понедельник, 7 ноября 2016 г.

4. Хозяйственно-организаторская деятельность Советского социалистического государства в период постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Социализм и коммунизм — две фазы развития одной и той же общественно-экономической формации, которая прямо противоположна формации капиталистической. До победы социалистической революции марксисты, естественно, делали главный упор на противоположности этих двух формаций. В то время с точки зрения злободневно-практических задач революционного освободительного движения были несущественны различия между фазами коммунистической формации. Но уже накануне Октябрьской социалистической революции Ленин в своей знаменитой книге «Государство и революция» предупреждал, что со временем, когда рабочий класс приступит к строительству социализма и построит его, он увидит, что различия между двумя фазами коммунизма, при общности их основ, громадны.
Сейчас, когда советский народ построил социализм и приступил к построению коммунизма, перед ним всё яснее встают эти различия, показывающие грандиозность и величие задач, к разрешению которых он приступил.
С победой социализма достигла своего полного развития функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы Советского социалистического государства. Хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность Советского социалистического государства составляет необходимое условие построения коммунизма.
Строительство коммунизма требует прежде всего решения основной экономической задачи СССР — перегнать главные капиталистические страны в экономическом отношении, т. е. в производстве на душу населения. Эта задача была поставлена товарищем Сталиным ещё на XVIII съезде партии. Необходимой предпосылкой для разрешения этой задачи является подъём народного хозяйства, призванный гарантировать нашу Родину от всяких случайностей. В своём историческом выступлении перед избирателями 9 февраля 1946 г. И. В. Сталин говорил: «Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать»[1].
Построение коммунизма будет означать новый громадный скачок вперёд в развитии производительных сил Советского Союза, достижение высокой производительности труда, могущей обеспечить такое изобилие предметов потребления, которое даст возможность осуществить основной принцип коммунизма — «от каждого — по его способностям, каждому — по его потребностям».
Исторический материализм учит, что развитие производительных сил всегда начинается с усовершенствования и развития орудий труда. В условиях социализма на основе усовершенствования техники, введения новых машин растёт квалификация работников, поднимается культурно-технический уровень трудящихся масс. Советское государство руководствуется указаниями товарища Сталина о ведущем значении производства средств производства — тяжёлой промышленности — для технического оснащения всего народного хозяйства новейшей техникой, соответствующей требованиям крупного социалистического хозяйства. Выполнение этих указаний товарища Сталина дало возможность в короткий срок превратить Советский Союз в могучую индустриальную и колхозную державу, совершить гигантский скачок от отсталости к прогрессу.
Теперь большевистская партия и Советское государство организуют новый мощный подъём производительных сил СССР, необходимый для перехода от социализма к коммунизму. Известно, что успешное построение социализма и принятие новой Конституции СССР означало, что страна вступила в новую полосу развития — в полосу завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Но мирная созидательная работа советских людей была прервана вероломным нападением гитлеровской Германии.
В годы Великой Отечественной войны советское социалистическое хозяйство продолжало развиваться по законам расширенного социалистического воспроизводства: бурно развивалась промышленность в Поволжье, на Урале, в Сибири, в среднеазиатских республиках; расширялись посевы на неоккупированных фашистскими захватчиками территориях. Продолжали работать все высшие учебные заведения и учреждения искусства и культуры, открывались новые. Однако естественно, что в годы Великой Отечественной войны хозяйственно-организаторская деятельность Советского государства, как и вся его деятельность, была непосредственно подчинена одной цели — защите страны, разгрому врага. Экономика страны в годы войны неминуемо должна была принять военный характер, и сама система управления хозяйством не могла не принять полувоенного характера. В оккупированных районах страны враг нанёс хозяйству колоссальный урон, были разрушены промышленные предприятия, транспорт, совхозы, МТС, колхозы Украины, Белоруссии, Прибалтийских советских республик, Молдавии и многих областей РСФСР. В результате этих разрушений страна потерпела убыток в 679 млрд. руб.
Возобновив после победоносного окончания войны прерванное войной мирное строительство, Советское социалистическое государство и советский народ должны были прежде всего залечить раны, нанесённые войной, восстановить народное хозяйство, а затем и превзойти довоенный уровень развития. Эту задачу и призвана была разрешить четвёртая (первая послевоенная) пятилетка.
В первую послевоенную пятилетку советский народ должен был сделать серьёзный шаг вперёд в деле создания материально-технической базы коммунизма, в связи с чем в годы пятилетки должны были широко развернуться работы по комплексной механизации производства, по автоматизации и химизации промышленности, по дальнейшей электрификации страны и по преобразованию природы. Ускоряющимися темпами должен был пойти рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся.
Руководствуясь ленинско-сталинской теорией построения коммунизма и последовательно осуществляя политику большевистской партии, Советское социалистическое государство развивает производительные силы советского общества, потому что развитие производства является решающим условием для создания изобилия материальных благ, необходимых для перехода к коммунистическому принципу распределения. Советское государство последовательно руководствуется при этом важнейшим положением марксизма-ленинизма о том, что развитием производства определяется характер потребления, что решение производственных задач является главным условием для разрешения всех остальных задач. В то же время Советское государство учитывает, что развитие производительных сил социалистического общества немыслимо без коммунистического воспитания масс, без преодоления пережитков капитализма в их сознании, без повышения материального и культурного уровня трудящихся масс, что и осуществляется вместе с развитием производства.
Советское социалистическое государство в своей деятельности по руководству хозяйственным строительством в период постепенного перехода от социализма к коммунизму исходит из того, что путь к коммунизму лежит через укрепление устоев социализма: через развитие обеих форм социалистической собственности, через последовательное осуществление социалистического принципа распределения по количеству и качеству труда, через укрепление советской торговли и советской денежной системы. Только всемерное укрепление устоев социализма может подготовить в будущем стирание граней между двумя формами социалистической собственности, переход к коммунистическому принципу распределения: от каждого — по его способностям, каждому — по его потребностям.
Четвёртый пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1946–1950) в своих заданиях базировался на этих принципиальных положениях марксистско-ленинской теории, он отвечал насущным задачам, вставшим перед страной в послевоенный период. Огромная работа, проделанная большевистской партией и Советским социалистическим государством по руководству хозяйственным и культурным строительством, патриотический политический и трудовой подъём советского народа обеспечили успешное выполнение, а по важнейшим заданиям и перевыполнение пятилетнего плана. По пятилетнему плану объём продукции всей промышленности в 1950 г. должен был увеличиться на 48%, а увеличился на 73% по сравнению с довоенным 1940 г. По основным видам промышленного производства рост продукции по сравнению с довоенным 1940 г. выразился в следующих цифрах (в процентах):


1940 г.
1950 г.
чугун
100
129
сталь
100
149
прокат
100
159
уголь
100
157
нефть
100
122
производство электроэнергии
100
187
машиностроение
100
230
Основные производственные фонды страны увеличились за пятилетие на 58%. На основе новейших технических достижений произошло дальнейшее повышение технического уровня всей промышленности. Советское государство оснащает производство мощной современной техникой, усиливает его механизацию и автоматизацию, широко распространяет опыт новаторов производства, рационализаторов и изобретателей, устанавливает прогрессивные нормы использования оборудования, сырья и электроэнергии.
За годы четвёртой пятилетки станочный парк за счёт пополнения новыми, более производительными станками вырос в два с лишним раза по сравнению с 1940 г. Только в 1950 г. было освоено и внедрено в производство 400 новых типов и марок машин и механизмов. Электровооружённость труда рабочего в промышленности за тот же период возросла в полтора раза.
О темпах внедрения новых, более совершенных методов производства свидетельствует хотя бы такой пример. В 1950 г. на скоростной режим резания переведено металлорежущих станков в 2 раза больше, чем в 1949 г. В результате внедрения и освоения новой техники, дальнейшего повышения квалификации работников, улучшения организации труда и дальнейшего развития стахановского движения производительность труда рабочих в промышленности выросла за пять лет на 37%.
Коммунизм предполагает электрификацию производственных процессов в промышленности и сельском хозяйстве, а также электрификацию транспорта. Развитию энергетической базы СССР коммунистическая партия и советское правительство уделяют исключительно большое внимание. Строительство Куйбышевской и Сталинградской гидроэлектростанций на Волге, Каховской гидроэлектростанции на Днепре и гидроэлектростанций в зоне Главного Туркменского канала Аму-Дарья — Красноводск и на Дону сыграет колоссальную роль в создании материально-технической основы коммунизма. Осуществление этих великих строек коммунизма обеспечит новый скачок в развитии производительных сил страны и будет означать огромный рост производства электроэнергии, введение в строй новых промышленных предприятий, реконструкцию прежних и строительство новых водных путей, расширение посевных площадей, рост урожайности, увеличение продуктивности животноводства.
Великие стройки коммунизма, успешно осуществляемые в СССР, не имеют равных себе в мире. Некоторое представление о масштабах этих строек дают следующие сравнительные данные: общая мощность новых гидроэлектростанций на Волге, Днепре, на Дону и в зоне Главного Туркменского канала составит свыше 4 млн. киловатт. Самыми мощными гидроэлектростанциями в США считаются гидроэлектростанции Грэнд-Кули на реке Колумбии (мощностью в 972 тыс. квт) и Боулдэр-Дэм на реке Колорадо (1 030 тыс. квт). Мощность обеих этих гидроэлектростанций равна мощности одной Куйбышевской. Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции превысят по своей мощности 30 крупных электростанций США. Годовая выработка электроэнергии новыми советскими гидроэлектростанциями превысит в 18 раз выработку электроэнергии всеми гидроэлектростанциями Англии.
Такими же грандиозными являются сооружаемые В СССР каналы. Достаточно сказать, что Главный Туркменский канал будет иметь протяжённость в 1 100 км (Суэцкий канал — 166 км, Кильский — 98, Панамский — 81,6 км).
Что же касается темпов строительства, то они ещё более разительны. Новые гиганты должны быть построены и пущены в эксплуатацию в течение пяти лет. Гидроэлектростанция Грэнд-Кули в США строится около двадцати лет и до сих пор не готова. Боулдэр-Дэм рекламируется свыше 40 лет, но до сих пор не работает на полную мощность.
В сооружении великих строек коммунизма принимает участие весь советский народ, их обслуживают все отрасли промышленности СССР. От Советского государства требуется огромная организаторская работа по осуществлению этих великих строек.
Всё это свидетельствует о дальнейшем развитии хозяйственно-организаторской деятельности Советского социалистического государства в послевоенный период.
***
Коммунистическая партия и советское правительство организовали победу колхозного строя. В результате этого хозяйственно-организаторская деятельность Советского социалистического государства получила своё полное развитие и в деревне. Колхозное хозяйство является крупным социалистическим производством и не может существовать и развиваться без планового руководства со стороны Советского государства.
Развитие социалистического сельского хозяйства, как и развитие промышленности, определяется и направляется народнохозяйственным планом. Советское социалистическое государство определяет прирост сельскохозяйственной продукции, количественное соотношение производимых культур, урожайность, прирост скота, темпы механизации сельского хозяйства, обязательную систему агротехнических мероприятий. Государство оказывает социалистическому сельскому хозяйству постоянную помощь машинами, химическими удобрениями, улучшенными породами скота и т. д.
Коммунистическая партия и советское правительство стоят на страже интересов колхозного производства, решительно пресекают нарушения Устава сельскохозяйственной артели, антиколхозные и антигосударственные тенденции, кое-где проявляющиеся то в нарушении трудовой дисциплины, то в расхищении колхозной собственности, то в разбазаривании колхозных земель и другого имущества, то в противопоставлении интересов колхоза и государства.
В то же время коммунистическая партия и советское правительство следят за тем, чтобы в колхозах строго соблюдался принцип сочетания общественных интересов колхоза и личных интересов колхозников, чтобы последовательно осуществлялся социалистический принцип распределения по количеству и качеству труда. По рекомендации Советского государства колхозники приняли принцип дополнительной оплаты за высокую производительность труда и осуществляют начисление трудодней в зависимости от результатов работы, что укрепляет трудодни как конкретное воплощение социалистического принципа распределения по количеству и качеству труда в колхозах. При Совете Министров СССР создан Совет по делам колхозов, призванный следить за осуществлением решений партии и правительства, вносить в правительство СССР предложения по вопросам колхозного строительства.
Крупному социалистическому земледелию соответствуют и новые, социалистические формы труда. Основной формой организации труда в колхозах является производственная бригада с постоянным составом колхозников. Бригадная организация труда даёт возможность наиболее производительно применять в колхозах мощную совершенную технику машинно-тракторных станций и средства производства самих артелей, использовать преимущества коллективных форм труда. Советское государство добивается дальнейшего укрепления производственной бригады. Партия и правительство осудили извращения в организации труда в колхозах, когда некоторые работники встали на путь подмены производственных бригад обособленными звеньями. В зерновом высокомеханизированном хозяйстве, где основные работы производятся машинами МТС, создание обособленных звеньев означает распыление сил и средств артели, возврат от передовой техники и коллективных форм труда к старой технике и к отсталым формам хозяйства, мешающим производительному использованию тракторов, комбайнов и других сложных машин.
Коммунистическая партия и Советское государство ведут линию на укрупнение мелких колхозов, не имеющих возможности достаточно производительно использовать современную технику и достижения сельскохозяйственной науки. Крупные колхозы производительнее используют тракторы, комбайны и другие сложные машины; у них есть возможность ведения многоотраслевого хозяйства, основанного на правильных севооборотах и самой передовой агротехнике. В крупных колхозах создаются лучшие условия, чем в мелких, для развития высокопродуктивного общественного животноводства, так как есть более широкие возможности для введения кормовых севооборотов, строительства усовершенствованных помещений, механизации работ и т. д. В крупных колхозах имеются более широкие возможности для строительства колхозных электростанций, для проведения оросительных и мелиоративных работ в больших масштабах и других работ по расширению материально-технической базы общественного хозяйства. Наконец, в крупных хозяйствах имеется больше возможностей для выращивания и правильного использования руководящих кадров специалистов сельского хозяйства.
Это отнюдь не означает того, что можно ослабить внимание к мелким колхозам, стать на путь их развенчания и охаивания или на путь принудительного объединения мелких колхозов. Нет ничего ошибочнее и вреднее такой точки зрения. Большевистская партия, советское правительство, товарищ Сталин указывают на необходимость заботы обо всём колхозном производстве, на необходимость тщательной подготовки всех мероприятий по укрупнению колхозов и строгого соблюдения принципа добровольности при осуществлении слияния колхозов. При этом коммунистическая партия указывает на неправильность подмены укрупнения колхозов сселением колхозников и прожектёрским насаждением агрогородов, что выдвигает на первый план вопросы бытового устройства в ущерб производственным. Партия и советское правительство во всей своей деятельности по руководству колхозным строительством исходят из неоднократных указаний товарища Сталина о том, что в развитии любого общественного строя решающую роль играет производство. Укрупнение мелких колхозов является новым шагом вперёд в деле улучшения колхозного производства. Развитие колхозного производства лежит в основе развития культуры и быта колхозного села, а не наоборот.
Важнейшим рычагом государственного руководства колхозами являются машинно-тракторные станции. Через МТС Советское государство осуществляет механизацию сельского хозяйства. За пятилетие (1946–1950) сельскому хозяйству поставлено 536 тыс. тракторов в переводе на 15 — сильные, 93 тыс. зерновых комбайнов, в том числе 39 тыс. самоходных.
За один только 1950 г. сельское хозяйство СССР получило более 180 тыс. тракторов в переводе на 15 — сильные, 46 тыс. комбайнов, в том числе 23 тыс. самоходных, 82 тыс. грузовых автомобилей и свыше 1,7 млн. прицепных орудий. Теперь механизация охватывает не только обработку почвы, но и посев, обработку как зерновых, так и технических культур. На полях колхозов появились свеклокомбайны, льнокомбайны, самоходные сенокосилки, картофелепосадочные, хлопкоуборочные и другие машины.
Даже в годы войны и особенно в послевоенный период сильно двинулась вперёд электрификация деревни. Только за 1949 г. было электрифицировано почти в 10 раз больше колхозов, чем в предвоенном 1940 г. Сейчас уже есть области, в которых почти все колхозы снабжаются электроэнергией. Мощность сельских электростанций в 1950 г. по сравнению с 1940 г. была в 2,8 раза больше.
Огромную роль в развитии сельского хозяйства играют указания партии и советского правительства о борьбе с засухой. Наиболее полное выражение указания партии и правительства по этой линии нашли в историческом постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) в октябре 1948 г. «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». Выполнение этого грандиозного сталинского плана преобразования природы вызовет гигантский скачок вперёд в развитии социалистического земледелия и животноводства.
Борясь за реализацию этого плана, колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, лесхозы и лесозащитные станции к концу первой послевоенной пятилетки произвели посадки и посев защитных лесонасаждений на площади 1 350 млн. га, из них в 1950 г. — на площади 760 тыс. га. В 1951 г. посадки и посевы полезащитных лесонасаждений произведены на площади 745 тыс. га.
Коммунистическая партия и советское правительство заботятся о внедрении в сельскохозяйственное производство достижений современной науки и передового опыта. Важнейшее значение имеет в этом отношении принятое в 1950 г. Центральным Комитетом ВКП(б) постановление «О постановке дела пропаганды и внедрения достижений науки и передового опыта в сельском хозяйстве».
Своей хозяйственно-организаторской деятельностью Советское социалистическое государство обеспечило большие успехи сельского хозяйства в послевоенный период. Валовая продукция сельского хозяйства в целом за 1950 г. превзошла уровень довоенного 1940 г., а валовой урожай зерна в 1950 г. на 345 млн. пудов превысил уровень 1940 г. В 1949 г. и 1950 г. урожайность зерновых культур была на 13% выше, чем в 1940 г. На 59% по сравнению с 1940 г. выросла посевная площадь под техническими культурами. Валовой урожай хлопка за пятилетие увеличился в 2,9 раза, льна-волокна — более чем в 2 раза, сахарной свёклы — в 2,7 раза, подсолнечника — на 70%. В 1951 г. валовой урожай зерновых культур в СССР составил 7,4 млрд, пудов[2].
Успешно осуществляется трёхлетний государственный план развития общественного — колхозного и совхозного продуктивного животноводства. Поголовье продуктивного скота, резко сократившееся в годы войны, превзошло за пятилетку довоенный уровень на 4%. А в 1951 г. общее поголовье скота в СССР увеличилось почти на 14 млн. голов, в том числе крупного рогатого скота — более чем на 1,6 млн., свиней — на 2,6 млн., овец и коз — на 8,5 млн., лошадей — почти на 1 млн. голов.
Растёт и крепнет общественная колхозная собственность. Неделимые фонды колхозов — основа общественного богатства и решающее условие развитий колхозного строя — в 1950 г. выросли в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.
Коммунистическая партия и Советское государство, руководя колхозами, используют преимущества колхозного строя для всемерного расширения сельскохозяйственного производства и на этой основе добиваются неуклонного повышения материального и культурного уровня жизни колхозников.
Меняет свой облик колхозная деревня: в ней появились новые типы общественных построек и жилых домов колхозников, создаются библиотеки-читальни, клубы, кино, театры, стадионы, дома отдыха и т. д. Колхозная деревня всё больше подтягивается к уровню жизни социалистического города. Постепенно уничтожаются оставшиеся ещё существенные различия между городом и деревней. Колхозное крестьянство вместе с рабочим классом под руководством большевистской партии успешно идёт к коммунизму. Механизация сельскохозяйственного производства, внедрение передовой агротехники, повышение урожайности всех культур и быстрое увеличение общественного поголовья скота при росте его продуктивности, правильная организация труда, коммунистическое воспитание колхозников — таковы решающие условия для осуществления этих задач.
***
Организуя общественное производство, Советское социалистическое государство обеспечивает быстрый и непрерывный рост национального дохода СССР. Национальный доход в Советском Союзе используется для расширения социалистического производства, для создания необходимых резервов и на другие общегосударственные и общественные нужды, а также для удовлетворения личных материальных и культурных потребностей трудящихся, для систематического повышения материального благосостояния народа. В социалистическом обществе, учит товарищ Сталин, производство служит максимальному удовлетворению потребностей трудящихся, повышению их материального благосостояния и культурного уровня. Таков закон развития социалистического общества.
За годы предвоенных пятилеток (1928–1940) объём национального дохода в СССР увеличился с 25 млрд. руб. до 128,3 млрд. руб. (в ценах 1926/27 г.). Национальный доход в 1950 г., последнем году четвёртой пятилетки, увеличился по сравнению с национальным доходом 1940 г. на 64%, а в 1951 г. вырос по сравнению с национальным доходом 1950 г. на 12%.
В противоположность капиталистическому строю, при котором основная доля национального дохода идёт не трудящимся и не на производительные расходы, а на обслуживание паразитических классов и подготовку захватнических войн, в Советском Союзе весь национальный доход принадлежит трудящимся. Например, в 1950–1951 гг. около 3/4 национального дохода трудящиеся СССР получили для удовлетворения своих личных материальных и культурных потребностей, а остальная часть национального дохода осталась в распоряжении государства, колхозов и кооперативных организаций для расширения социалистического производства и на другие общественные нужды.
Огромное внимание уделяет Советское социалистическое государство развитию советской торговли. В нашей стране впервые в истории был создан организованный рынок, на котором товары продаются по ценам, устанавливаемым или регулируемым государством. Товары, направляемые в оборот по государственным ценам, обеспечивают устойчивость советской валюты. По мере успешного осуществления народнохозяйственных планов, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, накопления товарных запасов и резервов Советское социалистическое государство планомерно снижает цены на товары массового потребления. В силу этого повышается покупательная способность советского рубля, растёт реальная заработная плата рабочих и служащих, увеличиваются доходы колхозного крестьянства.
Снижение цен на товары массового потребления проводится Советским государством систематически, из года в год. В результате денежной реформы 1947 г. и значительного снижения розничных цен в 1948 г. покупательная способность рубля повысилась в 2 раза, а реальная заработная плата рабочих и служащих выросла больше чем в 2 раза по сравнению с 1947 г. Второе снижение розничных цен, начатое в 1948 г. и завершённое 1 марта 1949 г., привело к дальнейшему повышению реальной заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников. От снижения цен, осуществлённого с 1 марта 1950 г., советский народ выиграл 110 млрд. руб. в год. Первого марта 1951 г. было проведено четвёртое по счёту после денежной реформы 1947 г. снижение цен, давшее населению выигрыш ещё свыше 35 млрд. руб. в год. 1 апреля 1952 г. проведено пятое снижение цен, которое даёт населению СССР выигрыш 28 млрд. руб. в год.
Доходы советских рабочих, служащих и колхозников в 1950 г. в сопоставимых ценах выросли по сравнению с 1940 г. на 62%. От различного рода выплат и льгот (пособия и выплата по социальному страхованию, пенсии, бесплатные и льготные путёвки в санатории и дома отдыха, пособия многодетным и одиноким матерям, отпуска с сохранением содержания и т. д.) за счёт государства население получило в 1950 г. 120 млрд, руб., т. е. в 3 раза больше, чем в 1940 г., а в 1951 г. оно получило этих льгот и выплат на 125 млрд. руб.[3].
Огромные средства расходует Советское социалистическое государство на дело дальнейшего улучшения лечебного и санитарно-профилактического обслуживания населения, на развитие культуры, науки и искусства. За один только 1951 г. число коек в больницах и родильных домах увеличилось почти на 50 тыс., число мест в санаториях и домах отдыха — на 18 тыс., число врачей увеличилось более чем на 6%. По государственному бюджету СССР на 1952 г. на здравоохранение и физическую культуру ассигновано 22,8 млрд. руб., на пособия многодетным и одиноким матерям — 4,5 млрд. руб. На народное просвещение в 1952 г. ассигновано 60 млрд. руб. За один только 1952 г. число студентов в высших учебных заведениях увеличивается на 60 тыс. человек, а число учащихся в техникумах — на 57 тыс. человек.
Противоположная картина наблюдается в капиталистических странах, где происходит катастрофическое падение жизненного уровня трудящихся, увеличивается безработица, безудержно растут цены, падает заработная плата, усиливается абсолютное и относительное обнищание трудящихся.
***
Строительство коммунизма в СССР протекает в обстановке борьбы двух лагерей на международной арене — лагеря демократического, антиимпериалистического, во главе которого идёт СССР, и лагеря империалистического, антидемократического, возглавляемого США. Ленин и Сталин указывают на две тенденции капиталистического мира в отношении к миру социализма: на тенденцию к агрессии против СССР, к экономической блокаде и на тенденцию к деловым торговым отношениям с СССР.
Советское государство, исходя из ленинско-сталинской теории о возможности мирного сосуществования двух систем, поддерживает тенденцию капиталистических стран к деловым отношениям с СССР. Деловые торговые отношения соответствуют как интересам Советского Союза, так и интересам деловых кругов капиталистических стран.
Развивая социалистическое хозяйство в условиях капиталистического окружения, Советское государство осуществляет монополию внешней торговли, ограждая плановую социалистическую экономику от тлетворного влияния загнивающего, хищнического капиталистического хозяйства. Внешняя торговля даёт Советскому государству дополнительные ресурсы для ускорения развития социалистической экономики.
В противоположность «сотрудничеству» капиталистических стран по американскому «плану Маршалла», суть которого заключается в удушении экономики других стран и в подчинении её интересам американских монополий, Советский Союз строит свои отношения с другими странами на началах действительного равноправия и взаимных выгод.
«План Маршалла» превращал капиталистические страны Европы в сырьевые придатки и стратегические базы американского империализма, подрывал те отрасли промышленности, которые конкурируют с промышленностью США, и вёл к милитаризации экономики этих стран. Проведение «плана Маршалла» вызвало сокращение и разрушение важнейших отраслей производства маршаллизованных стран, обострило противоречия между капиталистическими странами, сделало экономику капиталистического мира ещё более уязвимой для ударов кризиса.
Советский Союз оказывает бескорыстную помощь развитию экономики стран народной демократии. Впервые в истории создалась такая система экономических взаимоотношений между независимыми странами, которая обеспечивает дружественное сотрудничество народов и стран на началах полного равноправия. Если Советский Союз строил социализм без государственной помощи других стран и опирался только на свои экономические силы и возможности, то страны народной демократии идут к социализму, опираясь на помощь могучего Советского социалистического государства. В послевоенный период экономические связи СССР со странами народной демократии играют основную роль во внешней торговле СССР и стран народной демократии. Почти две трети внешнеторгового оборота СССР приходится на долю стран народной демократии.
Ограниченные размеры торговли СССР с капиталистическими странами обусловлены дискриминационной политикой, которую проводят в отношении Советского Союза и стран народной демократии правящие круги США, а также Англии и некоторых других буржуазных государств, действующих под диктовку США. Но этой агрессивной политикой капиталистические страны не могут поколебать экономическую мощь СССР и стран народной демократии, а лишь наносят ущерб своей экономике. Экономическое сотрудничество СССР со странами народной демократии, основанное на принципах равенства, взаимопомощи и уважения суверенитета каждой страны, служит делу укрепления антиимпериалистического, демократического лагеря, делу мира.
Под руководством большевистской партии и советского правительства народы СССР уверенно идут к коммунизму. Хозяйство Советского Союза находится на новом мощном подъёме и растёт из года в год.
Обеспечивая расширенное социалистическое воспроизводство, коммунистическая партия и Советское Государство проводят большую работу по подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства.
После того как дана правильная политическая линия, учит товарищ Сталин, успех дела зависит от организационной работы, и кадры становятся решающей силой партийного и государственного руководства. Чтобы претворить в жизнь правильную политическую линию, нужны люди, кадры, понимающие политическую линию партии, воспринимающие её как свою собственную линию, готовые провести её в жизнь и умеющие осуществлять её на практике. Ещё в 1926 г., обосновывая политику социалистической индустриализации страны, товарищ Сталин указывал, что осуществление такой серьёзной задачи, как индустриализация страны, требует подготовки новых кадров строителей. «Теперь, — говорил товарищ Сталин, — мы перешли от фронтов гражданской войны к фронту индустрии. Сообразно с этим нам нужны теперь новые командные кадры по индустрии, хорошие директора фабрик и заводов, хорошие трестовики, дельные торговцы, разумные планировщики по строительству промышленности... Без таких людей нам нельзя двигаться вперёд ни на шаг»[4].
Вопрос о подготовке руководящих хозяйственных кадров особенно резко встал в связи с обострением классовой борьбы в период развёрнутого наступления социализма на капиталистические элементы, в связи с обнаружением вредительства в промышленности в 1928–1929 гг. Именно в тот период товарищ Сталин во всей широте поставил вопрос о создании Советским социалистическим государством своей социалистической интеллигенции, подчёркивая, что рабочий класс находится в этом отношении в особом положении. Если капиталисты как класс имущий могли обучать своих детей знаниям и навыкам управления, создавать свою интеллигенцию, то рабочий класс как класс неимущий, эксплуатируемый в условиях капитализма не имел такой возможности. Он получает её только после прихода к власти.
В докладе на Чрезвычайном VIII съезде Советов в 1936 г. и на XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин показал, что партия и Советское государство создали совершенна новую, советскую интеллигенцию, всеми своими корнями связанную с рабочим классом и крестьянством, интеллигенцию подлинно народную, готовую в своей массе служить народу верой и правдой. В социалистическом государстве интеллигенция имеет особое значение, ибо через неё коммунистическая партия и государство направляют всё развитие хозяйства и культуры.
Кадры советской интеллигенции растут и закаляются в ходе строительства коммунистического общества. Ежегодно несколько сот тысяч молодых специалистов приходят на производство, на транспорт, в сельское хозяйство, в торговлю из высших и специальных средних учебных заведений. Многие сотни тысяч специалистов выращиваются непосредственно на производстве из числа новаторов производства, стахановцев, рационализаторов, изобретателей, колхозных бригадиров и т. д.
Советское социалистическое государство организованно готовит кадры квалифицированных рабочих и работников для самых различных отраслей народного хозяйства. Сотни тысяч рабочих ежегодно даёт промышленности система трудовых резервов. Так, в 1951 г. на работу в промышленность, строительство и на транспорт было направлено 365 тыс. молодых рабочих, окончивших ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные училища и школы фабрично-заводского обучения. На предприятиях проводится подготовка новых кадров и повышается квалификация рабочих путём индивидуально-бригадного ученичества и курсового обучения. В 1951 г. таким образом проведено повышение квалификации и обучение 7 млн. рабочих и служащих.
Огромное внимание уделяет Советское социалистическое государство подготовке кадров для колхозов. Без систематической подготовки кадров, осуществляемой социалистическим государством, колхозный строй не может успешно развиваться. Советское государство расширило сеть сельскохозяйственных вузов и техникумов. В послевоенный период в соответствии с решениями Февральского пленума ЦК ВКП(б) созданы одногодичные и двухгодичные государственные школы, готовящие кадры для колхозов. Министерством сельского хозяйства СССР, Министерствами сельского хозяйства союзных республик и местными органами власти организуются курсы для колхозного актива, для бригадиров и звеньевых в целях повышения их квалификации, а также курсы по подготовке трактористов, комбайнёров, шофёров, мастеров различных отраслей сельского хозяйства.
Советское государство борется за развитие передовой науки, тесно связанной с практикой коммунистического строительства, настойчиво внедряет достижения науки и техники в производство, ведёт решительную борьбу с косностью, рутиной, догматизмом и отжившими взглядами в науке. Большевистская партия и Советское государство, планируя развитие науки, воспитывают у советских учёных творческий подход к решению практических задач строительства коммунизма, создают все условия для борьбы мнений и свободы критики в области науки и техники. Теоретические работы товарища Сталина, его гениальный труд «Марксизм и вопросы языкознания» служат для всех советских учёных непревзойдённым образцом творческого подхода к науке.
Коммунистическая партия и Советское государство неустанно заботятся о вооружении руководящих кадров марксистско-ленинской теорией. Политическое просвещение трудящихся, повышение квалификации и общекультурного уровня всех строителей нового общества составляют необходимое условие перехода от социализма к коммунизму.
Важнейшим средством улучшения всей хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности Советского государства, средством улучшения коммунистического воспитания советских людей является критика и самокритика. Развитие социалистического хозяйства происходит на основе борьбы между новым, прогрессивным и старым, отживающим. Формой борьбы нового, передового против старого, отживающего в социалистическом обществе является критика и самокритика.
Коммунистическая партия и Советское государство всемерно поддерживают и способствуют развёртыванию критики и самокритики. Критика и самокритика помогает вскрывать недостатки в работе и намечать пути к устранению этих недостатков, раскрывает резервы, имеющиеся возможности для ускорения темпов строительства. Критика и самокритика — лучшее средство развязать все силы и способности трудящихся, большевистский метод воспитания и закалки кадров.
Выражением деловой революционной самокритики масс, опирающейся на творческую инициативу миллионов трудящихся, является социалистическое соревнование. Благодаря направляющей и организующей деятельности коммунистической партии и Советского государства социалистическое соревнование охватило все слои советского общества и стало действительно всенародным.
Руководящая роль коммунистической партии — главное и решающее условие всех успехов хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и всей прочей деятельности Советского государства. Коммунистическая партия определяет политику социалистического государства и через систему приводных ремней — через профсоюзы, Советы, кооперацию, комсомол — доводит эту политику до сознания масс, мобилизует и организует трудящихся на её осуществление. Экономическая политика коммунистической партии и Советского государства строится на научной основе, на критическом, революционном, новаторском отношении к хозяйственной практике. Эта политика бесстрашно отметает всё отсталое, отжившее, тянущее назад, мешающее развитию и поддерживает и развивает всё прогрессивное, подлинно коммунистическое.
Развитие хозяйственно-организаторской деятельности Советского социалистического государства в период постепенного перехода от социализма к коммунизму выражается не только в расширении её объёма, но и в дальнейшем улучшении её содержания, в повышении её уровня, в частности в улучшении планирования, в осуществлении социалистического принципа «от каждого — по способностям, каждому — по труду», в улучшении методов социалистического хозяйствования, в развитии советской торговли, кредита, укреплении денежной системы и т. д.
Рост специализации отраслей производства, комплексный характер нового строительства, задача более полного использования местных ресурсов обусловили дальнейшее возрастание роли планирования, без которого немыслимо разрешение всех этих задач. Неизмеримо более широкое место в послевоенном планировании, чем в годы довоенных пятилеток, заняли такие проблемы, как внедрение новой техники и планирование качественных показателей производства и обращения (обеспечение нужного ассортимента и высокого качества продукции, снижение себестоимости, ускорение оборачиваемости оборотных средств и т. д.). Повысились требования к планированию товарооборота, связанные с необходимостью учёта возросших потребностей населения и дифференцированного подхода к запросам населения в каждом районе.
Особое значение в планировании в настоящее время приобрели прогрессивные нормы выработки и технико-экономические нормы использования орудий труда, сырья и материалов, служащие мощным стимулом к повышению производительности труда и эффективности использования орудий и материалов труда, к снижению себестоимости продукции.
Резко возросла роль государственного планирования в колхозах в связи с осуществлением сталинского плана преобразования природы и введением травопольной системы земледелия, внедрением новых видов техники и возрастанием роли МТС, планированием развития животноводства и т. д. Огромную роль стало играть в жизни колхозов внутриколхозное планирование, конкретизирующее государственный план применительно к условиям данного колхоза и содействующее развитию внутриколхозной демократии и творческой инициативы колхозников. Социалистическое государство планово внедряет достижения агротехнической науки в сельскохозяйственное производство.
Таковы некоторые данные, характеризующие дальнейшее возрастание роли планирования и повышение его уровня в период строительства коммунизма.
В период постепенного перехода от социализма к коммунизму, особенно в послевоенный период, дальнейшее укрепление и развитие получает деятельность Советского государства по осуществлению социалистического принципа распределения по количеству и качеству труда. В промышленности наряду с количественными показателями в области повышения производительности труда ещё большее значение приобретают качественные показатели: улучшение качества продукции, повышение культуры труда, экономия сырья, материалов и электроэнергии, усовершенствование технологии производства и более Точный учёт этих показателей для поощрения хорошо работающих. В связи с этим дальнейшее развитие получили сдельные формы оплаты, возросла роль премий за лучшие показатели в работе. Повысилась роль премирования руководящего состава предприятий за перевыполнение плана, за экономию и укрепление хозяйственного расчёта, за повышение рентабельности предприятия.
В колхозах получила дальнейшее распространение дополнительная оплата труда колхозников за повышение урожайности и за повышение продуктивности животноводства, что явилось важным фактором, повышающим производительность труда и укрепляющим значение трудодня. После Февральского пленума ЦК ВКП(б) 1947 г. не только дополнительная оплата, но и основная оплата колхозников определяется в зависимости от конечных результатов труда.
Расширилась деятельность Советского социалистического государства по организации народных масс на строительство коммунизма не только по линии последовательного осуществления принципа распределения по количеству и качеству труда и материального поощрения передовых работников за хорошие показатели в работе, но и по линии руководства социалистическим соревнованием и коммунистическим воспитанием масс. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период всенародный патриотический подъём трудящихся нашёл своё отражение в письмах трудящихся к товарищу Сталину и в социалистических обязательствах, которые берут на себя коллективы республик, областей, районов, отраслей хозяйства, предприятий по перевыполнению государственных планов. Широкое распространение получила коллективная стахановская работа, представляющая собой новую форму социалистического соревнования. Огромную работу Советское государство и советская общественность развернули по внедрению в производство передового опыта стахановцев и достижений науки и техники. Расширились масштабы деятельности государства по подготовке новых кадров, по повышению их технического и общекультурного развития, по коммунистическому воспитанию трудящихся.
Всё сказанное свидетельствует о непрекращающемся развитии и усовершенствовании хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности Советского социалистического государства. В соответствии с этим происходит дальнейшее улучшение работы государственных органов и всего хозяйственного аппарата. Советский аппарат руководства и управления хозяйством возник в начале революции, но окончательно сложился в начале второй фазы Советского государства.
Было бы крайним упрощением считать, что расширение масштаба и усложнение хозяйственно-организаторской деятельности Советского социалистического государства неминуемо означает непрерывное возрастание количества отраслевых министерств, различного рода хозяйственных управлений, разбухание хозяйственного аппарата и т. д. Нет слов, развитие хозяйственно-организаторской деятельности сопровождалось последовательным расширением хозяйственно-управленческого аппарата, начиная с увеличения числа министерств, непосредственно занимающихся организацией народного хозяйства, которых сейчас насчитывается свыше двадцати, и кончая увеличением числа главков и трестов. После того как сложилась система государственного хозяйственного аппарата, управляющего социалистическим производством, главное состоит не в расширении аппарата, а в улучшении качества его работы, в приспособлении его организационной структуры к задаче наилучшего руководства хозяйством на данном этапе развития. Конкретные потребности социалистического производства могут продиктовать и сейчас необходимость разукрупнения отраслевых министерств или создание новых комитетов или министерств в составе Совета Министров. Например, после войны были созданы государственные комитеты по делам строительства и по материально-техническому снабжению народного хозяйства. В 1950 г. Министерство металлургической промышленности было разделено на два министерства: Министерство чёрной металлургии и Министерство цветной металлургии СССР. Но общеизвестно, что после войны был объединён ряд министерств и систематически проводится правительством политика сокращения и упрощения управленческого аппарата и государственного аппарата вообще.
Сейчас, когда советский государственный хозяйственный аппарат сложился и проверен на руководстве работой промышленности, сельского хозяйства, финансов, распределения и т. д., главное состоит не в росте этого аппарата, а в приспособлении его организации к задачам коммунистического строительства и в улучшении его работы — в преодолении элементов бюрократизма, в лучшем руководстве работой предприятий и учреждений, в строгом контроле за соблюдением законов государства и решений партии и правительства, в правильной расстановке и в правильном использовании работников. Только постоянное улучшение работы аппарата путём организационных мер, повышения квалификации работников, усиления чувства ответственности каждого работника, путём решительного развёртывания критики и самокритики и быстрого устранения выявленных недостатков обеспечит дальнейшее развитие хозяйственно-организаторской деятельности государства.
Хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функция Советского государства развёртывается всё шире по мере осуществления сталинского плана строительства коммунизма. Руководящая роль большевистской партии — главное условие прочности Советского социалистического государства, залог успешного построения коммунизма в нашей стране. Всю деятельность партии и Советского государства по строительству коммунизма направляет великий Сталин.
Нет такой силы в мире, которая могла бы остановить неудержимое движение советского народа к коммунизму, ибо советский социалистический строй дал нашему народу непреоборимую мощь. Во главе советского народа и Советского социалистического государства идёт партия Ленина — Сталина, организатор Великой Октябрьской социалистической революции и всех побед советского народа.
***
Опыт Советского социалистического государства, накопленный в борьбе за создание социалистической экономики, опыт руководства развитием социалистического хозяйства и культуры имеет непреходящее международное значение. При некотором различии путей и методов движения к социализму в разных странах в зависимости от различных социально-исторических условий основные законы строительства социализма, а тем более законы функционирования и развития социалистического общества одни и те же. Во всех странах мира основным орудием построения социализма и коммунизма будет социалистическое государство. Во всех странах социалистическое государство будет осуществлять функции диктатуры пролетариата, присущие Советскому государству, причём с разрешением задач переходного от капитализма к социализму периода эти функции существенно изменятся, достигнет полного развития функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности.
Во всех странах мира строительство социализма будет происходить (и опыт стран народной демократии в Европе это подтверждает) в условиях многоукладной экономики при осуществлении политики, которая в СССР получила название нэп, в обстановке непрерывной и острой классовой борьбы. «Могут ли обойтись без нэпа капиталистические страны, хотя бы даже самые развитые из них, при переходе от капитализма к социализму? — спрашивал товарищ Сталин в речи о программе Коминтерна. И отвечал: — Я думаю, что не могут. В той или иной степени новая экономическая политика с её рыночными связями и использованием этих рыночных связей абсолютно необходима для каждой капиталистической страны в период диктатуры пролетариата»[5]. Социалистическая индустриализация страны и кооперирование мелкотоварного производства являются основными методами строительства социализма. Социалистическая индустриализация страны станет актуальной задачей после перехода власти в руки рабочего класса для всех стран Европы. Даже в Германии и в Англии, где уровень промышленного развития высок, есть районы, которые должны индустриализироваться: Бавария в Германии, некоторые районы в Англии. Промышленность и транспорт потребуют технического переоснащения, изменится соотношение отраслей народного хозяйства в соответствии с потребностями социалистического производства и т. д.
Социалистическая индустриализация развернулась сейчас во всех странах народной демократии Европы. Не только в Албании или Болгарии, но и в промышленно развитых странах — Польше и Чехословакии, а тем паче в Венгрии и Румынии, развитие социалистической промышленности — основное условие построения социализма. Индустриализация европейских стран народной демократии происходит в неизмеримо более благоприятных условиях, чем она происходила в СССР, уже по одному тому, что народы этих стран опираются на неоценимую и бескорыстную помощь Советского Союза, на тесное сотрудничество с социалистическим Советским Союзом и друг с другом. Это даёт возможность европейским странам народной демократии создать индустриальную базу социализма и разрешить задачи переходного от капитализма к социализму периода в более короткие сроки. При этом естественно, что развитие промышленности и всей экономики европейских стран народной демократии будет идти по линии всё большего укрепления экономических связей с СССР и друг с другом.
Большевистская партия и Советское социалистическое государство, добиваясь полной экономической самостоятельности СССР, исходили из факта замкнутого капиталистического окружения, в котором находился Советский Союз как единственная в то время страна социализма. Товарищ Сталин на XIV съезде партии, обосновывая генеральную линию партии как линию социалистической индустриализации Советского Союза, обеспечивающей её экономическую самостоятельность, исходил из задачи не допустить превращения страны в придаток мировой системы капитализма. Но уже тогда товарищ Сталин предупреждал: «Другое дело, когда победит революция в Германии или во Франции, или в обеих странах вместе, когда там начнётся социалистическое строительство на более высокой технической базе. Тогда мы от политики превращения нашей страны в независимую экономическую единицу перейдём к политике включения нашей страны в общее русло социалистического развития»[6].
Речь шла о Советском Союзе — громадной стране с неисчерпаемыми сырьевыми и другими материальными ресурсами, вполне достаточными для того, чтобы стать экономически вполне самостоятельной единицей и построить социализм в одной стране. Это принципиальное положение сохраняет всю свою силу и для современного периода, с тем, разумеется, отличием, что сейчас Советский Союз уже построил социализм на базе самой передовой в мире техники, обеспечил себе полную самостоятельность от капиталистического мира и располагает огромными возможностями для помощи другим странам, освободившимся от ига империализма и вступившим на социалистический путь развития. В этих условиях другие страны, уже вступившие на социалистический путь развития или которые со временем встанут на этот путь, включаются и будут включаться в общее русло социалистического строительства. Тесное экономическое сотрудничество демократических стран, включение стран народной демократии в общее русло социалистического строительства служат основой для укрепления их независимости и суверенитета.
Отношения между Советским Союзом и народно-демократическими странами являются новым, высшим типом международных отношений: они строятся на принципах взаимного уважения, доверия, братства, дружбы и взаимопомощи народов и государств в противоположность международным отношениям в капиталистическом мире, где господствует принцип подчинения слабых сильным, где сильные капиталистические страны, как США, порабощают слабые страны.
Развитие социалистической промышленности, как неопровержимо доказал опыт строительства социализма в СССР и подтверждает опыт социалистического строительства в европейских странах народной демократии, является необходимой предпосылкой социалистической реконструкции сельского хозяйства. Ленинско-сталинский план кооперирования крестьянских хозяйств, осуществлённый в СССР, является генеральным путём к социализму и для стран народной демократии. Наличие частной собственности на землю и сохранение ренты в ряде сельских производственных товариществ составляют пока особенность многих кооперативных объединений в странах народной демократии.
Огромную роль в развитии коллективизации крестьянских хозяйств в странах народной демократии играют государственные машинно-тракторные станции. Таким образом, большевистские методы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства являются основными методами строительства социализма и в странах народной демократии.
Государственное планирование, осуществление социалистического принципа распределения по количеству и качеству труда в социалистическом секторе народного хозяйства, повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, социалистические методы хозяйствования (хозрасчёт, режим экономии, сокращение непроизводительных расходов, использование торговли, кредита, денег и т. д.) — всё это характеризует хозяйственно-экономическую деятельность государства в странах народной демократии.
Страны народной демократии находятся сейчас в условиях переходного периода от капитализма к социализму, и все эти экономические рычаги используются там так, как они использовались в СССР в период нэп. Огромную роль эти рычаги играют в вытеснении капиталистических элементов из всех сфер народного хозяйства. Когда в странах народной демократии будет построен социализм, эти рычаги будут играть и там такую же роль, какую они играют в СССР в настоящее время.
Народно-демократические государства проводят огромную работу по подготовке кадров интеллигенции из рабочих и крестьян для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
Всё сказанное свидетельствует не только о большом размахе хозяйственно-организаторской деятельности государств стран народной демократии, но и о том, что в этой своей деятельности они опираются на колоссальный опыт Советского социалистического государства, на его бескорыстную братскую помощь. В этом опять-таки проявляется международное значение социалистического строительства в СССР, международное значение хозяйственно-организаторской деятельности Советского социалистического государства в особенности.




[1] И. В. Сталин, Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 г. и 9 февраля 1946 г., стр. 22–23.
[2] См. «Об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1951 году. Сообщение Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР», Госполитиздат, 1952, стр. 14.
[3] См. «Об итогах выполнения государственного плана развития народного хозяйства СССР в 1951 году. Сообщение Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР», стр. 24.
[4] И. В. Сталин, Соч., т. 8, стр. 138–139.
[5] И. В. Сталин, Соч., т, 11, стр. 145.
[6] И. В. Сталин, Соч., т. 7, стр. 299.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: