Из анализа развития идеологий в капиталистическом
обществе можно сделать следующий основной вывод: господствующие классы, в
частности буржуазия, не в состоянии были ни понять, ни познать законов
общественной жизни. Наоборот, они были заинтересованы в затемнении этих
законов.
Пролетариат как класс самой историей
воспитывается для революционной переделки всего капиталистического строя,
поэтому он не только заинтересован, но и способен правильно понять и познать
истинные законы общественной жизни. Такое правильное понимание законов
общественной жизни дает марксизм.
Отличительная черта марксистской
идеологии в отличие от всех прежних идеологий состоит прежде всего в правильном
отражении основных законов общественной жизни. Но само это понимание законов
общественной жизни требовало коренного изменения методов мышления, оно возможно
было на базе только диалектического материализма. Марксизм впервые создает
науку об обществе благодаря революционному перевороту в методах мышления.
Марксизм как идеология пролетариата представляет собой органически связанное
единство политического, философского, экономического и т. д. учений, т. е.
единую теорию, последовательную и монолитную. Еще в «Немецкой идеологии» Маркс
и Энгельс показали, что истина коммунизма вырастает из законов развития самой
действительности. Научность марксизма заключается прежде всего в понимании
зависимости всех теорий, в том числе и самого марксизма от общественного бытия
людей, т. е. научность его заключается в его материалистичности. Однако
материализм марксизма не пассивно созерцательный объективизм, а
революционно-диалектический. Правильно материалистически познавать и отражать
действительность можно только в процессе ее практического изменения.
Объективное познание в марксизме неотделимо от классовости, от партийности его
теории. Диалектический материализм утверждает, что не может быть никакого
правильного познания современного общества без активной борьбы против него за
осуществление социализма, т. е. без пролетарской партийности. Теория
пролетариата, является огромной силой исторического процесса, потому что она
овладевает массами (Маркс), овладевать же массами она может лишь в
революционной борьбе самих этих масс. «А что касается до призыва массы к
действию... — говорит Ленин, — призвать не в общем, а в конкретном смысле слова
можно только на месте действия,
призвать может тот, кто и сам сейчас идет»[1].
Марксизм доказал, что необходимой предпосылкой и необходимым составным моментом
революционного изменения мира является правильность нашей идеологии.
Революционная научная теория
пролетариата является не только отражением действительности, но и орудием ее
изменения. Ленин в замечании к «Науке логики Гегеля» говорит: «Мысль о превращении идеального в реальное
глубока».
Опошление марксизма со стороны теоретиков
II Интернационала состояло именно в том, что они целиком скатились на
буржуазную точку зрения фаталистического, механистического понимания законов
капиталистического общества, открытых Марксом. Это извращение идет по линии
полного забвения марксовой диалектики. Ленинский этап в развитии марксизма
характеризуется тем, что Ленин и на практике, и в теории развивал марксизм в
направлении диалектического понимания единства объективной закономерности
общественной жизни с революционной практикой, изменяющей эти законы.
Ясное материалистическое понимание
путей и средств, какими претворяются в действительность революционные
возможности и революционное действие на основе этого понимания, — вот в чем
состоит революционная научная роль пролетарский идеологии. «Обыватель, — говорит
Ленин, — удовлетворяется той бесспорной, святой и пустой истиной, что нельзя
знать наперед — будет революция или нет. Марксист не удовлетворяется этим; он
говорит: «Наша пропаганда и пропаганда всех социалистических рабочих входит одним из определителей того — будет
революция или нет»[2].
Таким обывателям уподоблялись меньшевики, социал-демократы, выхолостившие
революционную душу из марксизма, его диалектику и превратившие марксизм в
сборник мертвых догм. Марксизм учит, — говорил Каутский, — что до известной
ступени капиталистического развития социализм наступает с необходимостью закона природы. Но отсюда неизбежно следует и
то, что на более ранней ступени развития социализм невозможен»[3].
Не говоря уже о том, что «высокая» или более «низкая» ступень капитализма
понимается Каутским фаталистически, но что особенно опошляет, извращает
революционную сущность марксизма — явное непонимание той роли, которую играет
революционное сознание пролетариата в процессе развития его практики. «С полной
точностью определить перед боем, — говорит
Ленин, — чьи силы «уже переросли» силы врага — никогда нельзя. Только педанты могут мечтать об этом. В понятии «переросших» силы врага сил входит ясное сознание задач борющихся»[4].
В противовес социал-фашистам Ленин ясно и четко указывает, что в понятие
зрелости, закономерности и возможности революции и строительства социализма
включается революционное сознание пролетариата, рождающееся в процессе борьбы.
«Советский строй. — говорит Сталин, — дает колоссальные возможности для полной
победы социализма, но возможность не есть еще действительность; чтобы
превратить возможность в действительность необходим целый ряд условий, в числе
которых линия партии и правильное
проведение этой линии играют далеко не
последнюю роль»[5].
Материалистическое понимание
идеологии пролетариата означает проведение той же борьбы на два фронта, которую
партия ведет в области политической борьбы и на всех участках фронта теории
марксизма-ленинизма как против «левого» фантазерства, авантюризма утопистов,
против фразерства «левых» оппортунистов, отрывающих свои революционные планы и
идеи от реальных исторических возможностей, так и против оппортунизма,
фатализма, хвостизма (наиболее ярким представителем чего является
социал-демократия, а ее подголоском в наших условиях — теория правого уклона),
который искажает, извращает марксизм.
Опираясь на марксизм-ленинизм как
свою идеологию, победивший в Стране советов пролетариат изменяет
действительность. В период диктатуры пролетариата и социалистического строительства
развитие общества совершается под сознательным
и планомерным руководством партии, вооруженной этой теорией. Скачок
человечества из царства необходимости в царство свободы на деле совершается уже
сейчас, ибо общественные законы противостоят нам не как чуждые, таинственные
силы, а как силы, правильно познанные и подчиняемые сознательной воле партии
пролетариата. В этом коренное различие между пролетарской и буржуазной
идеологией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий