среда, 16 декабря 2015 г.

Движение и развитие в природе и обществе.

Вторая черта марксистского диалектического метода, говорящая о том, что природа и общество находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, обновления и развития, тесно связана с первой чертой. Из противоположного решения вопроса о связи и взаимозависимости предметов и явлений в природе и обществе вытекает и противоположное решение вопроса о движении, изменении и развитии.

Метафизические теории, отрицающие связь и взаимодействие явлений, не могут отстаивать принцип развития и изменения природы и общества, так как движения, развития вне связи и взаимодействия предметов не может быть.
Напротив, диалектический взгляд на природу, как на единую систему тел и явлений, связанных между собой и обусловливающих друг друга, необходимо ведёт к выводу, что развитие и изменение являются всеобщим законом природы и общества. Мы говорим, например, что капиталистическое общество связано с предшествующим ему строем феодализма, и вне этой связи нельзя понять, каким образом и откуда возник капитализм. Но что означает эта связь двух ступеней истории человеческого общества? Она и означает развитие, изменение общества.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на внутреннюю связь между этими двумя законами диалектики.
В «Диалектике природы» Энгельс писал: «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом... В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя немыслима без движения»[1].
Ленин писал, что связь и взаимозависимость явлений дают единый закономерный мировой процесс движения.
Товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме», изложив диалектические положения о связи и взаимозависимости явлений, переходит к рассмотрению той черты марксистского диалектического метода, которая говорит о движении, развитии. Товарищ Сталин даёт сжатую, но яркую и глубокую характеристику противоположности метафизического метода и марксистского диалектического метода в этом вопросе.
«В противоположность метафизике, — говорит товарищ Сталин, — диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.
Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания»[2].



[1] Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1950, стр. 45.
[2] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 537.

Комментариев нет: