Одной из важнейших форм преодоления внутренних противоречий
социалистического общества является критика и самокритика. В условиях, когда
решающее значение для движения вперёд приобретает социалистическая
сознательность людей, борьба с пережитками старого отношения к труду, к
общественной собственности, борьба с остатками влияния буржуазной культуры и
т. д., критика и самокритика становится могущественной движущей силой
развития. Критика и самокритика выступает как новая диалектическая
закономерность развития.
В сочинениях Ленина и Сталина дано глубокое обоснование роли
критики и самокритики в развитии советского общества.
Ленин в своих выступлениях после Октябрьской революции
настойчиво повторял, что основным фактором развития общества на новой,
советской основе является самостоятельная творческая деятельность масс. Только
привлечение широких масс к активному участию в строительстве нового мира может,
учил Ленин, обеспечить победу социализма. В этой связи Ленин придавал
колоссальное значение критике со стороны масс, критике недостатков, ошибок,
бюрократизма в работе госаппарата и отдельных руководителей, поставленных волей
трудящихся на те или иные общественные посты. В речи на Московской губернской
партийной конференции в 1920 г. Ленин говорил: «Работа настоящего
строительства — это есть применение критики и её содержание»[1].
Ленинские положения о значении критики и самокритики нашли своё
дальнейшее развитие в работах и выступлениях товарища Сталина. В докладе на XV
съезде ВКП(б) товарищ Сталин дал научно обоснованное определение критики и
самокритики как одной из важнейших движущих сил советского общества. Указав,
что борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся является
основой нашего развития, товарищ Сталин сделал следующий вывод: «Не отмечая и
не выявляя открыто и честно, как это подобает большевикам, недочёты и ошибки в
нашей работе, мы закрываем себе дорогу вперёд. Ну, а мы хотим двигаться вперёд.
И именно потому, что мы хотим двигаться вперёд, мы должны поставить одной из
своих важнейших задач честную и революционную самокритику. Без этого нет
движения вперёд. Без этого нет развития»[2].
В этих словах товарища Сталина дана научная формулировка
диалектического закона развития советского общества. Показывая, что основой
нашего развития является борьба между старым и новым, отмирающим и
нарождающимся, товарищ Сталин вскрывает и новую форму, принимаемую этой борьбой
в условиях советского общественного строя.
Значение критики и самокритики заключается в том, что она
есть форма борьбы всего передового, творческого, новаторского против всего
отсталого, косного, рутинного. Значение критики и самокритики в нашем советском
обществе встаёт во весь рост в свете того основного факта, что вся жизнь
советского общества проникнута духом новаторства, духом творчества, созидания.
Никогда ещё не было такого строя, который бы так смело и бесстрашно прокладывал
новые пути развития, утверждал новое, передовое во всех областях жизни.
Но новое, рождающееся в нашей жизни, может свободно
возникать и развиваться, лишь опрокидывая отжившее, борясь против старого,
отмирающего, которое не просто уходит со сцены, а сопротивляется, отстаивает
себя. Роль и значение критики и определяется тем, что она вскрывает,
обнаруживает старое, отжившее, выявляет и преодолевает противоречие между новым
и старым и тем самым открывает и очищает путь для развития нового, передового.
Опыт социалистического строительства в полной мере
показывает эту роль и значение критики и самокритики в нашем обществе.
Известно, что коммунизм может победить, лишь создав новый,
неизмеримо более высокий по сравнению с капитализмом уровень производительности
труда. Советский строй породил мощное движение масс, преодолевающее старый,
недостаточный для перехода к коммунизму уровень производительности труда. Этим
движением, этой формой борьбы за новую производительность труда являются
социалистическое соревнование и стахановское движение.
Но что такое социалистическое соревнование, стахановское
движение? Это борьба против отсталости и косности в труде, борьба передовых
рабочих и колхозников за подтягивание отстающих к уровню передовых. Это
самокритика масс, честно и по-революционному вскрывающих недостатки в своём
труде и преодолевающих эти недостатки путём творческого созидания более высокой
производительности труда.
Товарищ Сталин назвал социалистическое соревнование
выражением «деловой революционной самокритики
масс, опирающейся на творческую инициативу
миллионов трудящихся». В социалистическом соревновании как революционной
критике и самокритике масс очень ярко выступает новый характер «борьбы
противоположностей» в нашем обществе, новая, особенная форма выявления и
преодоления противоречий. Трудящиеся массы — хозяева своей страны, они работают
не на эксплуататоров, а на себя, на своё государство и потому кровно
заинтересованы в повышении производительности труда ради быстрейшего движения к
коммунизму.
С большой силой сказалась эта особенность нашего развития в
стахановском движении. Стахановское движение было прямым выражением борьбы
передовых рабочих, овладевших современной техникой, против отсталости и
косности, оно было деловой критикой этой косности и отсталости
высокопроизводительным трудом, прокладывающим новые пути в технике и методах
производства. Как указал товарищ Сталин в своей речи на первом Всесоюзном
совещании стахановцев, инициаторам этого движения пришлось на первых порах
прокладывать себе дорогу «в известной мере вопреки воле администрации наших
предприятий, даже в борьбе с ней».
Товарищ Сталин вскрыл те противоречия, преодолением которых
явилось стахановское движение. Указав, что оно развилось не постепенно, а в
порядке взрыва, прорвавшего какую-то плотину, товарищ Сталин сказал: «Очевидно,
что ему пришлось преодолеть какие-то препоны. Кто-то ему мешал, кто-то его
зажимал, и вот, накопив силы, стахановское движение прорвало эти препоны и
залило страну.
В чем тут дело, кто же, собственно, мешал?
Мешали старые технические нормы и люди, стоявшие за спиной
этих норм. Несколько лет тому назад наши инженерно-технические и хозяйственные
работники составили известные технические нормы применительно к технической
отсталости наших рабочих и работниц. С тех пор прошло несколько лет. Люди за
это время выросли и подковались технически. А технические нормы оставались
неизменными. Понятно, что эти нормы оказались теперь для наших новых людей
устаревшими»[3].
Как было преодолено это противоречие? Стахановцы своей
революционной самокритикой и критикой, выразившейся в их новой
производительности труда, выступили против консерватизма некоторых инженеров и
техников, цеплявшихся за старое, привычное. Коммунистическая партия, чутко
прислушивающаяся к голосу масс и подхватывающая всякое ценное начинание,
сделала всё, чтобы дать простор стахановскому движению. Партия подвергла
жесточайшей критике тех хозяйственных и инженерно-технических работников, кто
не желал видеть новое, родившееся в жизни, не замечал противоречия, возникшего
в процессе движения вперёд, и необходимости преодолеть его, чтобы двигаться ещё
успешнее. Таким путём противоречие было преодолено, и стахановское движение,
ставшее массовым движением, ныне прогрессирует, служит животворным источником
роста нашего социалистического хозяйства.
На этой же основе самостоятельной деятельности
многомиллионных масс народа, активно творящих новую жизнь, строится вся
общественная и политическая жизнь советского общества. Советская
социалистическая демократия, будучи высшей и до конца последовательной формой
демократизма, развязывает инициативу и энергию массы людей, прививает им
чувство хозяина государства и делает человека активным борцом, гражданином с
широким общественным кругозором, с широкими общественными интересами. И тут
могучим оружием в руках масс, заботящихся о процветании своего государства, в
руках авангарда трудящегося народа — большевистской партии, является критика и
самокритика, направленная против всякого застоя и имеющая своей целью
укрепление и развитие Советского государства.
Механизм государственной и общественной жизни в нашей стране
— Советы, являющиеся всеобъемлющими массовыми организациями трудящихся,
профсоюзы, охватывающие десятки миллионов рабочих и служащих и строящиеся на
основе самодеятельности самих масс, многомиллионная организация молодёжи —
комсомол, воспитывающий молодое поколение в духе коммунизма и поднимающий его
общественную активность, и множество других общественных организаций — весь
этот механизм позволяет массам трудящихся осуществлять революционную критику и
самокритику.
Товарищ Сталин раскрыл важную роль критики и самокритики как
средства привлечения масс к управлению государством, выработки в них навыков
государственной деятельности, подъёма их культурности. Критика и самокритика
развязывает активность трудящихся, даёт им возможность выявить свои
способности, повышает их бдительность. На собрании актива московской
организации ВКП(б) 13 апреля 1928 г. товарищ Сталин сказал по этому
поводу:
«А что требуется для того, чтобы развязать силы и
способности рабочего класса и вообще трудящихся и дать им возможность
приобрести навыки к управлению страной?
Для этого требуется, прежде всего, честное и большевистское
проведение лозунга самокритики, честное и большевистское проведение лозунга
критики снизу недостатков и ошибок нашей работы. Если рабочие используют
возможность открыто и прямо критиковать недостатки в работе, улучшать нашу
работу и двигать её вперёд, то что это значит? Это значит, что рабочие
становятся активными участниками в деле руководства страной, хозяйством,
промышленностью. А это не может не поднять у рабочих чувство хозяина в стране,
их активность, их бдительность, их культурность»[4].
Эти сталинские слова вскрывают пропасть, отделяющую
буржуазную демократию от советской социалистической демократии: буржуазная
демократия боится критики масс и всячески заглушает их голос, социалистическая
демократия не может существовать без критики снизу и поднимает миллионы
трудящихся к активной общественной и политической жизни. Большевистская партия
с помощью критики и самокритики воспитывает в массах чувство хозяина страны,
воспитывает активных деятелей государства.
Критика и самокритика как движущая сила развития советского
общества показывает одну очень важную особенность «борьбы противоположностей» в
новых исторических условиях. Эта особенность состоит в том, что ведущим началом
в борьбе между новым и старым является новое, передовое, прогрессивное.
Конечно, и в старом, антагонистическом обществе ведущим началом, одерживающим в
конце концов победу, является передовое, прогрессивное. Но в старом обществе
этому передовому приходится вести ожесточённую борьбу с господствующими
классами, имеющими в своём распоряжении могущественный аппарат политической
власти, огромный идеологический аппарат воздействия на массы и использующими
эти средства в целях поддержки всего отживающего, тормозящего поступательное
развитие.
В советском социалистическом обществе, напротив, вся сила
государственной власти, весь авторитет коммунистической партии, её организующая
и мобилизующая деятельность, вся огромная сила советской общественности
направлены на поддержку передового, прогрессивного начала, и это помогает
быстрее преодолевать противоречие между новым и старым, ускорять развитие.
Любое ценное начинание советских людей, любая творческая инициатива,
способствующая быстрому движению вперёд, подхватывается государством, партией,
как это было в случае со стахановским движением и в множестве других случаев.
Критика и самокритика тем и важна, что она помогает всему передовому
осуществлять свою роль ведущего начала в развитии советского общества.
Следует также подчеркнуть, что существенной чертой критики и
самокритики как советского метода выявления и преодоления противоречий
развития, как одной из движущих сил советского общества является её положительный,
деловой, революционно-практический характер. Большевистская критика и
самокритика преследует единственную цель — практически исправить недостатки,
создать условия для более быстрого роста материальных и духовных ценностей. Ей
глубоко чуждо расхождение между словом и делом. Интересы народа, интересы
строительства коммунистического общества, интересы победы нового, передового
над отжившим, препятствующим развитию, — таково основное направление
большевистской критики и самокритики.
Выступая в 1928 г. в «Правде» со статьёй «Против
опошления лозунга самокритики», товарищ Сталин провёл резкую грань между
большевистской критикой и самокритикой, и враждебной «критикой».
«Надо строго различать, — писал товарищ Сталин, — между этой
чуждой нам, разрушительной антибольшевистской
«самокритикой» и нашей,
большевистской самокритикой, имеющей своей целью насаждение партийности, упрочение
Советской власти, улучшение нашего
строительства, укрепление наших
хозяйственных кадров, вооружение
рабочего класса»[5].
***
Анализ содержания неантагонистических противоречий и форм их
преодоления позволяет сделать некоторые важные выводы об особенностях
проявления закона развития путём борьбы противоположностей при социализме.
1. В противовес антагонистическим противоречиям капиталистического
общества неантагонистические противоречия при социализме не ведут к расколу
общества, к возникновению и росту двух сил, борющихся между собой не на жизнь,
а на смерть. Неантагонистические противоречия проявляются и действуют на основе
морально-политического единства советского общества.
Общность экономических и политических интересов рабочего
класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции является главным
решающим фактором, определяющим новый характер противоречий социалистического
общества и своеобразие их действия. Процесс выявления, раскрытия и преодоления
этих противоречий имеет своим закономерным следствием дальнейшее укрепление
морально-политического единства советского социалистического общества.
2. Если преодоление антагонистических противоречий
капитализма невозможно на базе самого капитализма и требует уничтожения этой
базы, то неантагонистические противоречия социалистического общества могут быть
преодолены и преодолеваются на базе самого социализма. Полное соответствие
между производительными силами и производственными отношениями при социализме,
отсутствие эксплуататорских классов создают благоприятную основу для движения
вперёд, для преодоления любых внутренних противоречий, ибо это противоречия не
упадка, не загнивания, а противоречия роста, развития, бесконечного
совершенствования.
3. Неантагонистические противоречия, как и любые иные
противоречия, преодолеваются в борьбе. Частнособственнические тенденции,
имеющие ещё место среди части колхозников, несоциалистическое отношение
отсталых элементов к труду, преклонение некоторой части интеллигенции перед
загнивающей буржуазной культурой, бюрократизм и прочие пережитки капитализма в
сознании людей не могут быть преодолены, если с ними не вести борьбы, если
предоставить дело их ликвидации самотёку. Только борьба с ними может быть
источником развития, движения вперёд. Но форма этой борьбы коренным образом
отличается от формы борьбы между новым и старым в капиталистическом обществе.
Центр тяжести передвигается на коммунистическое воспитание людей, на убеждение
силой примера, на воздействие общественности, что не исключает, однако, и силы
принуждения по отношению к злостным элементам. В этих условиях критика и
самокритика недостатков выступает как могучая и подлинно движущая сила развития.
Критика оружием, являвшаяся основным средством разрешения антагонистических
противоречий, уступает место оружию критики и самокритики как средству
преодоления неантагонистических противоречий социалистического общества.
[1]
В. И. Ленин, Соч., т. 31, изд. 4, стр. 398.
[2]
И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 331.
[3]
И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 501.
[4]
И. В. Сталин, Соч., т. 11, стр. 37.
[5]
И. В. Сталин, Соч., т. 11, стр. 133.
Комментариев нет:
Отправить комментарий