понедельник, 7 ноября 2016 г.

Культурно-воспитательная деятельность Советского социалистического государства.

Социалистическое государство является основным орудием революционного преобразования капиталистического общества в общество коммунистическое. Построение коммунизма предполагает создание новой материально-технической базы общества, создание и развитие социалистической экономики со всей возвышающейся над ней социалистической надстройкой, расцвет социалистической культуры и воспитание нового, коммунистического человека. Строительство коммунизма представляет собой, таким образом, единый, но многогранный процесс, причём на разных этапах борьбы за коммунизм на первый план выдвигаются то одни, то другие стороны этого единого процесса.
Социалистическое государство руководит всем ходом строительства коммунистического общества как единым процессом создания нового хозяйства и новой культуры. В Советском социалистическом государстве в рамках одной функции нераздельно слиты хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность. Нераздельность хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности, как двух сторон одной государственной функции, вытекает из природы коммунистического строительства: как известно, в основе коммунистического способа производства лежит общественная собственность на средства производства. Производственные отношения коммунистического общества представляют собой отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов, сообща владеющих всеми средствами производства. Коммунистическое общество живёт и развивается по плану; труженики коммунистического общества сознательно творят историю, в противоположность всем предшествующим общественно-экономическим формациям, когда развитие общества шло стихийно.
Строительство коммунистического общества осуществляется самими трудящимися, которые берут государственную власть в свои руки, ломают сопротивление эксплуататоров, создают фундамент социалистической экономики и ликвидируют эксплуататорские классы и эксплуатацию человека человеком, создавая условия для дальнейшего продвижения к коммунизму. Без приобщения миллионных масс трудящихся к сознательному и активному строительству новой жизни нельзя создать коммунизм. Ленин не раз разъяснял, что руками одних коммунистов, руками одних членов коммунистической партии нового общества не создашь.
Создание новых производственных отношений, их укрепление и развитие, короче, создание базиса коммунистического общества, а тем более возвышающейся над ним надстройки, может быть осуществлено лишь сознательно, а не стихийно. Только сознательно и планомерно можно строить отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи людей. Только повседневно повышая уровень коммунистической сознательности людей можно вовлечь их в коммунистическое строительство. Только коммунистически воспитывая трудящихся можно сделать их тружениками коммунистического общества.
Всё это значит, что строительство коммунистического общества есть вместе с тем процесс воспитания трудящихся в духе коммунизма. Разумеется, нельзя сначала воспитать «хорошеньких», «чистеньких» людей коммунистического общества, свободных от всех буржуазных предрассудков, а уже затем с этими коммунистически воспитанными людьми строить новый мир. В действительности задача строительства нового общества и коммунистического воспитания людей — это одна задача, имеющая две стороны, и эта двуединая задача должна решаться одновременно. В. И. Ленин говорил:
«Старые социалисты-утописты воображали, что социализм можно построить с другими людьми, что они сначала воспитают хорошеньких, чистеньких, прекрасно обученных людей и будут строить из них социализм. Мы всегда смеялись и говорили, что это кукольная игра, что это забава кисейных барышень от социализма, но не серьёзная политика.
Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, им испорчены, развращены, но зато им и закалены к борьбе. Есть пролетарии, которые закалены так, что способны переносить в тысячу раз большие жертвы, чем любая армия; есть десятки миллионов угнетённых крестьян, темных, разбросанных, но способных, если пролетариат поведёт умелую тактику, вокруг него объединиться в борьбе. И затем есть специалисты науки, техники, все насквозь проникнутые буржуазным миросозерцанием, есть военные специалисты, которые воспитались в буржуазных условиях, — и хорошо ещё, если в буржуазных, а то в помещичьих, в палочных, в крепостнических. Что касается народного хозяйства, то все агрономы, инженеры, учителя — все они брались из имущего класса; не из воздуха они упали! Неимущий пролетарий от станка и крестьянин от сохи пройти университета не могли ни при царе Николае, ни при республиканском президенте Вильсоне. Наука и техника — для богатых, для имущих; капитализм даёт культуру только для меньшинства. А мы должны построить социализм из этой культуры. Другого материала у нас нет. Мы хотим строить социализм немедленно из того материала, который нам оставил капитализм со вчера на сегодня, теперь же, а не из тех людей, которые в парниках будут приготовлены, если забавляться этой побасенкой. У нас есть буржуазные специалисты, и больше ничего нет. У нас нет других кирпичей, нам строить не из чего. Социализм должен победить, и мы, социалисты и коммунисты, должны на деле доказать, что мы способны построить социализм из этих кирпичей, из этого материала, построить социалистическое общество из пролетариев, которые культурой пользовались в ничтожном количестве, и из буржуазных специалистов.
И если вы не построите коммунистического общества из этого материала, тогда вы пустые фразёры, болтуны»[1].
Коммунистическое воспитание трудящихся и их вовлечение в коммунистическое строительство немыслимы без повышения культурного уровня народа, без ликвидации неграмотности, без овладения массами наукой и техникой, осуществления культурной революции, создания и развития новой, социалистической культуры.
Уже при капитализме производительные силы требовали, чтобы работники производства — наёмные рабочие обладали минимумом культуры, были достаточно культурными для того, чтобы правильно обращаться с машинами. Этот минимум грамотности и культуры составлял одно из условий, облегчающих социалистическое просвещение, пролетарскую закалку и революционную организацию рабочего класса.
Завоевав политическое господство, рабочий класс движет вперёд развитие материально-технической базы общества, осуществляет техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства в соответствии с требованиями передовой науки и техники, преобразует сельскохозяйственное производство на новой социальной и технической базе, а в связи со всем этим во всё более расширяющихся масштабах преобразует природу.
Решить все эти грандиозные хозяйственно-политические задачи без повышения культурного уровня всего народа, без культурной революции рабочий класс не может, равно как он не может вести работу по коммунистическому воспитанию трудящихся и их вовлечению в строительство нового общества, в управление страной без повышения культурного уровня масс. Да, наконец, сам процесс коммунистического строительства рассчитан на повседневное повышение материального благосостояния и культурного уровня народа, что является законом развития коммунизма.
Всё сказанное свидетельствует о том, что коммунистическое воспитание трудящихся и подъём культурного уровня масс, с одной стороны, и развитие социалистического хозяйства — с другой, неразрывно связаны между собой и составляют одну функцию социалистического государства.




[1] В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 51–52.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: