Марксистская диалектика не есть некое раз навсегда данное,
застывшее, неизменное учение. Новые открытия в области науки, новые условия
исторического развития человеческого общества не могут пройти бесследно для
диалектического метода. Общие принципы материалистической диалектики,
несомненно, имеют значение для любой исторической эпохи. Но эти общие принципы
в различных исторических условиях приобретают определённые конкретные формы.
Так, формы проявления закона единства и борьбы противоположностей в старых,
основанных на антагонизме враждебных классов, социально-экономических формациях
совершенно иные, чем формы проявления этого закона в нашем советском
социалистическом обществе, где нет классовых антагонизмов, где господствует
морально-политическое единство всего народа. То же самое можно сказать
решительно о всех категориях и понятиях диалектики.
Поэтому диалектический метод в связи с новыми условиями не
может не обогащаться новыми выводами и положениями.
История развития марксизма прекрасно подтверждает творческий
характер материалистической диалектики. Диалектический метод, созданный Марксом
и Энгельсом, получил своё дальнейшее углубление и развитие в трудах Ленина и
Сталина.
В своей работе «Об основах ленинизма» товарищ Сталин
говорит:
«То, что дано в методе Ленина, в основном уже имелось в
учении Маркса, являющемся, по словам Маркса, «в существе своём критическим и
революционным». Именно этот критический и революционный дух проникает с начала
и до конца метод Ленина. Но было бы неправильно думать, что метод Ленина
является простым восстановлением того, что дано Марксом. На самом деле метод
Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим
развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической
диалектики»[1].
Ленин и Сталин не только, отстояли марксистский
диалектический метод в борьбе против многочисленных врагов марксизма, против
оппортунистических вождей II Интернационала, против меньшевиков,
анархистов, народников, легальных марксистов, троцкистов, бухаринцев и
т. д.
Ленин и Сталин всесторонне развили диалектический метод на
основе теоретического обобщения новых данных естествознания и глубокого анализа
новых условий эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи строительства
социализма в СССР.
Не только специальные работы Ленина по диалектике, но и его
экономические, исторические и другие труды, в которых диалектика живёт в плоти
и крови конкретного анализа новых исторических условий, наступивших после
смерти Маркса и Энгельса, составляют целую эпоху в развитии марксистской
философии. Империалистическая стадия капитализма, как впервые указал Ленин,
характеризуется небывалым обострением всех противоречий буржуазного общества.
Применив диалектический метод к рассмотрению этих противоречий, Ленин развил
центральный пункт марксистской диалектики — учение о противоречиях. Ленин
показал, что это учение является «ядром диалектики». Он глубоко раскрыл всё
богатство диалектического закона единства и борьбы противоположностей и дал в
своих работах изумительные образцы конкретного применения его к стратегии и
тактике коммунистической партии.
В борьбе с реформизмом внутри рабочего движения Ленин глубоко
разработал вопрос о революционных скачках в процессе развития. Ленин развил
дальше указания Маркса и Энгельса о соотношении эволюции и революции и показал
то огромное значение, которое имеют революционные периоды в истории общества.
Работы Ленина представляют незаменимое руководство для правильного понимания
соотношения постепенного и скачкообразного развития, учат видеть многообразие
форм скачков в объективном развитии и правильно находить момент, когда стадия
эволюционного развития исчерпала себя и необходимо переходить к решительным
действиям.
Ленин всесторонне разработал один из важнейших вопросов
диалектического метода — вопрос о конкретности анализа общественных явлений, об
историческом подходе к действительности. Разоблачая софистику и эклектицизм
оппортунистов, окостенелость и догматизм мысли «теоретиков» II Интернационала,
Ленин в своих работах о стратегии и тактике партии пролетариата дал массу
великолепнейших примеров диалектически-конкретного анализа, учитывающего всё
своеобразие исторической обстановки.
Огромное значение для развития марксистского метода имеет
разработка Лениным вопроса о диалектике как теории познания. Этот вопрос
приобрёл актуальное значение в связи с возникшим в конце прошлого столетия
кризисом в физике. Ленин показал, что одной из причин этого кризиса было
незнание естествоиспытателями диалектики, неумение применить диалектику к
процессу познания. Идеями своего бессмертного произведения «Материализм и
эмпириокритицизм» Ленин вооружил научное естествознание на многие десятилетия
вперёд. Его положения о противоречивости процесса познания, о диалектическом
пути познания истины, об абсолютной и относительной истине, о гибкости понятий,
его критика релятивизма и агностицизма составляют ныне гранитный фундамент
марксистской теории познания.
Какую бы сторону диалектики мы ни взяли, — всюду мы найдём
могучее влияние ленинской мысли, ленинских идей на дальнейшее развитие
революционного марксистского метода.
Вместе с Лениным двигал вперёд марксистскую теорию и метод
товарищ Сталин. В своей работе «О диалектическом и историческом материализме»,
являющейся высшей ступенью в развитии марксистско-ленинской философии, товарищ
Сталин дал глубокую трактовку марксистского диалектического метода, обобщив
взгляды Маркса, Энгельса и Ленина на диалектику, новейшие достижения
естествознания, обобщив весь опыт борьбы пролетариата за социализм, опыт
Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в особенности.
В этой замечательной работе товарищ Сталин придал
марксистской диалектике тот вид, который соответствует, современному уровню
знаний, современному этапу общественного развития. В ней дана строго
продуманная, научно обоснованная классификация основных черт диалектического
метода, определяющая самое важное и существенное в марксистско-ленинской диалектике.
Каждая из этих черт получила гениально простую и ясную формулировку, делающую
самые сложные вопросы марксистской философии доступными для миллионов борцов за
коммунизм. Ныне философская наука перестала быть достоянием узкого круга лиц.
Марксистскую философию в нашей стране, в странах народной демократии и в других
странах изучают миллионы людей. Она является реальной силой, помогающей
трудящимся массам осуществлять свою заветную мечту о новой жизни, свободной от
рабства и угнетения.
В каждое из основных положений марксистской диалектики
товарищ Сталин внёс существенно новое. Развивая идеи Ленина о значении
конкретно-исторического подхода к действительности, И. В. Сталин
противопоставляет творческий марксизм догматическому марксизму, показывает весь
вред догматизма и талмудизма, требует рассматривать марксизм как науку,
развивающуюся на основе обобщения нового исторического опыта.
Разработанное товарищем Сталиным положение марксистского
диалектического метода о неодолимости всего того, что возникает и развивается,
является выражением победоносного движения сил демократии и социализма.
Большое место в сталинских трудах занимают вопросы об
эволюции и революции, об их взаимодействии, о значении революционных скачков в
развитии общества. Товарищ Сталин дал классические образцы применения положений
диалектики об эволюционных и революционных формах развития к стратегии и
тактике партии пролетариата.
Развивая ленинские положения о противоречиях как «ядре
диалектики», товарищ Сталин глубоко раскрыл природу противоречий, сущность
борьбы противоположностей как борьбы между старым и новым, отмирающим и
нарождающимся, гибнущим и возникающим.
В трудах товарища Сталина всесторонне показана органическая
связь между революционной диалектикой и практической деятельностью партии
пролетариата.
Огромная ценность теоретических трудов И. В. Сталина
для дальнейшего развития марксистской диалектики состоит в том, что они по всем
линиям вскрывают те новые особенности и черты, которые приобретают общие
диалектические закономерности развития в условиях борьбы за победу
социалистического строя, в условиях перехода от социализма к коммунизму.
Применяя марксистский метод к анализу этих новых»
исторических условий, товарищ Сталин внёс массу нового в сокровищницу
диалектики.
Сталинский анализ противоречий переходного периода в СССР и
путей их преодоления имеет большое значение для понимания того, как проявляется
диалектический закон единства и борьбы противоположностей в эпоху строительства
социализма. Впервые в истории марксизма столь полно и исчерпывающе, на основе
обобщения практического опыта, разработан вопрос о различных типах противоречий
— антагонистических и неантагонистических, — показаны различные пути
преодоления этих противоречий, взаимосвязь между внутренними и внешними противоречиями.
Окончательно были разбиты и похоронены реакционные метафизические теории «равновесия»,
мирного врастания капитализма в социализм.
Товарищ Сталин показал, как в силу изменившихся
обстоятельств, связанных с ликвидацией эксплуататорских классов и победой
социализма в СССР, по-иному протекает борьба между старым и новым в советском
обществе, какие новые формы принимает эта борьба по сравнению со старым,
буржуазным обществом. В его трудах дана глубокая разработка вопроса о критике и
самокритике как движущей силе развития советского общества, освещён важнейший
вопрос о новых формах проявления закона перехода от старого качества к новому в
советском социалистическом обществе, о характере скачков при социализме. вопрос
о новом характере проявления исторической необходимости в советском обществе,
где массы сознательно реализуют её и где поэтому движение не подчиняется
случайности, вопрос о новом отношении к реформам после пролетарской революции и
многие другие вопросы.
Исключительно большую роль играют философские труды товарища
Сталина для развития советской науки. Как и ленинский «Материализм и
эмпириокритицизм», они дают учёным руководящие идеи, помогающие им вести борьбу
с реакционными идеалистическими и метафизическими теориями в биологии,
физиологии, физике и других науках и творчески развивать научное
естествознание. Работа И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания»
не только помогла советским языковедам выбраться из тупика вульгаризаторского
марровского «учения» и положить начало новому этапу в развитии языкознания, но
и подняла на новую ступень понимание целого ряда важных вопросов
диалектического и исторического материализма.
Вклад, внесённый Лениным и Сталиным в развитие марксистского
диалектического метода, настолько велик, что нельзя овладеть марксистской
диалектикой, не изучив и не исследовав всего того, что сделали для её развития
Ленин и Сталин.
Марксистская диалектика, развитая Лениным и Сталиным, есть
та сила, которая даёт большевикам возможность брать самые неприступные крепости
в области теории и практики борьбы за коммунизм.
***
Краткие выводы из сказанного можно свести к следующему:
1. Марксистский диалектический метод является составной
частью диалектического и исторического материализма — мировоззрения
коммунистической партии, созданного основоположниками научного коммунизма
Марксом и Энгельсом и развитого их великими учениками и продолжателями Лениным
и Сталиным.
Марксистский диалектический метод, как и диалектический и
исторический материализм в целом, возник в результате многовекового развития
науки и философии. Великие достижения научного познания природы, исторический
опыт общественного развития пришли на определённой ступени в противоречие с
господствовавшим в XVI–XVIII веках метафизическим мировоззрением. Марксистская
философия и её составная часть — марксистская диалектика есть обобщение этих
великих достижений науки и опыта истории. В противоположность метафизическому
учению о неизменности природы и общественных порядков марксистский
диалектический метод является теорией развития, теорией, утверждающей в
соответствии с самой объективной действительностью принципы движения,
изменения, вечного обновления мира.
2. Марксистская диалектика использовала всё то рациональное,
что содержалось в идеалистической диалектике Гегеля, переработав это
рациональное на материалистической основе. Но марксистская диалектика не есть
простое продолжение старых философских учений. Маркс и Энгельс создали
качественно новую, материалистическую диалектику, в корне противоположную
идеалистической диалектике Гегеля. Выработка материалистической диалектики, как
и марксистской философии в целом, явилась революционным переворотом в истории
человеческой мысли.
3. Марксистская диалектика есть наука о наиболее общих
законах развития природы, человеческого общества и мышления. Вследствие этого
она является методом, определяющим угол зрения на действительность, способом
подхода к явлениям природы и общественной жизни. Она — орудие научного
познания, позволяющее творчески решать задачи науки и связывать познание с исторически
развивающейся практикой.
4. Созданный Марксом и Энгельсом диалектический метод сыграл
огромную роль в разработке теории научного социализма. Возникнув как составная
часть мировоззрения самого революционного класса современного общества — пролетариата,
диалектика позволила подвергнуть объективному анализу всю историю общественного
развития, рассмотреть её не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения
настоящего и будущего и создать подлинно научную социологию.
5. Марксистская диалектика есть творчески развивающаяся
наука. Она обогащается и конкретизируется в связи с новыми достижениями науки,
новыми историческими условиями развития общества. После смерти Маркса и
Энгельса великие вожди русского и международного пролетариата Ленин и Сталин
подняли марксистскую философию и её метод на новую, высшую ступень, придали диалектике
новый вид, соответствующий современному уровню человеческих знаний и опыту
борьбы рабочего класса за коммунизм.
И. В. Сталин применил революционный метод
марксизма к условиям строительства социализма в СССР и на опыте этого
строительства раскрыл новые формы диалектических закономерностей, действующих в
обществе, свободном от антагонистических классов, основанном на
морально-политическом единстве рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий