понедельник, 7 декабря 2015 г.

Диалектический и исторический материализм— мировоззрение коммунистической партии. Диалектический метод как важнейшая составная часть марксистской философии.

Маркс и Энгельс совершили великий подвиг, разработав научное мировоззрение — диалектический и исторический материализм. Это мировоззрение всесильно потому, что оно верно. Впервые в истории развития человеческой мысли марксистская философия дала ответы на те вопросы, которые волновали человеческий ум, но которые до марксизма не могли быть решены.

Сотни и тысячи лет в философии шла ожесточённая борьба по основным вопросам мировоззрения. Материален мир или идеален, что первично и что вторично — материя или сознание; находится ли природа в состоянии неподвижности или её законом является вечное и непрерывное развитие и изменение; существуют ли объективные законы природы или человеческий разум устанавливает свои законы, с помощью которых он «упорядочивает» мир; способен ли человеческий ум познать объективную реальность или между ним и природой стоит непроходимая стена; каковы законы жизни общества — эти и многие другие вопросы стояли в центре острейшей борьбы различных лагерей и направлений в философии.
В этой борьбе оформилась и развивалась прогрессивная материалистическая линия в философии, опиравшаяся на достижения передовой науки. Уже в античной философии материализм и идеализм противостояли друг другу как два непримиримых лагеря в философии, как две философские партии. С каждым новым столетием борьба между материализмом и идеализмом, наукой и религией приобретала всё более острые формы и ко времени Маркса и Энгельса достигла огромного напряжения.
Столь ожесточённый характер борьбы философских партий не случаен. За различными линиями в философии стоят различные общественные силы, различные классы и политические партии. Философия не есть, как это стараются изобразить буржуазные идеологи, некая духовная сила, не имеющая корней в материальных условиях жизни людей, стоящая над борющимися общественными классами. Философские взгляды, являясь элементом надстройки, не только отражают общественное бытие различных классов, их интересы, их сознание, но и активно воздействуют на ход общественного развития. Философия — орудие борьбы классов и политических партий. Тезис буржуазных идеологов о «беспартийности» или «надпартийности» философии так же ложен, как и тезис о «надклассовом» характере буржуазной демократии.
На протяжении всей истории мысли философский идеализм был духовным знаменем преимущественно реакционных классов. В идеалистических философских системах, паразитировавших на нерешенных проблемах науки, на неполноте человеческого знания, эти классы черпали идеи и теории, позволявшие им держать массы трудящихся в темноте, «доказывать» божественное происхождение власти эксплуататоров, оправдывать угнетение класса классом, нации нацией.
Философским материализм, напротив, разрабатывался преимущественно идеологами тех классов, которые были заинтересованы в движении общества вперёд и боролись против отживших реакционных порядков.
В. И. Ленин отметил этот факт в своей статье «Три источника и три составных части марксизма».
«В течение всей новейшей истории Европы, — указывает Ленин, — и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги демократии старались поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии»[1].
Ныне все идеологи и философы умирающего капитализма — от откровенных защитников буржуазии до реформистских её прислужников из лагеря правых социалистов—объединились в яростном походе против марксистского материализма, против социализма, защищая философский идеализм, в тысячу раз более пошлый, чем старый идеализм.
Самые ярые враги социализма являются вместе с тем самыми ярыми врагами науки и философского материализма. Не случайно поэтому нынешняя империалистическая Америка является не только мировым центром политической реакции, но и мировым центром философского мракобесия.
Однако старый, домарксовский материализм при всей его прогрессивности был чрезвычайно ограничен. Это был материализм метафизический, не признававший развития и изменения в природе и обществе. Кроме того, материалисты до Маркса придерживались чисто идеалистических взглядов на историю общества.
Маркс и Энгельс — основоположники новой, единственно научной философии — не только продолжили и развили прогрессивную, материалистическую линию старой философии, они совершили настоящий переворот, революцию в философии, создав диалектический и исторический материализм — философское учение, опирающееся на твёрдый фундамент достижений человеческого знания, научно обобщившее весь опыт мирового общественного развития.
Марксистский философский материализм — это диалектический материализм, т. е. высшая форма материализма, основывающаяся на диалектическом подходе к действительности. на научной теории развития, разработанной основоположниками марксизма и обогащённой в новых условиях Лениным и Сталиным. До Маркса и Энгельса идея развития не получила своего научного обоснования. Идеалистическая диалектика Гегеля не была научной теорией развития. Маркс и Энгельс создали метод, который явился орудием переработки старого материализма, построения новой материалистической теории. Материализм и диалектический метод в марксистской философии неразрывно связаны друг с другом, образуют стройную и строго последовательную систему взглядов на мир.
Применив диалектический материализм к объяснению общественных явлений, Маркс и Энгельс создали исторический материализм. Впервые в истории человеческой мысли возникла теория, дающая возможность изучать и объяснять сложный мир общественных отношений с такой же точностью, с какой естественные науки объясняют природу. Исторический материализм — величайшее завоевание философской науки. Это завоевание достигнуто лишь идеологами пролетариата — того класса, интересы которого не ставят никаких границ человеческому познанию, а, напротив, бесконечно раздвигают их.
Диалектический и исторический материализм — это мировоззрение коммунистической партии. Оно сочетает в себе последовательную научную объективность и трезвость с революционной страстностью, коммунистической партийностью в подходе к действительности. Оно составляет в наше время единственную философскую основу для развития науки, для революционно-преобразовательной деятельности. Из диалектического и исторического материализма, по выражению товарища Сталина, само собой вытекает пролетарский социализм.
«...Диалектический и исторический материализм, — указывает товарищ Сталин, — составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксистской партии...»[2].
Каждое положение марксистской диалектики, материалистической теории, исторического материализма учит понимать законы развития общества и пути его революционного преобразования. Каждый практический шаг марксистской партии освещается мировоззрением диалектического материализма, — и в этом одна из коренных причин её непобедимости.
«Основную задачу тактики пролетариата, — писал Ленин, — Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания»[3].
Диалектический материализм даёт возможность партии пролетариата намечать задачи, определять стратегию и тактику классовой борьбы на основе трезвого и всестороннего учёта конкретных исторических условий, изменять формы борьбы, когда изменяется историческая обстановка, терпеливо накапливать силы и организовывать рабочий класс в периоды мирного, «эволюционного» развития и смело вести пролетарскую армию в бой, когда стадия эволюции сменяется стадией революции. Диалектический материализм учит партию, что не примирение антагонистических общественных сил, не реформистская политика смазывания остроты классовых противоречий, а последовательная и открытая борьба классов есть могущественный источник движения вперёд, сила, сметающая с пути исторического прогресса всё отжившее и реакционное. Диалектический и исторический материализм даёт возможность марксистской партии находить самую глубокую пружину общественных событий не в отвлечённом разуме, не в «вечных» идеях «справедливости», а в материальных условиях жизни людей, в развитии и изменении способа производства. Тем самым исторический материализм вооружает партию в её борьбе за уничтожение строя капиталистического угнетения и создание коммунистического общества.
Более ста лет, прошедшие с момента возникновения марксистской философии, были веком триумфа её идей.
Величайшим торжеством марксистского учения явилась Октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР. Сотни миллионов людей ныне борются под великим знаменем марксизма-ленинизма.
Это значит, что философия марксизма-ленинизма не есть просто одна из многочисленных философских теорий, не есть одна из философских школ. Философия марксизма-ленинизма — это учение, объединяющее широчайшие народные массы, борющиеся за новую, счастливую жизнь, против тьмы и реакции, против старого, отжившего своё время капиталистического строя, это философия новой эры — эры борьбы за коммунизм, эры коммунизма.



[1] В. И. Ленин. Соч., т. 19. изд. 4. стр. 4.
[2] «История ВКП(б), Краткий курс», стр. 99.
[3] В. И. Ленин, Соч., т. 21, изд. 4, стр. 58.

Комментариев нет: