством, регулирующим в интересах приближения к социализму как область применения частного капитала, так и его правовое отношения к труду.
11. Почему государственный капитализм является необходимым этапом на пути к коммунизму?
Потому, что при помощи его и под контролем государства усиливаются крупные формы хозяйства против мелких, передовое хозяйство против отсталого, машинное против ручного; увеличивается количество продуктов в крупной индустрии в руках у пролетариата; усиливаются государственно-упорядоченные экономические отношения, в противовес мелкобуржуазным, неорганизованным. В условиях нашей экономики «не государственный капитализм борются с социализмом, а мелкая буржуазия, плюс частнохозяйственный капитализм, вместе, заодно борются и против государственного капитализма, и против социализма», — говорит т. Ленин. В этом смысле государственный капитализм является необходимым этапом на пути к коммунизму.
12. Каковы формы государственного капитализма в Советской России?
Такими формами являются: концессии, аренда, смешанные общества и кооперация. В форме концессии, используя высокую технику, организованность и крупные средства иностранного капитала, Советская власть укрепляет диктатуру пролетариата, подводя в известной части материальный фундамент под строительство социалистического хозяйства. Аренда отличается этими же положительными свойствами, хотя в меньшем масштабе, поскольку этим путём привлекается частная инициатива и средства к той группе государственных предприятий, которые собственными силами государство пока не в состоянии вести. К типу концессий относятся смешанные общества, организуемые при участии государственного и частного капитала. Кооперация есть проводник государственного влияния, планового задания в толщу мелкого, разрозненного производителя, облегчающий государству учёт, контроль, надзор и организацию их (подробней о концессиях, смешанных обществах см. гл. XIV, о кооперации гл. XVI, п. 36–51).
13. Что является основной опорной позицией пролетариата в условиях новой экономической политики?
Основной опорной позицией пролетариата в условиях НЭП’а является крупная государственная промышленность, в особенности тяжёлая индустрия. Через неё пролегает путь к социалистическому общественному строю. На фундаменте же крестьянского, даже сильно окрепшего хозяйства, — социализма не построить.
14. Какими преимуществами в условиях новой экономической политики обладает пролетариат в борьбе с буржуазией?
Такие преимущества пролетариату даёт: 1) национализация крупной промышленности, сосредоточивающая вокруг себя и подчиняющая себе всё производство страны; 2) национализация транспорта, при помощи которого пролетарское государство регулирует, в своих интересах, движение товаров по рынку; 3) налоговая политика и национализация кредитных учреждений, дающие возможность перемещать большую часть частнокапиталистических доходов в государственное хозяйство; 4) государственная монополия внешней торговли, обусловливающая выгодность для пролетариата вторжения в Республику иностранного капитала и создающая необходимый для восстановления нашего хозяйства положительный баланс, т. е. превышение ценности нашего вывоза над ввозом к нам.
15. Отпадает ли при новой экономической политике необходимость и возможность планового хозяйства?
Государственный план хозяйства в условиях новой экономической политики, особенно на первых порах, вовсе не ставит себе невыполнимой задачи — заменить стихийную игру рыночного спроса и предложения всеобъемлющим планом, заранее указывающим соотношение между всеми отраслями народного хозяйства. Но, опираясь на рынок, используя методы и организационные формы капиталистического оборота (деньги, биржа, банки и т. п.), рабочее государство постепенно овладевает рынком, централизует, объединяет его и тем самым, в последнем счёте, упраздняет рынок, заменяя его централистическим планом организованного хозяйства. Таким образом, при НЭП’е не отпадает ни необходимость, ни возможность планового хозяйства.
16. Что является основой планового хозяйства в условиях новой экономической политики?
Плановая организация промышленности является недостаточной для построения социализма. Социализм связывает единым планом и индустриальное и сельское хозяйство. Вовлечение крестьянства в плановое социалистическое хозяйство невозможно без организации его и без всестороннего широкого переворота в технике, унаследованной от капитализма. Первоначальную задачу организации крестьянства выполняет кооперация, но уничтожить окончательно разобщённость деревни, индивидуальные навыки ведения хозяйства может только электрификация, закладывающая технический фундамент к неизбежному развитию коллективных форм сельского хозяйства. Итак, основой планового хозяйства в условиях НЭП’а является электрификация. От Октябрьской революции — через новую экономическую политику, на основе электрификации, — к коммунизму, — вот творческий, революционно-преобразующий мир, путь пролетариата.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: