В своей работе «О диалектическом и историческом
материализме» товарищ Сталин, излагая марксистский диалектический метод,
говорит о четырёх основных его чертах: 1) всеобщей связи и взаимозависимости
явлений, 2) движении и изменении, 3) переходе количественных изменений в
качественные и 4) развитии как борьбе противоположностей. Это определение
товарищем Сталиным основных черт диалектики даёт возможность понять
марксистскую диалектику как стройную и цельную теорию развития, охватить все её
существенные стороны и проследить их взаимосвязь. Классификация основных черт
марксистской диалектики, данная товарищем Сталиным представляет собой
дальнейший шаг вперёд в развитии и конкретизации материалистической диалектики.
Как известно, Энгельс в работе «Анти-Дюринг», характеризуя
диалектику, говорил о трёх основных её законах: 1) переходе количественных
изменений в качественные, 2) единстве и борьбе противоположностей и 3)
«отрицании отрицания». Развивая марксистскую диалектику, товарищ Сталин выделил
как одну из основных черт диалектического метода всеобщую связь явлений.
Всеобщая связь явлений — одна из самых существенных и важных сторон природы и
общественной жизни. Именно эта связь лежит в основе того факта, что мир не есть
хаос явлений, что в нём господствует не случайность, а строгая закономерность.
Потому первейшая задача научного познания — это задача раскрыть, обнаружить
связь, взаимодействие, взаимообусловленность явлений природы и общества.
Выделение всеобщей связи как одной из основных черт
диалектики даёт возможность глубже понять эту существенную сторону
действительности.
Товарищ Сталин не выделил как особый закон «отрицание
отрицания» и при характеристике закона перехода количественных изменений в
качественные заменил старое гегелевское понятие ясным и чётким понятием о
поступательном характере развития — развития от низшего к высшему, от простого
к сложному. Категория «отрицание отрицания» служила в гегелевской философии
орудием идеалистической конструкции мира. Под эту категорию, под так называемую
«триаду» (тезис, антитезис, синтез), Гегель искусственно подгонял всё развитие,
причём «отрицание отрицания» нередко было у него средством примирения старого и
нового, средством нейтрализации противоположностей.
Маркс и Энгельс придали этому понятию иной характер,
переработав его в материалистическом духе. Сам же термин «отрицание отрицания»
был в их работах не чем иным, как остатком гегелевского способа выражения.
Товарищ Сталин, использовав то рациональное зерно, которое содержалось в этом
понятии, а именно — положение о прогрессивном характере развития, о движении по
восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, дал простое и
доступное изложение этой стороны диалектики. Он показал, что из закона перехода
количественных изменений в качественные вытекает поступательный характер
развития.
Такая замена отжившего гегелевского понятия ясным и чётким
материалистическим понятием означает дальнейший шаг в развитии и конкретизации
марксистского диалектического метода.
Большое значение имеет также и та логическая структура
основных черт диалектики, их связь и переход одной черты в другую, которые дал
товарищ Сталин в своей работе.
Начинает И. В. Сталин с всеобщей связи явлений как
той черты, которая показывает, что природа есть единое связное целое и что
поэтому к ней нельзя подходить, как к хаотическому скоплению предметов.
Представление о закономерном характере действительности есть то исходное
представление, без которого невозможно научное познание.
Затем товарищ Сталин показывает, что природа как единое
связное целое находится в состоянии вечного и беспрерывного развития и
изменения и поэтому к ней нельзя подходить, как к чему-то раз навсегда данному
и неизменному. Этот закон объективного мира раскрывает вторая черта
марксистского диалектического метода.
Выяснив, что законом природы и общества является развитие, И. В. Сталин
далее показывает, как происходит развитие от старого к новому, какой механизм
лежит в его основе. Закон перехода количественных изменений в коренные
качественные и объясняет нам этот механизм.
Наконец, четвёртая черта диалектики раскрывает внутреннее,
существенное содержание перехода количественных изменений в качественные,
источник, двигательную силу всякого развития. Таким источником движения,
двигательной силой всякого развития является борьба противоположностей.
Таким образом, марксистский диалектический метод предстаёт
перед нами не только в многообразии своих основных черт и сторон, но и как
органическое единство этих черт и сторон, дополняющих друг друга, выступающих
как части целого.
Перейдём теперь к первой черте диалектики — к всеобщей связи
и взаимозависимости явлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий