понедельник, 7 ноября 2016 г.

1. Развитие культурно-воспитательной деятельности социалистического государства.

Культурно-воспитательная деятельность Советского социалистического государства развивалась и усложнялась одновременно с развитием его хозяйственно-организаторской деятельности. В первой фазе развития Советского социалистического государства, когда хозяйственно-организаторская деятельность ограничивалась по преимуществу восстановлением промышленности и сельского хозяйства и подготовкой условий для ликвидации капиталистических элементов, лишь создавались предпосылки для культурной революции и массового порождения коммунистического сознания. Важнейшими задачами в области культурно-воспитательной работы в тот период были: ликвидация неграмотности и малограмотности, организация на новых началах школьного дела и всей системы народного образования, создание разветвлённой системы культурно-просветительных учреждений и постановка политического воспитания трудящихся в целях организации масс для подавления сопротивления кулачества и капиталистических элементов вообще, в целях борьбы с бюрократизмом, в целях вовлечения масс в управление страной. Социалистическое государство культивировало и развивало ростки нового, коммунистического отношения к труду у рабочего класса и широко разъясняло крестьянству, опираясь на опыт работы первых колхозов и совхозов, преимущества крупного социалистического земледелия.
Советское социалистическое государство привлекало старых специалистов к развитию хозяйства и культуры советского общества, ведя систематическую борьбу с буржуазными навыками старых специалистов и решительно пресекая вредительские действия тех или иных групп буржуазных специалистов. Партия большевиков руководствовалась при этом следующим указанием Ленина:
«Задача практически сейчас стоит так, чтобы тех, кто против нас капитализмом воспитан, повернуть на службу к нам, каждый день смотреть за ними, ставить над ними рабочих комиссаров в обстановке коммунистической организации, каждый день пресекать контрреволюционные поползновения и в то же время учиться у них»[1].
Используя старых, буржуазных специалистов, Советское государство в то же время упорно и систематически готовило предпосылки для создания рабоче-крестьянской, социалистической интеллигенции.
В своей политике в области литературы и искусства Советское государство исходило из коренного марксистского положения о том, что в классовом обществе не может быть нейтрального искусства, причём классовая природа искусства проявляется в формах бесконечно более разнообразных, чем в политике. После социалистической революции рабочий класс неуклонно укреплял и расширял своё руководство на всех участках идеологического фронта, в том числе и в области литературы и искусства. Коммунистическая партия и Советская власть, борясь с антипролетарскими и антиреволюционными элементами среди писателей и работников искусств, бережно и тактично относились ко всем колеблющимся, обеспечивая все условия для возможно более быстрого их перевоспитания в коммунистическом духе. Партия и Советская власть не связывали при этом себя приверженностью к какому-либо направлению в области художественной формы и стиля, обеспечивая свободное соревнование различных течений в данной области. Большевистская партия и Советское государство придают особое значение марксистской художественной критике, считая её одним из главных средств воспитания трудящихся. В резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» говорилось:
«Ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая объективный классовый смысл различных литературных произведений, коммунистическая критика должна беспощадно бороться против контрреволюционных проявлений в литературе, раскрывать сменовеховский либерализм и т. д. и в то же время обнаруживать величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним. Коммунистическая критика должна изгнать из своего обихода тон литературной команды. Только тогда она, эта критика, будет иметь глубокое воспитательное значение, когда она будет опираться на своё идейное превосходство. Марксистская критика должна решительно изгонять из своей среды всякое претенциозное, полуграмотное и самодовольное комчванство. Марксистская критика должна поставить перед собой лозунг — учиться и должна давать отпор всякой макулатуре и отсебятине в своей собственной среде»[2].
Партия и Советская власть делали всё необходимое для того, чтобы на основе общекультурного подъёма трудящихся вырастить писателей и художников, проникнутых высокими идеями марксизма-ленинизма, последовательно отстаивающих принципы советского строя и коммунистической идеологии, являющихся проводниками идейного влияния рабочего класса и его партии среди писателей и художников и своими художественными произведениями воспитывающих народ в духе советского патриотизма, в духе коммунизма.
Политика большевистской партии в области культурного строительства и культурно-воспитательная деятельность Советского социалистического государства в первой фазе его развития подготовили все условия для развёртывания культурной революции и расцвета социалистической культуры, для массового порождения коммунистического сознания.
Во второй фазе развития Советского социалистического государства на основе победы социализма получила полное развитие культурно-воспитательная деятельность социалистического государства, развернулась грандиозная работа по перевоспитанию трудящихся масс города и деревни в духе коммунизма, произошла культурная революция в стране: введено всеобщее семилетнее образование, в огромной степени расширена сеть средних и высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, создана многочисленная советская социалистическая интеллигенция. Колоссально выросли культурный уровень рабочего класса и всех трудящихся города и деревни, их коммунистическая сознательность, дисциплина и организованность. Во всём объёме развернулся процесс коммунистического перевоспитания крестьянства на базе колхозного строя, развернулось по всему фронту наступление на пережитки капитализма в сознании людей.
В этот период большевистская партия и Советское государство обеспечили создание таких могучих средств идеологического воздействия, как советская социалистическая литература, живопись, театр, кино, музыка, и развернули культурно-воспитательную деятельность по всем направлениям, подготавливая преодоление существенных различий между трудом умственным и физическим и создавая предпосылки для завоевания изобилия не только материальных, но и духовных благ.
Руководство процессом культурного строительства и делом коммунистического воспитания Советское государство осуществляет через союзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и комитеты при Совете Министров, прежде всего через министерства просвещения, высшего образования, кинематографии, здравоохранения, комитеты по делам искусств, по делам культурно-просветительных учреждений, управления по делам издательств и полиграфии и т. д. На местах руководство культурным строительством осуществляется через местные Советы депутатов трудящихся и их соответствующие отделы.
Но не только через эти органы руководит Советское государство делом развития культуры и коммунистического воспитания масс. Все органы Советской власти, в том числе хозяйственные, военные, карательные и т. д., в той или иной мере осуществляют культурно-воспитательную деятельность социалистического государства. Так, например, хозяйственные министерства и учреждения занимаются в известной мере подготовкой нужных им кадров и повышением их квалификации, всемерно содействуют росту коммунистических форм труда, воспитывают работников в духе социалистической государственной дисциплины, советского патриотизма, коммунизма. Все звенья Советского государства, вся система диктатуры рабочего класса содействуют повышению культурного уровня народа, росту коммунистической сознательности масс.




[1] В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 55.
[2] Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г. о политике партии в области художественной литературы.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: