Маркс и Энгельс совершили великий подвиг, разработав научное
мировоззрение — диалектический и исторический материализм. Это мировоззрение всесильно
потому, что оно верно. Впервые в истории развития человеческой мысли
марксистская философия дала ответы на те вопросы, которые волновали
человеческий ум, но которые до марксизма не могли быть решены.
Сотни и тысячи лет в философии шла ожесточённая борьба по
основным вопросам мировоззрения. Материален мир или идеален, что первично и что
вторично — материя или сознание; находится ли природа в состоянии неподвижности
или её законом является вечное и непрерывное развитие и изменение; существуют
ли объективные законы природы или человеческий разум устанавливает свои законы,
с помощью которых он «упорядочивает» мир; способен ли человеческий ум познать
объективную реальность или между ним и природой стоит непроходимая стена;
каковы законы жизни общества — эти и многие другие вопросы стояли в центре
острейшей борьбы различных лагерей и направлений в философии.
В этой борьбе оформилась и развивалась прогрессивная
материалистическая линия в философии, опиравшаяся на достижения передовой
науки. Уже в античной философии материализм и идеализм противостояли друг другу
как два непримиримых лагеря в философии, как две философские партии. С каждым
новым столетием борьба между материализмом и идеализмом, наукой и религией
приобретала всё более острые формы и ко времени Маркса и Энгельса достигла
огромного напряжения.
Столь ожесточённый характер борьбы философских партий не
случаен. За различными линиями в философии стоят различные общественные силы,
различные классы и политические партии. Философия не есть, как это стараются
изобразить буржуазные идеологи, некая духовная сила, не имеющая корней в
материальных условиях жизни людей, стоящая над борющимися общественными
классами. Философские взгляды, являясь элементом надстройки, не только отражают
общественное бытие различных классов, их интересы, их сознание, но и активно
воздействуют на ход общественного развития. Философия — орудие борьбы классов и
политических партий. Тезис буржуазных идеологов о «беспартийности» или «надпартийности»
философии так же ложен, как и тезис о «надклассовом» характере буржуазной
демократии.
На протяжении всей истории мысли философский идеализм был
духовным знаменем преимущественно реакционных классов. В идеалистических
философских системах, паразитировавших на нерешенных проблемах науки, на неполноте
человеческого знания, эти классы черпали идеи и теории, позволявшие им держать
массы трудящихся в темноте, «доказывать» божественное происхождение власти
эксплуататоров, оправдывать угнетение класса классом, нации нацией.
Философским материализм, напротив, разрабатывался
преимущественно идеологами тех классов, которые были заинтересованы в движении
общества вперёд и боролись против отживших реакционных порядков.
В. И. Ленин отметил этот факт в своей статье «Три
источника и три составных части марксизма».
«В течение всей новейшей истории Европы, — указывает Ленин,
— и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва
против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и
в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной
всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п.
Враги демократии старались поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать,
оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который
всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии»[1].
Ныне все идеологи и философы умирающего капитализма — от
откровенных защитников буржуазии до реформистских её прислужников из лагеря
правых социалистов—объединились в яростном походе против марксистского
материализма, против социализма, защищая философский идеализм, в тысячу раз
более пошлый, чем старый идеализм.
Самые ярые враги социализма являются вместе с тем самыми
ярыми врагами науки и философского материализма. Не случайно поэтому нынешняя
империалистическая Америка является не только мировым центром политической
реакции, но и мировым центром философского мракобесия.
Однако старый, домарксовский материализм при всей его
прогрессивности был чрезвычайно ограничен. Это был материализм метафизический, не признававший развития
и изменения в природе и обществе. Кроме того, материалисты до Маркса
придерживались чисто идеалистических взглядов на историю общества.
Маркс и Энгельс — основоположники новой, единственно научной
философии — не только продолжили и развили прогрессивную, материалистическую
линию старой философии, они совершили настоящий переворот, революцию в
философии, создав диалектический и исторический материализм — философское
учение, опирающееся на твёрдый фундамент достижений человеческого знания,
научно обобщившее весь опыт мирового общественного развития.
Марксистский философский материализм — это диалектический материализм, т. е.
высшая форма материализма, основывающаяся на диалектическом подходе к действительности.
на научной теории развития, разработанной основоположниками марксизма и
обогащённой в новых условиях Лениным и Сталиным. До Маркса и Энгельса идея
развития не получила своего научного обоснования. Идеалистическая диалектика
Гегеля не была научной теорией развития. Маркс и Энгельс создали метод, который
явился орудием переработки старого материализма, построения новой
материалистической теории. Материализм и диалектический метод в марксистской
философии неразрывно связаны друг с другом, образуют стройную и строго
последовательную систему взглядов на мир.
Применив диалектический материализм к объяснению
общественных явлений, Маркс и Энгельс создали исторический материализм. Впервые
в истории человеческой мысли возникла теория, дающая возможность изучать и
объяснять сложный мир общественных отношений с такой же точностью, с какой
естественные науки объясняют природу. Исторический материализм — величайшее
завоевание философской науки. Это завоевание достигнуто лишь идеологами
пролетариата — того класса, интересы которого не ставят никаких границ
человеческому познанию, а, напротив, бесконечно раздвигают их.
Диалектический и исторический материализм — это
мировоззрение коммунистической партии. Оно сочетает в себе последовательную
научную объективность и трезвость с революционной страстностью,
коммунистической партийностью в подходе к действительности. Оно составляет в
наше время единственную философскую основу для развития науки, для
революционно-преобразовательной деятельности. Из диалектического и
исторического материализма, по выражению товарища Сталина, само собой вытекает
пролетарский социализм.
«...Диалектический и исторический материализм, — указывает
товарищ Сталин, — составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические
основы марксистской партии...»[2].
Каждое положение марксистской диалектики, материалистической
теории, исторического материализма учит понимать законы развития общества и пути
его революционного преобразования. Каждый практический шаг марксистской партии
освещается мировоззрением диалектического материализма, — и в этом одна из
коренных причин её непобедимости.
«Основную задачу тактики пролетариата, — писал Ленин, — Маркс
определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического
миросозерцания»[3].
Диалектический материализм даёт возможность партии
пролетариата намечать задачи, определять стратегию и тактику классовой борьбы
на основе трезвого и всестороннего учёта конкретных исторических условий,
изменять формы борьбы, когда изменяется историческая обстановка, терпеливо
накапливать силы и организовывать рабочий класс в периоды мирного, «эволюционного»
развития и смело вести пролетарскую армию в бой, когда стадия эволюции
сменяется стадией революции. Диалектический материализм учит партию, что не
примирение антагонистических общественных сил, не реформистская политика
смазывания остроты классовых противоречий, а последовательная и открытая борьба
классов есть могущественный источник движения вперёд, сила, сметающая с пути
исторического прогресса всё отжившее и реакционное. Диалектический и
исторический материализм даёт возможность марксистской партии находить самую
глубокую пружину общественных событий не в отвлечённом разуме, не в «вечных»
идеях «справедливости», а в материальных условиях жизни людей, в развитии и
изменении способа производства. Тем самым исторический материализм вооружает
партию в её борьбе за уничтожение строя капиталистического угнетения и создание
коммунистического общества.
Более ста лет, прошедшие с момента возникновения
марксистской философии, были веком триумфа её идей.
Величайшим торжеством марксистского учения явилась
Октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР. Сотни
миллионов людей ныне борются под великим знаменем марксизма-ленинизма.
Это значит, что философия марксизма-ленинизма не есть просто
одна из многочисленных философских теорий, не есть одна из философских школ.
Философия марксизма-ленинизма — это учение, объединяющее широчайшие народные
массы, борющиеся за новую, счастливую жизнь, против тьмы и реакции, против
старого, отжившего своё время капиталистического строя, это философия новой эры
— эры борьбы за коммунизм, эры коммунизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий