среда, 9 декабря 2015 г.

Марксистская диалектика как творчески развивающийся метод. Развитие диалектического метода Лениным и Сталиным.

Марксистская диалектика не есть некое раз навсегда данное, застывшее, неизменное учение. Новые открытия в области науки, новые условия исторического развития человеческого общества не могут пройти бесследно для диалектического метода. Общие принципы материалистической диалектики, несомненно, имеют значение для любой исторической эпохи. Но эти общие принципы в различных исторических условиях приобретают определённые конкретные формы. Так, формы проявления закона единства и борьбы противоположностей в старых, основанных на антагонизме враждебных классов, социально-экономических формациях совершенно иные, чем формы проявления этого закона в нашем советском социалистическом обществе, где нет классовых антагонизмов, где господствует морально-политическое единство всего народа. То же самое можно сказать решительно о всех категориях и понятиях диалектики.

Поэтому диалектический метод в связи с новыми условиями не может не обогащаться новыми выводами и положениями.
История развития марксизма прекрасно подтверждает творческий характер материалистической диалектики. Диалектический метод, созданный Марксом и Энгельсом, получил своё дальнейшее углубление и развитие в трудах Ленина и Сталина.
В своей работе «Об основах ленинизма» товарищ Сталин говорит:
«То, что дано в методе Ленина, в основном уже имелось в учении Маркса, являющемся, по словам Маркса, «в существе своём критическим и революционным». Именно этот критический и революционный дух проникает с начала и до конца метод Ленина. Но было бы неправильно думать, что метод Ленина является простым восстановлением того, что дано Марксом. На самом деле метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической диалектики»[1].
Ленин и Сталин не только, отстояли марксистский диалектический метод в борьбе против многочисленных врагов марксизма, против оппортунистических вождей II Интернационала, против меньшевиков, анархистов, народников, легальных марксистов, троцкистов, бухаринцев и т. д.
Ленин и Сталин всесторонне развили диалектический метод на основе теоретического обобщения новых данных естествознания и глубокого анализа новых условий эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи строительства социализма в СССР.
Не только специальные работы Ленина по диалектике, но и его экономические, исторические и другие труды, в которых диалектика живёт в плоти и крови конкретного анализа новых исторических условий, наступивших после смерти Маркса и Энгельса, составляют целую эпоху в развитии марксистской философии. Империалистическая стадия капитализма, как впервые указал Ленин, характеризуется небывалым обострением всех противоречий буржуазного общества. Применив диалектический метод к рассмотрению этих противоречий, Ленин развил центральный пункт марксистской диалектики — учение о противоречиях. Ленин показал, что это учение является «ядром диалектики». Он глубоко раскрыл всё богатство диалектического закона единства и борьбы противоположностей и дал в своих работах изумительные образцы конкретного применения его к стратегии и тактике коммунистической партии.
В борьбе с реформизмом внутри рабочего движения Ленин глубоко разработал вопрос о революционных скачках в процессе развития. Ленин развил дальше указания Маркса и Энгельса о соотношении эволюции и революции и показал то огромное значение, которое имеют революционные периоды в истории общества. Работы Ленина представляют незаменимое руководство для правильного понимания соотношения постепенного и скачкообразного развития, учат видеть многообразие форм скачков в объективном развитии и правильно находить момент, когда стадия эволюционного развития исчерпала себя и необходимо переходить к решительным действиям.
Ленин всесторонне разработал один из важнейших вопросов диалектического метода — вопрос о конкретности анализа общественных явлений, об историческом подходе к действительности. Разоблачая софистику и эклектицизм оппортунистов, окостенелость и догматизм мысли «теоретиков» II Интернационала, Ленин в своих работах о стратегии и тактике партии пролетариата дал массу великолепнейших примеров диалектически-конкретного анализа, учитывающего всё своеобразие исторической обстановки.
Огромное значение для развития марксистского метода имеет разработка Лениным вопроса о диалектике как теории познания. Этот вопрос приобрёл актуальное значение в связи с возникшим в конце прошлого столетия кризисом в физике. Ленин показал, что одной из причин этого кризиса было незнание естествоиспытателями диалектики, неумение применить диалектику к процессу познания. Идеями своего бессмертного произведения «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин вооружил научное естествознание на многие десятилетия вперёд. Его положения о противоречивости процесса познания, о диалектическом пути познания истины, об абсолютной и относительной истине, о гибкости понятий, его критика релятивизма и агностицизма составляют ныне гранитный фундамент марксистской теории познания.
Какую бы сторону диалектики мы ни взяли, — всюду мы найдём могучее влияние ленинской мысли, ленинских идей на дальнейшее развитие революционного марксистского метода.
Вместе с Лениным двигал вперёд марксистскую теорию и метод товарищ Сталин. В своей работе «О диалектическом и историческом материализме», являющейся высшей ступенью в развитии марксистско-ленинской философии, товарищ Сталин дал глубокую трактовку марксистского диалектического метода, обобщив взгляды Маркса, Энгельса и Ленина на диалектику, новейшие достижения естествознания, обобщив весь опыт борьбы пролетариата за социализм, опыт Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в особенности.
В этой замечательной работе товарищ Сталин придал марксистской диалектике тот вид, который соответствует, современному уровню знаний, современному этапу общественного развития. В ней дана строго продуманная, научно обоснованная классификация основных черт диалектического метода, определяющая самое важное и существенное в марксистско-ленинской диалектике. Каждая из этих черт получила гениально простую и ясную формулировку, делающую самые сложные вопросы марксистской философии доступными для миллионов борцов за коммунизм. Ныне философская наука перестала быть достоянием узкого круга лиц. Марксистскую философию в нашей стране, в странах народной демократии и в других странах изучают миллионы людей. Она является реальной силой, помогающей трудящимся массам осуществлять свою заветную мечту о новой жизни, свободной от рабства и угнетения.
В каждое из основных положений марксистской диалектики товарищ Сталин внёс существенно новое. Развивая идеи Ленина о значении конкретно-исторического подхода к действительности, И. В. Сталин противопоставляет творческий марксизм догматическому марксизму, показывает весь вред догматизма и талмудизма, требует рассматривать марксизм как науку, развивающуюся на основе обобщения нового исторического опыта.
Разработанное товарищем Сталиным положение марксистского диалектического метода о неодолимости всего того, что возникает и развивается, является выражением победоносного движения сил демократии и социализма.
Большое место в сталинских трудах занимают вопросы об эволюции и революции, об их взаимодействии, о значении революционных скачков в развитии общества. Товарищ Сталин дал классические образцы применения положений диалектики об эволюционных и революционных формах развития к стратегии и тактике партии пролетариата.
Развивая ленинские положения о противоречиях как «ядре диалектики», товарищ Сталин глубоко раскрыл природу противоречий, сущность борьбы противоположностей как борьбы между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, гибнущим и возникающим.
В трудах товарища Сталина всесторонне показана органическая связь между революционной диалектикой и практической деятельностью партии пролетариата.
Огромная ценность теоретических трудов И. В. Сталина для дальнейшего развития марксистской диалектики состоит в том, что они по всем линиям вскрывают те новые особенности и черты, которые приобретают общие диалектические закономерности развития в условиях борьбы за победу социалистического строя, в условиях перехода от социализма к коммунизму.
Применяя марксистский метод к анализу этих новых» исторических условий, товарищ Сталин внёс массу нового в сокровищницу диалектики.
Сталинский анализ противоречий переходного периода в СССР и путей их преодоления имеет большое значение для понимания того, как проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей в эпоху строительства социализма. Впервые в истории марксизма столь полно и исчерпывающе, на основе обобщения практического опыта, разработан вопрос о различных типах противоречий — антагонистических и неантагонистических, — показаны различные пути преодоления этих противоречий, взаимосвязь между внутренними и внешними противоречиями. Окончательно были разбиты и похоронены реакционные метафизические теории «равновесия», мирного врастания капитализма в социализм.
Товарищ Сталин показал, как в силу изменившихся обстоятельств, связанных с ликвидацией эксплуататорских классов и победой социализма в СССР, по-иному протекает борьба между старым и новым в советском обществе, какие новые формы принимает эта борьба по сравнению со старым, буржуазным обществом. В его трудах дана глубокая разработка вопроса о критике и самокритике как движущей силе развития советского общества, освещён важнейший вопрос о новых формах проявления закона перехода от старого качества к новому в советском социалистическом обществе, о характере скачков при социализме. вопрос о новом характере проявления исторической необходимости в советском обществе, где массы сознательно реализуют её и где поэтому движение не подчиняется случайности, вопрос о новом отношении к реформам после пролетарской революции и многие другие вопросы.
Исключительно большую роль играют философские труды товарища Сталина для развития советской науки. Как и ленинский «Материализм и эмпириокритицизм», они дают учёным руководящие идеи, помогающие им вести борьбу с реакционными идеалистическими и метафизическими теориями в биологии, физиологии, физике и других науках и творчески развивать научное естествознание. Работа И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» не только помогла советским языковедам выбраться из тупика вульгаризаторского марровского «учения» и положить начало новому этапу в развитии языкознания, но и подняла на новую ступень понимание целого ряда важных вопросов диалектического и исторического материализма.
Вклад, внесённый Лениным и Сталиным в развитие марксистского диалектического метода, настолько велик, что нельзя овладеть марксистской диалектикой, не изучив и не исследовав всего того, что сделали для её развития Ленин и Сталин.
Марксистская диалектика, развитая Лениным и Сталиным, есть та сила, которая даёт большевикам возможность брать самые неприступные крепости в области теории и практики борьбы за коммунизм.
***
Краткие выводы из сказанного можно свести к следующему:
1. Марксистский диалектический метод является составной частью диалектического и исторического материализма — мировоззрения коммунистической партии, созданного основоположниками научного коммунизма Марксом и Энгельсом и развитого их великими учениками и продолжателями Лениным и Сталиным.
Марксистский диалектический метод, как и диалектический и исторический материализм в целом, возник в результате многовекового развития науки и философии. Великие достижения научного познания природы, исторический опыт общественного развития пришли на определённой ступени в противоречие с господствовавшим в XVI–XVIII веках метафизическим мировоззрением. Марксистская философия и её составная часть — марксистская диалектика есть обобщение этих великих достижений науки и опыта истории. В противоположность метафизическому учению о неизменности природы и общественных порядков марксистский диалектический метод является теорией развития, теорией, утверждающей в соответствии с самой объективной действительностью принципы движения, изменения, вечного обновления мира.
2. Марксистская диалектика использовала всё то рациональное, что содержалось в идеалистической диалектике Гегеля, переработав это рациональное на материалистической основе. Но марксистская диалектика не есть простое продолжение старых философских учений. Маркс и Энгельс создали качественно новую, материалистическую диалектику, в корне противоположную идеалистической диалектике Гегеля. Выработка материалистической диалектики, как и марксистской философии в целом, явилась революционным переворотом в истории человеческой мысли.
3. Марксистская диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Вследствие этого она является методом, определяющим угол зрения на действительность, способом подхода к явлениям природы и общественной жизни. Она — орудие научного познания, позволяющее творчески решать задачи науки и связывать познание с исторически развивающейся практикой.
4. Созданный Марксом и Энгельсом диалектический метод сыграл огромную роль в разработке теории научного социализма. Возникнув как составная часть мировоззрения самого революционного класса современного общества — пролетариата, диалектика позволила подвергнуть объективному анализу всю историю общественного развития, рассмотреть её не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения настоящего и будущего и создать подлинно научную социологию.
5. Марксистская диалектика есть творчески развивающаяся наука. Она обогащается и конкретизируется в связи с новыми достижениями науки, новыми историческими условиями развития общества. После смерти Маркса и Энгельса великие вожди русского и международного пролетариата Ленин и Сталин подняли марксистскую философию и её метод на новую, высшую ступень, придали диалектике новый вид, соответствующий современному уровню человеческих знаний и опыту борьбы рабочего класса за коммунизм.
И. В. Сталин применил революционный метод марксизма к условиям строительства социализма в СССР и на опыте этого строительства раскрыл новые формы диалектических закономерностей, действующих в обществе, свободном от антагонистических классов, основанном на морально-политическом единстве рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.



[1] И. В. Сталин, Соч., т. 6, стр. 87–88.

Комментариев нет: