среда, 23 декабря 2015 г.

Критика и самокритика как новая движущая сила развития, как форма борьбы между новым и старым.

Одной из важнейших форм преодоления внутренних противоречий социалистического общества является критика и самокритика. В условиях, когда решающее значение для движения вперёд приобретает социалистическая сознательность людей, борьба с пережитками старого отношения к труду, к общественной собственности, борьба с остатками влияния буржуазной культуры и т. д., критика и самокритика становится могущественной движущей силой развития. Критика и самокритика выступает как новая диалектическая закономерность развития.

В сочинениях Ленина и Сталина дано глубокое обоснование роли критики и самокритики в развитии советского общества.
Ленин в своих выступлениях после Октябрьской революции настойчиво повторял, что основным фактором развития общества на новой, советской основе является самостоятельная творческая деятельность масс. Только привлечение широких масс к активному участию в строительстве нового мира может, учил Ленин, обеспечить победу социализма. В этой связи Ленин придавал колоссальное значение критике со стороны масс, критике недостатков, ошибок, бюрократизма в работе госаппарата и отдельных руководителей, поставленных волей трудящихся на те или иные общественные посты. В речи на Московской губернской партийной конференции в 1920 г. Ленин говорил: «Работа настоящего строительства — это есть применение критики и её содержание»[1].
Ленинские положения о значении критики и самокритики нашли своё дальнейшее развитие в работах и выступлениях товарища Сталина. В докладе на XV съезде ВКП(б) товарищ Сталин дал научно обоснованное определение критики и самокритики как одной из важнейших движущих сил советского общества. Указав, что борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся является основой нашего развития, товарищ Сталин сделал следующий вывод: «Не отмечая и не выявляя открыто и честно, как это подобает большевикам, недочёты и ошибки в нашей работе, мы закрываем себе дорогу вперёд. Ну, а мы хотим двигаться вперёд. И именно потому, что мы хотим двигаться вперёд, мы должны поставить одной из своих важнейших задач честную и революционную самокритику. Без этого нет движения вперёд. Без этого нет развития»[2].
В этих словах товарища Сталина дана научная формулировка диалектического закона развития советского общества. Показывая, что основой нашего развития является борьба между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, товарищ Сталин вскрывает и новую форму, принимаемую этой борьбой в условиях советского общественного строя.
Значение критики и самокритики заключается в том, что она есть форма борьбы всего передового, творческого, новаторского против всего отсталого, косного, рутинного. Значение критики и самокритики в нашем советском обществе встаёт во весь рост в свете того основного факта, что вся жизнь советского общества проникнута духом новаторства, духом творчества, созидания. Никогда ещё не было такого строя, который бы так смело и бесстрашно прокладывал новые пути развития, утверждал новое, передовое во всех областях жизни.
Но новое, рождающееся в нашей жизни, может свободно возникать и развиваться, лишь опрокидывая отжившее, борясь против старого, отмирающего, которое не просто уходит со сцены, а сопротивляется, отстаивает себя. Роль и значение критики и определяется тем, что она вскрывает, обнаруживает старое, отжившее, выявляет и преодолевает противоречие между новым и старым и тем самым открывает и очищает путь для развития нового, передового.
Опыт социалистического строительства в полной мере показывает эту роль и значение критики и самокритики в нашем обществе.
Известно, что коммунизм может победить, лишь создав новый, неизмеримо более высокий по сравнению с капитализмом уровень производительности труда. Советский строй породил мощное движение масс, преодолевающее старый, недостаточный для перехода к коммунизму уровень производительности труда. Этим движением, этой формой борьбы за новую производительность труда являются социалистическое соревнование и стахановское движение.
Но что такое социалистическое соревнование, стахановское движение? Это борьба против отсталости и косности в труде, борьба передовых рабочих и колхозников за подтягивание отстающих к уровню передовых. Это самокритика масс, честно и по-революционному вскрывающих недостатки в своём труде и преодолевающих эти недостатки путём творческого созидания более высокой производительности труда.
Товарищ Сталин назвал социалистическое соревнование выражением «деловой революционной самокритики масс, опирающейся на творческую инициативу миллионов трудящихся». В социалистическом соревновании как революционной критике и самокритике масс очень ярко выступает новый характер «борьбы противоположностей» в нашем обществе, новая, особенная форма выявления и преодоления противоречий. Трудящиеся массы — хозяева своей страны, они работают не на эксплуататоров, а на себя, на своё государство и потому кровно заинтересованы в повышении производительности труда ради быстрейшего движения к коммунизму.
С большой силой сказалась эта особенность нашего развития в стахановском движении. Стахановское движение было прямым выражением борьбы передовых рабочих, овладевших современной техникой, против отсталости и косности, оно было деловой критикой этой косности и отсталости высокопроизводительным трудом, прокладывающим новые пути в технике и методах производства. Как указал товарищ Сталин в своей речи на первом Всесоюзном совещании стахановцев, инициаторам этого движения пришлось на первых порах прокладывать себе дорогу «в известной мере вопреки воле администрации наших предприятий, даже в борьбе с ней».
Товарищ Сталин вскрыл те противоречия, преодолением которых явилось стахановское движение. Указав, что оно развилось не постепенно, а в порядке взрыва, прорвавшего какую-то плотину, товарищ Сталин сказал: «Очевидно, что ему пришлось преодолеть какие-то препоны. Кто-то ему мешал, кто-то его зажимал, и вот, накопив силы, стахановское движение прорвало эти препоны и залило страну.
В чем тут дело, кто же, собственно, мешал?
Мешали старые технические нормы и люди, стоявшие за спиной этих норм. Несколько лет тому назад наши инженерно-технические и хозяйственные работники составили известные технические нормы применительно к технической отсталости наших рабочих и работниц. С тех пор прошло несколько лет. Люди за это время выросли и подковались технически. А технические нормы оставались неизменными. Понятно, что эти нормы оказались теперь для наших новых людей устаревшими»[3].
Как было преодолено это противоречие? Стахановцы своей революционной самокритикой и критикой, выразившейся в их новой производительности труда, выступили против консерватизма некоторых инженеров и техников, цеплявшихся за старое, привычное. Коммунистическая партия, чутко прислушивающаяся к голосу масс и подхватывающая всякое ценное начинание, сделала всё, чтобы дать простор стахановскому движению. Партия подвергла жесточайшей критике тех хозяйственных и инженерно-технических работников, кто не желал видеть новое, родившееся в жизни, не замечал противоречия, возникшего в процессе движения вперёд, и необходимости преодолеть его, чтобы двигаться ещё успешнее. Таким путём противоречие было преодолено, и стахановское движение, ставшее массовым движением, ныне прогрессирует, служит животворным источником роста нашего социалистического хозяйства.
На этой же основе самостоятельной деятельности многомиллионных масс народа, активно творящих новую жизнь, строится вся общественная и политическая жизнь советского общества. Советская социалистическая демократия, будучи высшей и до конца последовательной формой демократизма, развязывает инициативу и энергию массы людей, прививает им чувство хозяина государства и делает человека активным борцом, гражданином с широким общественным кругозором, с широкими общественными интересами. И тут могучим оружием в руках масс, заботящихся о процветании своего государства, в руках авангарда трудящегося народа — большевистской партии, является критика и самокритика, направленная против всякого застоя и имеющая своей целью укрепление и развитие Советского государства.
Механизм государственной и общественной жизни в нашей стране — Советы, являющиеся всеобъемлющими массовыми организациями трудящихся, профсоюзы, охватывающие десятки миллионов рабочих и служащих и строящиеся на основе самодеятельности самих масс, многомиллионная организация молодёжи — комсомол, воспитывающий молодое поколение в духе коммунизма и поднимающий его общественную активность, и множество других общественных организаций — весь этот механизм позволяет массам трудящихся осуществлять революционную критику и самокритику.
Товарищ Сталин раскрыл важную роль критики и самокритики как средства привлечения масс к управлению государством, выработки в них навыков государственной деятельности, подъёма их культурности. Критика и самокритика развязывает активность трудящихся, даёт им возможность выявить свои способности, повышает их бдительность. На собрании актива московской организации ВКП(б) 13 апреля 1928 г. товарищ Сталин сказал по этому поводу:
«А что требуется для того, чтобы развязать силы и способности рабочего класса и вообще трудящихся и дать им возможность приобрести навыки к управлению страной?
Для этого требуется, прежде всего, честное и большевистское проведение лозунга самокритики, честное и большевистское проведение лозунга критики снизу недостатков и ошибок нашей работы. Если рабочие используют возможность открыто и прямо критиковать недостатки в работе, улучшать нашу работу и двигать её вперёд, то что это значит? Это значит, что рабочие становятся активными участниками в деле руководства страной, хозяйством, промышленностью. А это не может не поднять у рабочих чувство хозяина в стране, их активность, их бдительность, их культурность»[4].
Эти сталинские слова вскрывают пропасть, отделяющую буржуазную демократию от советской социалистической демократии: буржуазная демократия боится критики масс и всячески заглушает их голос, социалистическая демократия не может существовать без критики снизу и поднимает миллионы трудящихся к активной общественной и политической жизни. Большевистская партия с помощью критики и самокритики воспитывает в массах чувство хозяина страны, воспитывает активных деятелей государства.
Критика и самокритика как движущая сила развития советского общества показывает одну очень важную особенность «борьбы противоположностей» в новых исторических условиях. Эта особенность состоит в том, что ведущим началом в борьбе между новым и старым является новое, передовое, прогрессивное. Конечно, и в старом, антагонистическом обществе ведущим началом, одерживающим в конце концов победу, является передовое, прогрессивное. Но в старом обществе этому передовому приходится вести ожесточённую борьбу с господствующими классами, имеющими в своём распоряжении могущественный аппарат политической власти, огромный идеологический аппарат воздействия на массы и использующими эти средства в целях поддержки всего отживающего, тормозящего поступательное развитие.
В советском социалистическом обществе, напротив, вся сила государственной власти, весь авторитет коммунистической партии, её организующая и мобилизующая деятельность, вся огромная сила советской общественности направлены на поддержку передового, прогрессивного начала, и это помогает быстрее преодолевать противоречие между новым и старым, ускорять развитие. Любое ценное начинание советских людей, любая творческая инициатива, способствующая быстрому движению вперёд, подхватывается государством, партией, как это было в случае со стахановским движением и в множестве других случаев. Критика и самокритика тем и важна, что она помогает всему передовому осуществлять свою роль ведущего начала в развитии советского общества.
Следует также подчеркнуть, что существенной чертой критики и самокритики как советского метода выявления и преодоления противоречий развития, как одной из движущих сил советского общества является её положительный, деловой, революционно-практический характер. Большевистская критика и самокритика преследует единственную цель — практически исправить недостатки, создать условия для более быстрого роста материальных и духовных ценностей. Ей глубоко чуждо расхождение между словом и делом. Интересы народа, интересы строительства коммунистического общества, интересы победы нового, передового над отжившим, препятствующим развитию, — таково основное направление большевистской критики и самокритики.
Выступая в 1928 г. в «Правде» со статьёй «Против опошления лозунга самокритики», товарищ Сталин провёл резкую грань между большевистской критикой и самокритикой, и враждебной «критикой».
«Надо строго различать, — писал товарищ Сталин, — между этой чуждой нам, разрушительной антибольшевистской «самокритикой» и нашей, большевистской самокритикой, имеющей своей целью насаждение партийности, упрочение Советской власти, улучшение нашего строительства, укрепление наших хозяйственных кадров, вооружение рабочего класса»[5].
***
Анализ содержания неантагонистических противоречий и форм их преодоления позволяет сделать некоторые важные выводы об особенностях проявления закона развития путём борьбы противоположностей при социализме.
1. В противовес антагонистическим противоречиям капиталистического общества неантагонистические противоречия при социализме не ведут к расколу общества, к возникновению и росту двух сил, борющихся между собой не на жизнь, а на смерть. Неантагонистические противоречия проявляются и действуют на основе морально-политического единства советского общества.
Общность экономических и политических интересов рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции является главным решающим фактором, определяющим новый характер противоречий социалистического общества и своеобразие их действия. Процесс выявления, раскрытия и преодоления этих противоречий имеет своим закономерным следствием дальнейшее укрепление морально-политического единства советского социалистического общества.
2. Если преодоление антагонистических противоречий капитализма невозможно на базе самого капитализма и требует уничтожения этой базы, то неантагонистические противоречия социалистического общества могут быть преодолены и преодолеваются на базе самого социализма. Полное соответствие между производительными силами и производственными отношениями при социализме, отсутствие эксплуататорских классов создают благоприятную основу для движения вперёд, для преодоления любых внутренних противоречий, ибо это противоречия не упадка, не загнивания, а противоречия роста, развития, бесконечного совершенствования.
3. Неантагонистические противоречия, как и любые иные противоречия, преодолеваются в борьбе. Частнособственнические тенденции, имеющие ещё место среди части колхозников, несоциалистическое отношение отсталых элементов к труду, преклонение некоторой части интеллигенции перед загнивающей буржуазной культурой, бюрократизм и прочие пережитки капитализма в сознании людей не могут быть преодолены, если с ними не вести борьбы, если предоставить дело их ликвидации самотёку. Только борьба с ними может быть источником развития, движения вперёд. Но форма этой борьбы коренным образом отличается от формы борьбы между новым и старым в капиталистическом обществе. Центр тяжести передвигается на коммунистическое воспитание людей, на убеждение силой примера, на воздействие общественности, что не исключает, однако, и силы принуждения по отношению к злостным элементам. В этих условиях критика и самокритика недостатков выступает как могучая и подлинно движущая сила развития. Критика оружием, являвшаяся основным средством разрешения антагонистических противоречий, уступает место оружию критики и самокритики как средству преодоления неантагонистических противоречий социалистического общества.



[1] В. И. Ленин, Соч., т. 31, изд. 4, стр. 398.
[2] И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 331.
[3] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 501.
[4] И. В. Сталин, Соч., т. 11, стр. 37.
[5] И. В. Сталин, Соч., т. 11, стр. 133.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: