Все черты марксистского диалектического метода товарищ
Сталин рассматривает в их противоположности метафизическому методу. Ещё Энгельс
противопоставлял метафизике, отрицающей связь и взаимодействие явлений в
природе, диалектику как учение о связи. В наброске общего плана к «Диалектике
природы» Энгельс писал: «Диалектика как наука о всеобщей связи»[1].
Ленин в своих высказываниях о диалектике многократно
формулирует вопрос о связях в природе и обществе как важнейшую часть
диалектической теории.
Товарищ Сталин в работе «О диалектическом и историческом
материализме» дал классическую по ясности и глубине характеристику этой черты
диалектики.
«В противоположность метафизике, — пишет товарищ Сталин, —
диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений,
оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от
друга, — а как связное, единое целое, где предметы. явления органически связаны
друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.
Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в
природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с
окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть
превращено в бессмыслицу, если его рассматривать вне связи с окружающими
условиями, в отрыве от них, и, наоборот, любое явление может быть понято и
обосновано, если оно рассматривается в его неразрывной связи с окружающими
явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений»[2].
В своё время метафизическое отрицание взаимосвязи явлений
объяснялось ограниченностью научных знаний и имело своё историческое
оправдание.
Естествознание в XVI–XVIII веках ещё не дошло до признания
единства природы во всём её многообразии. Явления рассматривались как
существующие рядом друг с другом, как независимые друг от друга и не
обусловливающие друг друга.
В XVIII веке наука дробила природу и материю на многие,
якобы самостоятельно существующие, вещества, изолированные и не связанные друг
с другом. Признавалось существование особого вещества, дающего тепло, —
теплорода; вещества, дающего холод, — хладорода; вещества, вызывающего горение,
— флогистона. В основе электрических явлений видели особую электрическую жидкость
и т. д. Так же метафизически разрывались пространство и время, материя и
движение, неорганический и органический мир и т. д.
Естествознание в XVIII веке, по словам Энгельса, «было
преимущественно собирающей наукой,
наукой о законченных вещах», и лишь в XIX веке «оно стало в сущности упорядочивающей наукой, наукой о
процессах. о происхождении и развитии этих вещей и о связи, соединяющей эти
процессы природы в одно великое целое»[3].
И как философское отражение и обобщение новой ступени науки,
нового исторического опыта явился выработанный материалистической диалектикой
принцип связи и взаимозависимости явлений.
В «Философских тетрадях» Ленин несколькими словами
показывает, какой путь проходит исторически-прогрессирующее познание
человечества: «от сосуществования к каузальности (т. е. причинности. — М. Р.)
и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более
общей»[4].
Действительно, если метафизический период в развитии науки
был в основном периодом господства представлений о сосуществовании явлений и
простейших причинных отношениях между ними, то в XIX веке начинает
распространяться идея об единстве всех сил природы, об их всесторонней связи и
взаимозависимости. С тех пор человеческая мысль безостановочно идёт по
трудному, но триумфальному пути познания всё более сложных и глубоких форм
связи и взаимодействия явлений.
Всё, что ранее казалось разорванным и самостоятельно
существующим, оказалось единым, существующим лишь постольку, поскольку
находится в определённых отношениях с другим. Взаимозависимость, взаимодействие,
взаимообусловленность. переходы явлений друг в друга — вот что с неудержимой,
стихийной силой выдвигалось в научном исследовании на первый план. Принцип
единства мира стал источником могучего прогресса человеческих знаний.
Развитие естествознания в XX веке, революция в физике
углубляли, развивали представления о связи, осуществляли тот процесс движения
познания «от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой,
более общей», о котором говорил Ленин.
Однако поражение метафизики не означало её исчезновения.
Буржуазная философия, особенно в эпоху империализма, вопреки очевидным фактам,
вопреки науке отстаивает метафизическое отрицание связи явлений, с яростью
борется против принципа причинности, закономерности. Поэтому вопрос о связи явлений,
о причинности и закономерности не есть академический вопрос: за различным
решением его стоят различные враждебные партии в философии, и современная наука
развивается в непримиримой борьбе с реакционным индетерминизмом, т. е.
идеалистическим и метафизическим взглядом, отрицающим связь и закономерность
явлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий