Советское социалистическое государство является основным
орудием коммунистического строительства. Оно вовлекает всех трудящихся в
строительство нового общества.
Советское государство организует трудящиеся массы на
осуществление народнохозяйственного плана и контролирует выполнение плана всеми
организациями, предприятиями и учреждениями. Советское социалистическое
государство предусматривает и осуществляет планомерный подъём жизненного уровня
и культуры трудящихся, создаёт условия для всемерного развития национальной по
форме, социалистической по содержанию советской культуры. Предоставляя всем
своим гражданам великие права — право
на труд, на образование, на отдых и другие, избирательное право и
демократические свободы, Советское государство не ограничивается этим, а
создаёт все материальные условия, чтобы обеспечить всем трудящимся возможность
использования этих прав, вовлекает всех трудящихся в управление государством и
обучает их управлять страной.
В то же самое время. Советское государство воспитывает
трудящихся в духе сознательного выполнения ими своих обязанностей перед обществом и социалистическим государством.
Советское общество и большевистская партия, говорит Ленин, должны объявить
войну традициям и привычкам, унаследованным от старого мира, основанного на
эксплуатации, насилии и лжи, должны воспитывать советских людей в духе
соблюдения правил и норм коммунистического общежития. Особое внимание уделял
Ленин выработке коммунистического
отношения к труду. Для советских людей, живущих в великую сталинскую эпоху
победившего социализма, эти указания Ленина имеют особое значение. Статьи
Ленина, в которых рассматриваются эти вопросы, изучаются всей советской
интеллигенцией, всеми передовыми трудящимися.
Диктатура пролетариата, писал Ленин, «не есть только насилие
над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Экономической основой
этого революционного насилия, залогом его жизненности и успеха является то, что
пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной
организации труда, по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник
силы и залог неизбежной полной победы коммунизма.
Крепостническая организация общественного труда держалась на
дисциплине палки, при крайней темноте и забитости трудящихся, которых грабила и
над которыми издевалась горстка помещиков. Капиталистическая организация
общественного труда держалась на дисциплине голода, и громадная масса
трудящихся, несмотря на весь прогресс буржуазной культуры и буржуазной
демократии, оставалась в самых передовых, цивилизованных и демократических
республиках темной и забитой массой наёмных рабов или задавленных крестьян,
которых грабила и над которыми издевалась горстка капиталистов.
Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом
является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на
свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как
помещиков, так и капиталистов»[1].
Эта новая, коммунистическая дисциплина, говорил Ленин,
рождается не из добреньких пожеланий и не сваливается готовой с неба. Она
вырастает из материальных условий жизни рабочего класса и только из них. Важнейшим
условием, определившим появление пролетарской, социалистической дисциплины,
является крупное машинизированное производство, созданное капитализмом. В
условиях диктатуры пролетариата крупное машинизированное производство ещё более
усовершенствуется и распространяется на область сельского хозяйства. Без этой
основы новая дисциплина труда невозможна. Носителем и проводником крупного,
обобществлённого, социалистического производства и организатором его в области
сельского хозяйства является рабочий класс, «созданный, организованный, сплочённый,
обученный, просвещённый, закалённый крупным капитализмом»[2].
Только рабочий класс способен выступить организатором и
руководителем социалистического строительства, только он способен,
перевоспитывая самого себя, руководить перевоспитанием всех других слоёв
трудящихся в духе коммунизма. С ростом социализма повышается общекультурный
уровень, коммунистическая сознательность и организованность рабочего класса,
что является залогом укрепления его руководящей роли в советском обществе и
содействует повышению общекультурного уровня и коммунистической сознательности
всех трудящихся.
Установление диктатуры пролетариата и экспроприация
буржуазии создают условия, когда «впервые после столетий труда на чужих,
подневольной работы на эксплуататоров, является возможность работы на себя, и притом работы,
опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры»[3].
Работая на себя, труженики социалистического общества
бережно относятся к обобществлённым орудиям труда, экономно расходуют сырьё,
топливо и вспомогательные материалы, настойчиво повышают производительность
труда, обогащающего общество.
«Коммунизм начинается там, — пишет Ленин, — где появляется
самоотверженная, преодолевающая тяжёлый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и
других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним»,
т. е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединённых
сначала в одно социалистическое государство, потом в Союз Советских республик»[4].
Коммунистическое отношение к труду предполагает, разъясняет
Ленин, заботу о повышении производительности труда всех тружеников социалистического общества, стремление передовых
работников передать свой опыт другим, помочь отстающим, чтобы добиться общего
подъёма. В этом одна из коренных особенностей социалистического соревнования.
Разоблачая апологетов капитализма, восхваляющих буржуазную
конкуренцию, Ленин показал, что конкуренция в сколько-нибудь широких размерах
воспитывала предприимчивость, энергию, смелость почина лишь в условиях
мелкотоварного производства. Но и тогда она уродовала и калечила людей,
прививая им психологию собственника и буржуазного индивидуалиста, приучая
видеть в конкуренте врага, которого надо давить, глушить и уничтожать, чтобы
выжить и преуспеть самому. В условиях же монополистического капитализма
конкуренция «означает неслыханно зверское подавление предприимчивости, энергии,
смелого почина массы населения, гигантского большинства его, девяносто девяти
сотых трудящихся»[5].
Социалистическое соревнование в противоположность буржуазной
конкуренции не только воспитывает у людей дух творчества, инициативы и почина,
не только прививает трудящимся навыки работы в коллективе и для коллектива, на
основах товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, но и является формой
сотрудничества миллионных масс трудящихся.
«Социализм, — говорил Ленин, — не только не угашает
соревнования, а напротив, впервые создаёт возможность применить его действительно
широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно
большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя,
развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой
родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами.
Наша задача теперь, когда социалистическое правительство у
власти, — организовать соревнование»[6].
Лучшим свидетельством гениальной прозорливости великого
Ленина, который почти на другой день после победы социалистической революции,
когда только родились первые ростки нового отношения к труду, оценил их всемирно-историческое
значение и ориентировал партию и Советскую власть на их поддержание и развитие,
является превращение социалистического соревнования в наши дни в могучую
всенародную силу, в величайший источник могущества и непобедимости Советского
социалистического государства.
Коммунистическая дисциплина труда есть добросовестная и сознательная дисциплина трудящихся. Она
предполагает, говорит Ленин, стройную организацию и централизованное
руководство. Она должна быть поистине железной для того, чтобы трудящиеся
окончательно победили капитализм. «...Безусловная централизация и строжайшая
дисциплина пролетариата являются одним из основных условий для победы над
буржуазией»[7],
— учил Ленин.
Такая дисциплина предполагает не только подавление
сопротивления эксплуататоров, но и принуждение по отношению к тем элементам и
группам трудящихся, которые вопреки подавляющему большинству тружеников
советского общества нарушают дисциплину труда, ломают сознательную дисциплину
рабочего класса, мешают воспитанию остальных трудящихся в духе социалистической
дисциплины. Однако социалистическая дисциплина труда строится не на
принуждении, а на убеждении. И прежде чем принудить недисциплинированное
меньшинство, необходимо, чтобы само большинство трудящихся потребовало
соблюдения правил коммунистического труда и общежития у меньшинства. В этом
суть пролетарского демократизма.
Особенно нетерпимо относился Ленин к злостным нарушителям
трудовой и государственной дисциплины и к расхитителям социалистической
собственности. Ленин призывал объявить войну не на жизнь, а на смерть жуликам,
тунеядцам и хулиганам. «Богатые и жулики, это — две стороны одной медали, это —
два главные разряда паразитов,
вскормленных капитализмом, это — главные враги социализма, этих врагов надо
взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при
малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно.
Всякая слабость, всякие колебания, всякое сентиментальничанье в этом отношении
было бы величайшим преступлением перед социализмом»[8].
Ленин призывал как зеницу ока охранять социалистическую
собственность и всей силой законов и государства расправляться с её
расхитителями. Ленин учил, что социалистическое государство необходимо не
только для убеждения и воспитания всех тружеников социалистического общества,
но и для применения мер принуждения по отношению к отдельным лицам, нарушающим
правила социалистического общежития. Без этого, говорил Ленин, нельзя
обеспечить действительно железную дисциплину и самодисциплину среди трудящихся,
так же как её нельзя обеспечить без повышения уровня коммунистической
сознательности. «Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним
половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с
железной дисциплиной во время труда,
с беспрекословным повиновением — воле
одного лица, советского руководителя, во время труда»[9].
Таковы важнейшие положения Ленина по вопросу о роли
Советского государства в развитии социалистического соревнования и в воспитании
у трудящихся коммунистической трудовой дисциплины в условиях переходного от
капитализма к социализму периода.
И. В. Сталин развил далее указания великого Ленина
о выработке коммунистического отношения к труду и социалистическом соревновании
как наиболее действенном пути массового порождения коммунистической
сознательности. И. В. Сталин показал, что в условиях развёрнутого
социалистического строительства и тем более в период перехода от социализма к
коммунизму социалистическое соревнование становится подлинно всенародным делом,
что оно охватывает не только подавляющее большинство рабочего класса, но также
многомиллионные массы колхозного крестьянства и интеллигенции. Основой для
роста социалистического соревнования и превращения его во всенародную силу
является наличие социалистического государства и социалистической собственности
на средства производства, превращение труда из подневольной работы на
эксплуататоров в свободный труд на себя и на общество, рост материального
благосостояния и культурного уровня масс в результате построения социализма и
успешного продвижения к коммунизму.
«...Соревнование, — учит И. В. Сталин, — есть коммунистический метод строительства
социализма на основе максимальной активности
миллионных масс трудящихся. На самом деле соревнование есть тот рычаг, при помощи которого рабочий класс
призван перевернуть всю хозяйственную и культурную жизнь страны на базе
социализма»[10].
Для социалистического соревнования как коммунистического
метода строительства нового общества характерна, во-первых, деловая,
революционная самокритика, беспощадно разоблачающая всё косное, отсталое,
консервативное, разоблачающая конкретных носителей всего отжившего и сметающая
все препоны, возникающие на пути прогрессивного народного движения и мешающие
развёртыванию энергии и творческой инициативы народных масс. Во-вторых, для
социалистического соревнования характерна творческая инициатива народных масс,
выявляющая неисчерпаемые резервы, таящиеся в недрах советского
социалистического строя, обращающая эти резервы на дело ускорения
коммунистического строительства.
«Социалистическое соревнование, — учит И. В. Сталин,
— есть выражение деловой революционной самокритики
масс, опирающейся на творческую инициативу
миллионов трудящихся. Всякий, кто стесняет, сознательно или бессознательно, эту
самокритику и эту творческую инициативу масс, должен быть отброшен прочь с
дороги, как тормоз нашего великого дела»[11].
Развивая ленинские замечания о противоположности социалистического
соревнования и конкуренции, господствующей в капиталистическом обществе, И. В. Сталин
показывает, что конкуренция руководствуется принципами: поражение и смерть
одних, победа и господство других, в то время как принципом социалистического
соревнования является товарищеская помощь отстающим в целях осуществления
общего подъёма.
«Конкуренция говорит: добивай
отставших, чтобы утвердить своё господство.
Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо,
другие хорошо, третьи лучше, — догоняй лучших
и добейся общего подъёма»[12].
Раскрывая историческое значение социалистического
соревнования, И. В. Сталин особенно подчёркивает тот факт, что оно
ведёт к коренному перелому в психологии народных масс, в их взглядах на труд. В
капиталистическом обществе, как и во всех других эксплуататорских обществах,
господствующие классы считают труд чем-то презренным, унижающим достоинство
человека. Трудящиеся, стонущие под бременем изнурительного труда на
капиталистических предприятиях, — труда, обогащающего их угнетателей, не могут
рассматривать личный трудовой успех как дело, заслуживающее общественного
одобрения своих братьев по классу. В условиях советского строя происходит
коренной перелом в отношении к труду, что особенно ярко отражается в
социалистическом соревновании. «Самое замечательное в соревновании состоит в
том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, — говорит
И. В. Сталин, — ибо оно превращает труд из зазорного и тяжёлого
бремени, каким он считался раньше, в дело чести,
в дело славы, в дело доблести и геройства»[13].
Под руководством И. В. Сталина социалистическое
соревнование в СССР после построения фундамента социалистической экономики
поднялось на новую, высшую ступень и породило стахановское движение.
Стахановское движение является новым этапом в развитии
социалистического соревнования. Оно развернулось на основе технической
реконструкции промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны, на
основе овладения трудящимися новой техникой. Стахановское движение решительно ломает
устаревшие технические нормы, оно является по самому своему существу глубоко
революционным. Стахановское движение, наконец, содержит в себе начатки культурно-технического
подъёма рабочего класса и крестьянства и тем самым открывает новые горизонты
для получения таких показателей в области производительности труда, которые
необходимы для перехода от социализма к коммунизму.
За семнадцать лет, прошедших с момента возникновения
стахановского движения, социалистическое соревнование достигло поразительных успехов.
Дело не только в том, что оно быстро распространилось по всему лицу страны и в
настоящее время охватило все фабрики и заводы, совхозы и колхозы Советского
Союза, — в процессе развития социалистического соревнования в нём непрерывно
происходят качественные сдвиги, возникают новые формы. В настоящее время речь
идёт о том, чтобы не только производственные бригады, участки, смены, цехи, но
и целые заводы, совхозы и колхозы перешли к высшим формам социалистического
соревнования. Развернулось обучение передовым методам труда всей массы рабочих
и колхозников. Стахановцы от совершенного изучения одной профессии переходят к
овладению несколькими профессиями, использование техники до дна при
рациональном расходовании рабочего времени сочетают с борьбой за экономию
материалов, электроэнергии и т. д. Высокая культура производства
сочетается с внедрением метода хозрасчёта.
Активную роль в развёртывании стахановского движения стали
играть инженеры и техники в промышленности, агрономы в колхозах и совхозах.
Социалистическое соревнование и его высшая форма — стахановское движение в наши
дни служат могучим рычагом коммунистического воспитания советских людей.
Советское государство и большевистская партия всемерно
содействуют развёртыванию социалистического соревнования во всех его формах и
ведут борьбу с извращениями соревнования в тех случаях, когда такие извращения
имеют место (подмена соревнования конкуренцией; механическое перенесение
соревнования в учреждения, в которых коммунистическая сознательность и
коммунистический труд выступают в других формах, — школы, больницы и т. д.).
Советское социалистическое государство подхватывает
инициативу и почин трудящихся масс и обеспечивает материально-технические
средства и условия для новых, более передовых форм организации труда, для
осуществления рационализаторских предложений и изобретений, вносимых новаторами
производства.
Советское государство строго и последовательно проводит принцип социализма — равная обязанность
для всех честно трудиться, равное право получать вознаграждение в соответствии
с качеством и количеством затраченного труда. Советское социалистическое
государство осуществляет правило о том, что ударность немыслима без
предпочтения, оказываемого обществом передовикам производства как в виде
материального поощрения, так и в виде поощрения морально-политического,
связанного с почётом и уважением, которыми в советском обществе окружают героев
труда.
Вся система советской организации труда, распределения и
вознаграждения за труд, вся система мер общественного воздействия в Советском
Союзе рассчитана на то, чтобы стимулировать новаторство в труде, взаимную
помощь и товарищеское сотрудничество на производстве. Этому же принципу
подчинена система награждения медалями и орденами Союза ССР, премиальная
система — от сдельно-прогрессивной оплаты труда до присуждения Сталинских
премий новаторам производства, изобретателям, учёным, деятелям искусства и
т. д.
Советское государство строго следит за тем, чтобы
руководящие работники хозяйственного аппарата точно соблюдали советские законы
и создавали все необходимые условия для развёртывания социалистического
соревнования, стахановского движения. Особое внимание коммунистическая партия,
Советское государство и профсоюзы уделяют повышению материального и культурного
уровня трудящихся. В повышении материального и культурного уровня жизни
трудящихся заключается важнейший источник новых коммунистических форм труда,
важнейшее условие воспитания масс в духе коммунизма.
Огромную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся
большевистская партия и Советское государство проводят через государственные культурно-просветительные
учреждения (библиотеки-читальни, дома культуры, избы-читальни, театры, музеи и
т. д.) и массовые организации трудящихся (профсоюзы, клубы, физкультурные,
научно-технические и т. п. общества).
Коммунистическое отношение к труду, уважение к законам
социалистического государства, заботу о сохранности социалистической
собственности Советское государство внедряет прежде всего руководя развитием
социалистического хозяйства и культуры, вовлекая массы в коммунистическое
строительство. Это свидетельствует о неразрывной связи культурно-воспитательной
деятельности с хозяйственно-организаторской деятельностью, о том, что хозяйственно-организаторская
деятельность социалистического государства носит политический характер.
Воспитывать советский патриотизм, коммунистическое отношение
к труду, заботу о сохранении и развитии социалистической собственности,
уважение к правилам социалистического общежития и т. д. нельзя без
проведения широких массово-политических мероприятий, без использования рабочим
классом всей надстройки социалистического общества в целях коммунистического
воспитания и коммунистической закалки людей. Это тем более важно отметить, что
строгое соблюдение советских законов и государственной дисциплины, забота об
охране и развитии общественной собственности и коммунистическое отношение к
труду — важнейшие, но не единственные показатели коммунистической
сознательности масс. Большевистская партия и Советское государство осуществляют
коммунистическое воспитание трудящихся по всем линиям, в том числе и по таким,
как соблюдение правил коммунистического общежития не только на производстве, но
и в быту, выработка у советских людей высокой идейности, упорства в достижении
поставленных целей, развитие советского патриотизма и интернационализма,
культивирование беззаветной преданности Родине и готовности защищать её до
последней капли крови.
Общественно-политическая воспитательная деятельность
Советского государства осуществляется всеми его органами. Поэтому очень важное
значение имеет постоянная забота партии и правительства об улучшении
деятельности самого государственного аппарата, о сближении его с массами, о
возрастании роли воспитательных моментов в его работе. Поскольку главное в деятельности социалистического
государства состоит в руководстве массами, в организации и воспитании их,
постольку все без исключения органы государственной власти так или иначе
осуществляют воспитательную роль. Даже военные и карательные органы социалистической
государственной власти помимо своего прямого назначения — применения силы и
принуждения — играют огромную воспитательную роль.
Что касается Советской Армии, сила которой прежде всего
состоит в сознательности, организованности, дисциплине и других высоких
моральных качествах её бойцов и командиров, то её воспитательная роль очевидна.
Политическому образованию и воспитанию в Советской Армии отводится большое
место. Воспитывая бойцов и командиров, Советская Армия в своих рядах вырастила
сотни тысяч инициативных, волевых, преданных партии и народу, культурных
работников для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
Советский суд, как на это указывал ещё Ленин, будучи
карательным органом, содействует воспитанию трудящихся в духе соблюдения правил
коммунистического труда и коммунистического общежития. Советское государство
принимает меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление и присуждённые к
наказанию, были поставлены в условия созидательного, производительного труда и
коммунистически перевоспитывались.
Благодаря постоянной и настойчивой воспитательной работе,
проводимой карательными органами Советского государства, многие из бывших
преступников стали честными советскими гражданами, сознательными и активными
строителями коммунизма.
В условиях советского строя принуждение, осуществляемое
органами Советской власти, играет воспитательную роль по отношению к лицам,
нарушающим нормы и законы социалистического государства, потому что это
принуждение выражает волю народа.
Воспитательное значение деятельности всех органов
социалистического государства тем значительнее, чем теснее эти органы связаны с
трудящимися, чем внимательнее, заботливее они относятся к нуждам и запросам
масс, чем более чутко реагируют работники государственного аппарата на
требования и пожелания трудящихся. Борьба против чиновничье-бездушного,
бюрократического отношения к запросам трудящихся вытекает из самой сущности
Советской власти как власти народных масс, выражающей их волю и интересы. Вот
почему большевистская партия зорко следит за тем, чтобы недостатки в работе
государственного аппарата изживались быстро и решительно, чтобы малейшие
проявления бюрократизма в работе его отдельных звеньев беспощадно пресекались,
чтобы связи аппарата с массами всё время росли и крепли.
Важным условием, без которого немыслимо ни улучшение работы
государственного аппарата, ни воспитание масс в духе коммунизма, является
приобщение народных масс к управлению государством. Советское государство
добивается вовлечения масс в управление страной путём создания многочисленного
советского актива вокруг органов власти, путём поголовного участия всех
трудящихся в осуществлении политики Советского государства и контроля снизу над
работой государственных органов. Особую роль при этом играют избирательные
кампании по выборам в Верховный Совет СССР, в Верховные Советы союзных и
автономных республик и в местные Советы депутатов трудящихся, массовые
политические кампании, связанные с разъяснением, обсуждением и проведением в
жизнь решений партии и советского правительства, активность масс в профсоюзных,
колхозных и других общественных организациях трудящихся.
В отличие от буржуазных государств Советское государство не
подавляет общественные организации трудящихся, а всемерно содействует их
развитию, вовлекая через них всё население в активную политическую жизнь, в
строительство коммунизма, в управление государством. Советские общественные
организации охватывают всех трудящихся тем или иным видом общественной
деятельности поголовно, а иногда и несколько раз.
Приобщаясь к управлению своим
социалистическим государством, трудящиеся привыкают на первый план ставить
интересы социалистического государства, по-государственному
подходить к решению больших и малых вопросов во всех областях хозяйства,
культуры и быта, вопросов обороны страны и внешней политики. Этот
государственный подход в равной мере наблюдается как во время выборов в Советы
депутатов трудящихся, когда советские люди всесторонне взвешивают каждую
кандидатуру, чтобы послать в Советы лучших из лучших сынов и дочерей своей
Родины, так и на производственных совещаниях, когда трудящиеся обсуждают, как
им лучше выполнить государственный план. Этот государственный подход
проявляется и в том, что трудящиеся активно участвуют в работе оборонных
добровольных обществ и во всех мероприятиях по укреплению оборонной мощи
страны, а также в той активности, с которой они поддерживают миролюбивую
внешнюю политику СССР и борются за мир. Советское государство и вся советская
общественность по самому своему существу рассчитаны на то, чтобы различными
путями вовлечь всех без исключения тружеников социалистического общества в
управление страной, вырабатывать у них навыки управления и государственный
социалистический подход к решению всех вопросов.
Тесное сотрудничество советских государственных органов с
массовыми общественными организациями трудящихся — важнейшее условие успеха в
решении как хозяйственных, так и культурно-воспитательных задач строительства
коммунизма. Профессиональные союзы, кооперативные, комсомольские организации,
всякого рода союзы и добровольные общества, все средства идеологического
воздействия — советская печать, радио, литература, искусство и т. д. — направляются
политикой большевистской партии и Советского государства, выражающей коренные
интересы народа. Разъяснение политики большевистской партии, мобилизация масс
на её осуществление, воспитание масс в духе советского патриотизма, в духе
коммунизма — важнейшая задача советской общественности. Сила Советского
государства и источник его величайших успехов в деле коммунистического
воспитания масс состоят в том, что во всей своей деятельности оно опирается на
многочисленные общественные организации, объединяющие миллионные массы
трудящихся, развивающие и организующие их инициативу, что оно, как и все
советские общественные организации, руководится большевистской партией,
направляющей деятельность всех организаций, государственных и общественных, к
одной цели — к коммунизму.
[1]
В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 386–387.
[2]
В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 387.
[3]
В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 368.
[4]
В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 394.
[5]
В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 367.
[6]
В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 367.
[7]
В. И. Ленин, Соч., т. 31, изд. 4, стр. 8.
[8]
В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 372.
[9]
В. И. Ленин, Соч., т. 27, изд. 4, стр. 241.
[10]
И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 109.
[11]
И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 109–110.
[12]
И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 110.
Комментариев нет:
Отправить комментарий