понедельник, 21 декабря 2015 г.

Закон перехода от старого качества к новому в условиях советского социалистического общества.

Как и все законы диалектического развития, закон перехода от старого качества к новому качеству действует и проявляется по-новому после ликвидации капиталистического строя и установления строя социалистического. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в СССР, ликвидация эксплуататорских классов и достижение морально-политического единства всего советского общества означают такой решительный перелом в ходе истории, что общие закономерности развития в новых условиях не могут не видоизменяться очень существенным образом.

Анализ развития нашего советского общества и его форм, изучение тех теоретических обобщений нового характера развития при социализме, которые даёт И. В. Сталин, позволяют ясно определить, каковы особенности проявления закона перехода количественных изменений в качественные в условиях, социализма.
В обществах, основанных на антагонистических отношениях, на противоположности враждебных классов, крупные качественные изменения, скачки неизбежно имели форму политических революций, форму взрывов. В «Нищете философии» Маркс отмечал, что, пока существует капитализм, до тех пор антагонизм между пролетариатом и буржуазией останется классовой борьбой, которая, будучи доведена до высшей степени своего напряжения, является полною революцией.
Но уже тогда Маркс указывал, что с уничтожением капитализма положение коренным образом изменится.
«Только при таком порядке вещей, — говорил он, — когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями»[1].
Сейчас в советском социалистическом обществе уже нет антагонистических классов. Основные классы советского общества — рабочие и крестьяне — являются дружественными классами, отношения между которыми основаны на взаимопомощи и сотрудничестве. Социалистические производственные отношения создают неограниченные возможности для развития производительных сил. В рамках социалистического способа производства никогда не может возникнуть такое положение, которое имело место в старых формациях, когда растущие производительные силы вступали в конфликт с производственными отношениями и когда конфликт этот мог быть разрешён лишь революцией, взрывом старого порядка вещей.
В работе «Марксизм и вопросы языкознания» И. В. Сталин показал, как изменились формы перехода от старого качества к новому после ликвидации враждебных классов в нашем обществе. Указав, что переход путём взрыва «обязателен для общества, разделённого на враждебные классы», товарищ Сталин пишет:
«Но он вовсе не обязателен для общества, не имеющего враждебных классов. В течение 8–10 лет мы осуществили в сельском хозяйстве нашей страны переход от буржуазного индивидуально-крестьянского строя к социалистическому, колхозному строю. Это была революция, ликвидировавшая старый буржуазный хозяйственный строй в деревне и создавшая новый, социалистический строй. Однако этот переворот совершился не путём взрыва, т. е. не путём свержения существующей власти и создания новой власти, а путём постепенного перехода от старого буржуазного строя в деревне к новому. А удалось это проделать потому, что это была революция сверху, что переворот был совершён по инициативе существующей власти при поддержке основных масс крестьянства»[2].
Указание товарища Сталина насчёт того, что переворот в деревне был совершён Советской властью сверху, при поддержке основных масс крестьянства снизу, имеет кардинальное значение для понимания новой природы скачков и форм перехода от старого качества к новому в социалистическом обществе.
При господстве рабовладельцев, феодалов, капиталистов закономерно назревавшие перевороты совершались вопреки желаниям и воле господствующего класса. Наоборот, господствующие классы были ярыми врагами победы нового, более прогрессивного строя, ибо такая победа означала гибель этих классов. Поэтому, когда назревал переворот в существующем общественном строе, то он осуществлялся снизу угнетёнными массами. И так как господствующий класс, используя всю силу своей государственной власти, сопротивлялся этому перевороту, то последний неизбежно происходил путём революционного взрыва.
Иначе говоря, перевороты имели характер переворотов снизу при сопротивлении сверху. Поэтому характерная и закономерная для старого антагонистического общества картина перехода от старого качества к новому была такова: в недрах старого общества медленно созревали объективные предпосылки для перехода к качественно новому, более прогрессивному строю; когда наступал момент для этого перехода, силы старого общества всеми мерами сопротивлялись его осуществлению; вследствие этого только революционный взрыв, насильственное уничтожение старого, отжившего строя могло раскрепостить силы нового, созревшие в недрах старого общества, и расчистить дорогу для дальнейшего общественного развития.
После победы социалистической революции положение коренным образом изменилось. Вся деятельность Советского государства и коммунистической партии строится в полном соответствии с объективно необходимым процессом развития общества. Дело уже не обстоит так, как в старом обществе, где новое стихийно зарождается в недрах старого, а существующая власть препятствует его развитию. Напротив, само государство, партия насаждают это новое, снимают все рогатки на пути его развития, активно помогают осуществиться исторической необходимости. Такой исторической необходимостью, например, был переход от старого, буржуазного хозяйственного строя в деревне к новому, социалистическому строю. Партия и государство сознательно, всей своей политикой подготовили и осуществили этот переход. Поэтому для осуществления коренного качественного изменения строя деревни при наличии Советской власти не потребовалось никакого взрыва.
Далее, в советском обществе господствующая власть и народ — это не антиподы, не враждебные, противостоящие друг другу силы, а единая, неразрывно слитая сила. Господствующая власть выражает интересы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, воплощает в жизнь их самые кровные жизненные цели. Поэтому все переходы от старого качества к новому, подготовляемые и осуществляемые государственной властью, коммунистической партией, встречают полную поддержку снизу.
Такие скачки, как индустриализация, как коллективизация, как культурная революция, были осуществлены в нашей стране властью и народом. Отсюда их новый характер: они не нуждались в взрыве существующего, в свержении господствующей у нас власти, они были этой властью при поддержке народа планомерно и постепенно подготовлены, и проведены в жизнь.
Мы можем это видеть и на примере решения в нашей стране задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.
Эту задачу товарищ Сталин поставил ещё на XVIII съезде ВКП(б). Как же осуществляется решение этой величайшей задачи, выполнение которой будет означать скачок, переход с низшей стадии коммунизма на высшую его стадию?
Для того чтобы выполнить эту задачу, необходим новый мощный подъём экономики страны, дальнейшее развитие культуры, коммунистическое воспитание масс.
Партия — руководящая сила советского общества и государства — разрабатывает конкретные планы развития народного хозяйства, реализация которых позволит создать необходимую материальную базу для перехода к коммунизму.
Руководствуясь марксистско-ленинским учением о законах общественного развития, партия ставит перед советским народом определённую цель, намечает научно обоснованную и реальную перспективу развития к коммунизму. Товарищ Сталин в выступлении перед избирателями в 1946 г. показал, что значит конкретно создание материальной базы коммунизма. Ежегодно производить 50 млн. тонн чугуна, до 60 млн. тонн стали, до 500 млн. тонн угля, до 60 млн. тонн нефти — такова совершенно ясная программа в области экономического строительства. Достижение этого уровня в развитии производительных сил советского общества будет означать решение основной экономической задачи, которую И. В. Сталин поставил на XVIII съезде ВКП(б), задачи догнать и перегнать главные капиталистические страны в размерах производства на душу населения.
Плановый характер социалистической экономики позволяет партии и государству создавать такие научно обоснованные планы поступательного развития во всех областях народного хозяйства — в промышленности, земледелии, животноводстве, на транспорте, в товарообороте и т. д.
По инициативе государственной власти намечена и осуществляется грандиозная программа преобразования природы, строительства крупнейших гидростанций, каналов, систем орошения.
Эти планы постепенного перехода к коммунизму подхвачены снизу народными массами, в них они видят отражение своих кровных интересов, своей мечты о покорении природы, о создании изобилия материальной и духовной культуры. Понятно, что планы, намечаемые государственной властью сверху во исполнение стремлений самого народа, находят в массах всемерную поддержку. В этой поддержке заключается главная, решающая сила государственных планов, их реальность и жизненность. Вспомним, как товарищ Сталин определил роль народных масс в выполнении первого пятилетнего плана. Говоря в своём докладе «Итоги первой пятилетки» о тех основных силах, которые, несмотря на все трудности, обеспечили эту историческую победу, товарищ Сталин сказал:
«Это, прежде всего, активность и самоотверженность, энтузиазм и инициатива миллионных масс рабочих и колхозников, развивших вместе с инженерно-техническими силами колоссальную энергию по разворачиванию социалистического соревнования и ударничества. Не может быть сомнения, что без этого обстоятельства мы не могли бы добиться цели, не могли бы двинуться вперёд ни на шаг»[3].
Эти слова И. В. Сталина в полной мере относятся и к послевоенной пятилетке, выполнение и перевыполнение которой были также обеспечены активностью народных масс.
Не случайно на современном этапе нашего развития, когда советский народ выполняет предначертанные партией планы движения к коммунизму, как никогда расцвела творческая инициатива и энергия масс, возникло множество новых форм социалистического соревнования, имеющих колоссальное значение для дальнейшего повышения производительности труда, для развития народного хозяйства. И в этом факте как нельзя ярче находит своё выражение то движение снизу навстречу государственным планам, то гармоническое сочетание деятельности государственной власти и деятельности народных масс, которое составляет новую, впервые возникшую в истории человечества, особенность развития общества.
Борьбой за более высокую производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, за сохранность и развитие социалистической собственности, за точное выполнение государственных планов, критикой и самокритикой недостатков, устранением всего, что тормозит движение вперёд, массы помогают осуществить мероприятия, намечаемые государством сверху.
Естественно, что в таких условиях скачки при переходе от старого к новому необходимо теряют присущую им в антагонистическом обществе форму внезапных взрывов. Переход от социализма к коммунизму будет осуществлён государственной властью и массами под руководством коммунистической партии планомерно, путём постепенного накопления необходимых для этого предпосылок и по мере создания этих предпосылок.
Постепенность и планомерность этого перехода, однако, не означает, что здесь не будет иметь места скачок. Следует помнить слова Энгельса, что «при всей постепенности, переход от одной формы движения к другой всегда остаётся скачком, решающим поворотом»[4].
Новые исторические условия, созданные победой социализма, вовсе не означают, что развитие происходит без скачков, без качественного изменения. Скачки остаются, меняются лишь их характер, их формы. Возьмём, например, такую важную сторону общего процесса перехода от социализма к коммунизму, как преодоление пережитков капитализма в сознании людей.
Несомненно, это преодоление пережитков означает глубокое качественное изменение сознания людей. Без полной ликвидации пережитков капитализма в сознании людей невозможно перейти от низшей к высшей стадии коммунизма. Однако это качественное изменение происходит и произойдёт не внезапно и быстро, а постепенно, в порядке накопления элементов нового качества и исчезновения элементов старого качества.
Форма перехода от старого качества к новому целиком зависит от исторических условий, в которых этот переход совершается. Товарищ Сталин на примере развития языка показал, что есть явления, качественное изменение которых совершается не путём внезапных взрывов, «а путём постепенного накопления элементов нового качества, следовательно, путём постепенного отмирания элементов старого качества»[5].
Таким же путём осуществляется переход от старого качества к новому в сознании советских людей. Воспитательная работа коммунистической партии, государственной власти, практическая борьба за коммунизм, борьба между передовым и отсталым в области сознания людей имеют своим следствием постепенное, но неуклонное отмирание старых навыков, старых взглядов, старой психологии, возникших и развивавшихся на почве капитализма, и развитие новых взглядов, новой, социалистической психологии людей. В начале нашей революции коммунистические субботники, выражавшие новое отношение к труду, были единичным явлением. Теперь новое, социалистическое отношение к труду стало массовым явлением. То же можно сказать об отношении к социалистической собственности и т. д. Новые взгляды, новая психология не могут появиться внезапно. Это — длительный и сложный процесс постепенного отмирания элементов старого качества и постепенного накопления элементов нового качества.
Но при всей постепенности этого процесса речь идёт не о количественном изменении старого, возникшего на базе капитализма, сознания людей, а о качественном его изменении. Только это качественное изменение имеет форму не внезапного взрыва, а форму постепенного перехода от старого качества к новому.
Разумеется, сказанное не означает, что в развитии отдельных сторон советского общества не имеют и не могут иметь места и внезапные, быстрые скачки, вызывающие существенные изменения в тех или иных областях, скажем, техники, науки и т. п. Такие скачки имеют место. Например, крупные технические изобретения способны вызвать и вызывают целую революцию в производстве, в строительном деле и т. д. Так, применение мощных шагающих экскаваторов, бульдозеров, землесосов и другой современной техники на великих стройках коммунизма несомненно является революционным скачком в строительном деле, позволяющим в невиданно короткие сроки осуществлять грандиозные планы строительства.
Из факта коренного изменения условий общественного развития при социализме вытекает, и следующая новая особенность действия закона перехода от старого качества к новому.
Раньше скачки, вызывающие коренное качественное преобразование старого, никем сознательно не готовились. Это был стихийный процесс. Никто, например, в рамках феодального строя не готовил экономику для перехода от феодализма к капитализму, так же, как и никто не развивал производительные силы капитализма с целью подготовки условий для перехода к социализму. Как в первом, так и во втором случае само стихийное развитие материальных условий жизни общества подводило последнее к коренному качественному изменению. Только тогда, когда объективные, независимые от человека, условия требовали скачка, люди начинали осознавать происшедшие изменения и вступали в сознательную борьбу с целью изменения господствующих порядков.
Иное положение мы видим в советском обществе. Здесь люди, руководимые коммунистической партией, сознательно овладевают и управляют законом скачкообразного развития. Такие грандиозные скачки, изменившие лик нашей страны, как индустриализация и коллективизация, не были стихийным процессом. Наше общество сознательно подготавливало эти скачки и сознательно их осуществляло, преследуя цель построения социализма. Столь же сознательно оно накапливает сейчас силы для постепенного перехода с низшей стадии коммунизма на высшую.
Наконец, ещё одна новая черта характеризует скачки в нашем обществе. Сознательное управление законом скачкообразного развития, активное участие миллионов и десятков миллионов людей в строительстве нового мира имеют то важное следствие, что сроки подготовки скачков значительно сокращаются. Раньше периоды эволюционного вызревания нового охватывали большие промежутки времени. Сотни лет создавались условия для перехода от феодализма к капитализму. В рамках самого капитализма большим качественным сдвигам также предшествовали длительные периоды медленных эволюционных изменений.
Советское общество благодаря тому, что оно устранило препятствия, тормозящие развитие производительных сил, экономики и культуры, чрезвычайно ускоряет процессы вызревания сил, необходимых для совершения перехода от старого качества к новому.
Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные, взаимосвязь эволюционного и скачкообразного периодов развития конкретизируются, претерпевают существенные изменения в новых исторических условиях социализма по сравнению со старым обществом, основанным на классовом антагонизме.
***
Сделаем краткие выводы.
1. Метафизическая теория развития сводится к представлению о развитии как процессе чисто количественного движения готовых тел. Отрицание качественных изменений, скачков, признание одной лишь эволюционной формы — таковы основные положения метафизического понимания развития.
2. Марксистская диалектика объясняет изменения в природе и обществе, уничтожение старого и возникновение нового как переход количественных изменений в коренные качественные. Всякое явление, всякий предмет есть единство качественной и количественной сторон. Количественные изменения, до поры до времени не затрагивая существующего качества, на определённой ступени закономерно приводят к изменению качества предмета, к возникновению нового по своему качеству предмета.
3. Движение имеет двоякую форму: эволюционную и революционную. Эволюция подготовляет революцию, революция завершает, увенчивает эволюцию и создаёт условия для нового развития.
Следовательно, всякое количественное изменение прерывается скачком, изменяющим качественное состояние предмета. Развитие есть единство непрерывного и прерывного, скачкообразного движения. При этом переход от старого к новому, скачок может происходить и происходит в разных формах — как в форме быстрого, внезапного изменения, так и в форме медленного, постепенного накопления элементов нового качества и отмирания элементов старого качества.
4. Так как развитие есть качественное изменение явлений, то оно означает не топтание на месте, не движение по кругу, а поступательное, прогрессивное развитие, благодаря чему движение идёт по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному.
5. Метафизическая теория количественного развития — основа оппортунизма и реформизма в политике. Диалектический взгляд на развитие, как на переход количественных изменений в качественные, предполагающий признание скачков, признание единства эволюции и революции, является теоретической основой революционной политики партии пролетариата. Чтобы не ошибиться в политике, говорит товарищ Сталин, нужно быть революционером, а не реформистом.
6. В условиях социалистического общества закон перехода от старого качества к новому приобретает новые черты, новые формы проявления. Переход к новому качеству в жизни общества, не имеющего враждебных классов, совершается не путём взрывов или политических революций, а постепенно и планомерно, и эти переходы подготавливаются и сознательно осуществляются государственной властью сверху при поддержке народных масс снизу.



[1] К. Маркс, Нищета философии, Госполитиздат, 1941, стр. 149.
[2] И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, 1951, стр. 29.
[3] И. В. Сталин, Соч., т. 13, стр. 213.
[4] Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1950, стр. 63.
[5] И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, 1951, стр. 28.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: