пятница, 18 декабря 2015 г.

Возможность и действительность. Роль практической деятельности в становлении нового.

Положение марксистской диалектики о неодолимости того, что возникает и развивается, не означает, что всякое прогрессивное явление побеждает автоматически, без сознательной деятельности людей. Более того, ростки нового могут не развиться и не получить распространения, если, как говорил Ленин, не ухаживать за ними, если не помогать их росту. Новое всегда представляет на первых порах лишь возможность развития. Но возможность сама по себе не может превратиться в действительность. Опыт истории доказывает, что развитие общества, ставя на очередь дня те или иные задачи, требует разрешения их путём активной деятельности людей.

Поэтому важное значение и для познания, и для преобразующей общество практической деятельности приобретает вопрос о возможности и действительности. В этих диалектических понятиях, в их взаимоотношении и переходе друг в друга отражена объективная диалектика развития.
И в природе новое вначале существует как возможность. Зерно содержит в себе лишь возможность развития растения. Превращение этой возможности в действительность зависит от ряда обстоятельств. Если эти обстоятельства налицо, такое превращение произойдёт. Но в природе превращение возможности в действительность происходит стихийно (если иметь в виду ту часть природы, на которую сознательная деятельность человека не распространяется).
В обществе превращение нового из возможности в действительность осуществляется посредством практической деятельности людей.
Отсюда вытекает огромная роль субъективных сил истории — народов, классов, партий, вождей. Марксистское учение о развитии общества, о становлении и неодолимости нового, прогрессивного в общественной жизни ничего общего не имеет с разного рода воззрениями,
исключающими или игнорирующими сознательные действия людей.
Рассматривая диалектическое взаимоотношение возможности и действительности в процессе развития, необходимо прежде всего различать возможное и действительное. Всякое смешение их способно породить серьёзные теоретические и практические ошибки. Возможность того или иного явления есть лишь необходимая предпосылка для его развития, в то время как действительность есть уже осуществлённая, реализованная возможность. Смешивать их — значит выдавать то, что должно лишь стать действительностью, за уже существующую действительность, значит недооценивать практическую борьбу за новое, за его победу.
«Именно в «методологии»... — пишет Ленин, — надо различать возможное от действительного»[1]. «...возможность, — говорит товарищ Сталин, — не является ещё действительностью»[2].
Но различать их нужно, разумеется, не для того, чтобы воздвигнуть между ними метафизическую стену.
В реальной жизни при известных условиях происходит переход, превращение одного в другое. Следовательно, различать возможность и действительность нужно для того, чтобы создать все необходимые условия для превращения возможности нового в действительность.
Вспомним, как товарищ Сталин ставил вопрос о построении социализма в нашей стране.
На XVI съезде партии товарищ Сталин указывал на колоссальные возможности, которые предоставляет советский строй для борьбы за победу социализма.
«Но вот вопрос, — говорил И. В. Сталин: — сумела ли партия правильно использовать возможности, предоставляемые нам советским строем; не продержала ли она эти возможности под спудом, помешав, таким образом, рабочему классу развернуть до конца всю свою революционную мощь; сумела ли она выжать из этих возможностей всё то, что можно было выжать, для того, чтобы развернуть по всему фронту социалистическое строительство?
Советский строй даёт колоссальные возможности для полной победы социализма. Но возможность не является ещё действительностью. Чтобы превратить возможность в действительность, необходим целый ряд условий, в числе которых линия партии и правильное проведение этой линии играют далеко не последнюю роль»[3].
Товарищ Сталин разоблачил правых оппортунистов, которые, отождествляя возможность и действительность, пытались сбить партию на путь самотёка, стихийности.
Правые оппортунисты, говорил товарищ Сталин, утверждали, что нэп обеспечивает победу социализма и что поэтому «можно не беспокоиться насчёт темпа индустриализации, развития совхозов и колхозов и т. п., так как наступление победы всё равно обеспечено в порядке, так сказать, самотёка»[4]. В действительности, однако, нэп обеспечивает лишь возможность победы социализма.
«Но возможность не является ещё действительностью. Чтобы возможность превратить в действительность, надо, прежде всего, отбросить оппортунистическую теорию самотёка, надо перестроить (реконструировать) народное хозяйство и повести решительное наступление на капиталистические элементы города и деревни»[5].
И товарищ Сталин из всего анализа делает следующий вывод: «Выходит, таким образом, что нужно строго различать между возможностями, имеющимися в нашем строе, и использованием этих возможностей, превращением этих возможностей в действительность»[6].
Но в том и состоит непреодолимая сила нашей партии, что, руководствуясь марксизмом-ленинизмом, она использует все возможности и преимущества советского строя и превращает их в действительность. Если победа социализма в нашей стране стала реальным фактом, то это объясняется тем, что партия не только констатировала возможность победы социализма, но и практически боролась за осуществление этой возможности. Советский строй обеспечивал возможность победы нашего государства над фашистской Германией и Японией. Но это была только возможность победы. Она не могла стать действительностью сама собой. Всё зависело от практической, организационной деятельности.
«В истории государств, в истории стран, в истории армий. — говорит товарищ Сталин, — бывали случаи, когда имелись все возможности для успеха, для победы, но они, эти возможности, оставались втуне, так как руководители не замечали этих возможностей, не умели воспользоваться ими, и армии терпели поражение»[7].
Величие, сила нашей партии в Отечественной войне выразились в том, что она обеспечила все условия, необходимые для того, чтобы победа из возможности стала действительностью.
Товарищ Сталин, развивая марксистское учение, указал, что после победы социализма в нашей стране мы имеем возможность построить коммунистическое общество даже при условии сохранения капиталистического окружения. Вдохновлённый этой перспективой, советский народ под руководством коммунистической партии борется ныне за осуществление постепенного перехода от социализма к коммунизму. В нашей стране имеются все необходимые объективные условия для решения этой задачи. Но для того, чтобы возможность построения коммунизма превратить в действительность, требуется огромная практическая работа. В связи с этим в колоссальной степени возрастает роль социалистической сознательности, значение преодоления пережитков капитализма в сознании людей. Без полного преодоления капиталистических пережитков невозможно построить коммунизм. Коммунизм основан на таком высоком уровне производительности труда и сознательности, когда люди в полной мере проявляют своё коммунистическое отношение к труду, к общественной собственности, когда труд превращается в первую жизненную потребность и, выражаясь словами В. И. Ленина, «необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой.
И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе...»[8].
Понятно поэтому, какое значение для превращения возможности построения коммунизма в нашей стране в действительность имеет борьба против некоммунистического отношения к труду, к социалистической собственности, против несоблюдения государственной дисциплины, против влияния буржуазной идеологии и т. д. Практическая деятельность по коммунистическому воспитанию масс приобретает первостепенное значение. Именно на усиление этой деятельности направлены известные постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам.
Исключительная важность положения марксистской диалектики о возможности и действительности в том и состоит, что оно вскрывает всё значение субъективных сил исторического развития, значение практической деятельности для победы нового. Это значение тем более велико, что в жизни всегда имеют место различные, иногда прямо противоположные возможности.
Роль практической деятельности, практической борьбы, роль субъективных сил истории в превращении объективных возможностей в действительность ярко видна на таком актуальном вопросе, как борьба за мир, против поджигателей новой мировой войны. Марксизм твёрдо установил, что войны являются неизбежным спутником капитализма. Но марксизм никогда не стоял на той позиции, что нельзя избегнуть той или иной войны, борясь против её возникновения, против тех, кто её разжигает. В современной обстановке заложена как возможность возникновения новой мировой войны, так и вполне реальная возможность предотвращения её. За каждой из этих возможностей стоят реальные силы современного общества. За первой возможностью стоят реакционные силы империализма, возглавляемые и вдохновляемые США, стремящиеся с помощью войны избегнуть очередного экономического кризиса, подавить освободительное движение народов, установить мировое господство кучки американских магнатов капитала. За второй возможностью стоят прогрессивные силы современного общества, возглавляемые и вдохновляемые СССР, силы сотен миллионов народных масс, которые стремятся к мирной созидательной работе и для которых война является бедствием. И эти силы мира несравнимо более велики, чем силы войны. Их борьба за мир может и должна предотвратить новую войну, может и должна превратить вполне реальную возможность предотвращения новой мировой войны в действительность.
С исчерпывающей ясностью эту реальную возможность предотвращения новой мировой войны показал товарищ Сталин в своей беседе с корреспондентом «Правды». Есть, говорит И. В. Сталин, агрессивные силы в Соединённых Штатах Америки, в Англии, во Франции, которые готовят новую войну, рассматривающие войну «как доходную статью, дающую колоссальные прибыли». Но народы мира борются против стремления агрессивных сил разжечь пожар новой войны.
«Чем кончится эта борьба агрессивных и миролюбивых сил?» — спрашивает товарищ Сталин и даёт ответ, ясно показывающий, что всё зависит от способности сил мира отстоять свою позицию до конца.
«Мир будет сохранён и упрочен, если народы возьмут дело сохранения мира в свои руки и будут отстаивать его до конца. Война может стать неизбежной, если поджигателям войны удастся опутать ложью народные массы, обмануть их и вовлечь их в новую мировую войну»[9].
Поэтому, делает вывод товарищ Сталин, борьба за мир, разоблачение преступных махинаций поджигателей войны имеет теперь первостепенное значение.



[1] В. И. Ленин, Соч., т. 35, изд. 4, стр. 191.
[2] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 339.
[3] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 338–339.
[4] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 339.
[5] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 339.
[6] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 341.
[7] И. В. Сталин, Соч., т. 13, стр. 31.
[8] В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 446.
[9] И. В. Сталин, Беседа с корреспондентом «Правды», 1951, стр. 14.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: