Вторая черта марксистского диалектического метода, говорящая
о том, что природа и общество находятся в состоянии непрерывного движения и
изменения, обновления и развития, тесно связана с первой чертой. Из
противоположного решения вопроса о связи и взаимозависимости предметов и
явлений в природе и обществе вытекает и противоположное решение вопроса о
движении, изменении и развитии.
Метафизические теории, отрицающие связь и взаимодействие
явлений, не могут отстаивать принцип развития и изменения природы и общества,
так как движения, развития вне связи и взаимодействия предметов не может быть.
Напротив, диалектический взгляд на природу, как на единую
систему тел и явлений, связанных между собой и обусловливающих друг друга,
необходимо ведёт к выводу, что развитие и изменение являются всеобщим законом
природы и общества. Мы говорим, например, что капиталистическое общество
связано с предшествующим ему строем феодализма, и вне этой связи нельзя понять,
каким образом и откуда возник капитализм. Но что означает эта связь двух
ступеней истории человеческого общества? Она и означает развитие, изменение
общества.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на
внутреннюю связь между этими двумя законами диалектики.
В «Диалектике природы» Энгельс писал: «Вся доступная нам
природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем
здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая
атомом... В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже
заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие
друг на друга и есть именно движение. Уже здесь обнаруживается, что материя
немыслима без движения»[1].
Ленин писал, что связь и взаимозависимость явлений дают
единый закономерный мировой процесс движения.
Товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и
историческом материализме», изложив диалектические положения о связи и
взаимозависимости явлений, переходит к рассмотрению той черты марксистского
диалектического метода, которая говорит о движении, развитии. Товарищ Сталин
даёт сжатую, но яркую и глубокую характеристику противоположности
метафизического метода и марксистского диалектического метода в этом вопросе.
«В противоположность метафизике, — говорит товарищ Сталин, —
диалектика рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя
и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения,
непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается,
что-то разрушается и отживает свой век.
Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления
рассматривались не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности,
но и с точки зрения их движения, их изменения, их развития, с точки зрения их
возникновения и отмирания»[2].
Комментариев нет:
Отправить комментарий