понедельник, 14 декабря 2015 г.

Всеобщая связь и взаимозависимость явлений в природе и обществе.

В своей работе «О диалектическом и историческом материализме» товарищ Сталин, излагая марксистский диалектический метод, говорит о четырёх основных его чертах: 1) всеобщей связи и взаимозависимости явлений, 2) движении и изменении, 3) переходе количественных изменений в качественные и 4) развитии как борьбе противоположностей. Это определение товарищем Сталиным основных черт диалектики даёт возможность понять марксистскую диалектику как стройную и цельную теорию развития, охватить все её существенные стороны и проследить их взаимосвязь. Классификация основных черт марксистской диалектики, данная товарищем Сталиным представляет собой дальнейший шаг вперёд в развитии и конкретизации материалистической диалектики.
Как известно, Энгельс в работе «Анти-Дюринг», характеризуя диалектику, говорил о трёх основных её законах: 1) переходе количественных изменений в качественные, 2) единстве и борьбе противоположностей и 3) «отрицании отрицания». Развивая марксистскую диалектику, товарищ Сталин выделил как одну из основных черт диалектического метода всеобщую связь явлений. Всеобщая связь явлений — одна из самых существенных и важных сторон природы и общественной жизни. Именно эта связь лежит в основе того факта, что мир не есть хаос явлений, что в нём господствует не случайность, а строгая закономерность. Потому первейшая задача научного познания — это задача раскрыть, обнаружить связь, взаимодействие, взаимообусловленность явлений природы и общества.
Выделение всеобщей связи как одной из основных черт диалектики даёт возможность глубже понять эту существенную сторону действительности.
Товарищ Сталин не выделил как особый закон «отрицание отрицания» и при характеристике закона перехода количественных изменений в качественные заменил старое гегелевское понятие ясным и чётким понятием о поступательном характере развития — развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Категория «отрицание отрицания» служила в гегелевской философии орудием идеалистической конструкции мира. Под эту категорию, под так называемую «триаду» (тезис, антитезис, синтез), Гегель искусственно подгонял всё развитие, причём «отрицание отрицания» нередко было у него средством примирения старого и нового, средством нейтрализации противоположностей.
Маркс и Энгельс придали этому понятию иной характер, переработав его в материалистическом духе. Сам же термин «отрицание отрицания» был в их работах не чем иным, как остатком гегелевского способа выражения. Товарищ Сталин, использовав то рациональное зерно, которое содержалось в этом понятии, а именно — положение о прогрессивном характере развития, о движении по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, дал простое и доступное изложение этой стороны диалектики. Он показал, что из закона перехода количественных изменений в качественные вытекает поступательный характер развития.
Такая замена отжившего гегелевского понятия ясным и чётким материалистическим понятием означает дальнейший шаг в развитии и конкретизации марксистского диалектического метода.
Большое значение имеет также и та логическая структура основных черт диалектики, их связь и переход одной черты в другую, которые дал товарищ Сталин в своей работе.
Начинает И. В. Сталин с всеобщей связи явлений как той черты, которая показывает, что природа есть единое связное целое и что поэтому к ней нельзя подходить, как к хаотическому скоплению предметов. Представление о закономерном характере действительности есть то исходное представление, без которого невозможно научное познание.
Затем товарищ Сталин показывает, что природа как единое связное целое находится в состоянии вечного и беспрерывного развития и изменения и поэтому к ней нельзя подходить, как к чему-то раз навсегда данному и неизменному. Этот закон объективного мира раскрывает вторая черта марксистского диалектического метода.
Выяснив, что законом природы и общества является развитие, И. В. Сталин далее показывает, как происходит развитие от старого к новому, какой механизм лежит в его основе. Закон перехода количественных изменений в коренные качественные и объясняет нам этот механизм.
Наконец, четвёртая черта диалектики раскрывает внутреннее, существенное содержание перехода количественных изменений в качественные, источник, двигательную силу всякого развития. Таким источником движения, двигательной силой всякого развития является борьба противоположностей.
Таким образом, марксистский диалектический метод предстаёт перед нами не только в многообразии своих основных черт и сторон, но и как органическое единство этих черт и сторон, дополняющих друг друга, выступающих как части целого.

Перейдём теперь к первой черте диалектики — к всеобщей связи и взаимозависимости явлений.

Комментариев нет: