понедельник, 7 ноября 2016 г.

4. Советское государство как орудие коммунистического воспитания масс.

Советское социалистическое государство является основным орудием коммунистического строительства. Оно вовлекает всех трудящихся в строительство нового общества.
Советское государство организует трудящиеся массы на осуществление народнохозяйственного плана и контролирует выполнение плана всеми организациями, предприятиями и учреждениями. Советское социалистическое государство предусматривает и осуществляет планомерный подъём жизненного уровня и культуры трудящихся, создаёт условия для всемерного развития национальной по форме, социалистической по содержанию советской культуры. Предоставляя всем своим гражданам великие права — право на труд, на образование, на отдых и другие, избирательное право и демократические свободы, Советское государство не ограничивается этим, а создаёт все материальные условия, чтобы обеспечить всем трудящимся возможность использования этих прав, вовлекает всех трудящихся в управление государством и обучает их управлять страной.
В то же самое время. Советское государство воспитывает трудящихся в духе сознательного выполнения ими своих обязанностей перед обществом и социалистическим государством. Советское общество и большевистская партия, говорит Ленин, должны объявить войну традициям и привычкам, унаследованным от старого мира, основанного на эксплуатации, насилии и лжи, должны воспитывать советских людей в духе соблюдения правил и норм коммунистического общежития. Особое внимание уделял Ленин выработке коммунистического отношения к труду. Для советских людей, живущих в великую сталинскую эпоху победившего социализма, эти указания Ленина имеют особое значение. Статьи Ленина, в которых рассматриваются эти вопросы, изучаются всей советской интеллигенцией, всеми передовыми трудящимися.
Диктатура пролетариата, писал Ленин, «не есть только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Экономической основой этого революционного насилия, залогом его жизненности и успеха является то, что пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда, по сравнению с капитализмом. В этом суть. В этом источник силы и залог неизбежной полной победы коммунизма.
Крепостническая организация общественного труда держалась на дисциплине палки, при крайней темноте и забитости трудящихся, которых грабила и над которыми издевалась горстка помещиков. Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода, и громадная масса трудящихся, несмотря на весь прогресс буржуазной культуры и буржуазной демократии, оставалась в самых передовых, цивилизованных и демократических республиках темной и забитой массой наёмных рабов или задавленных крестьян, которых грабила и над которыми издевалась горстка капиталистов. Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся, свергнувших иго как помещиков, так и капиталистов»[1].
Эта новая, коммунистическая дисциплина, говорил Ленин, рождается не из добреньких пожеланий и не сваливается готовой с неба. Она вырастает из материальных условий жизни рабочего класса и только из них. Важнейшим условием, определившим появление пролетарской, социалистической дисциплины, является крупное машинизированное производство, созданное капитализмом. В условиях диктатуры пролетариата крупное машинизированное производство ещё более усовершенствуется и распространяется на область сельского хозяйства. Без этой основы новая дисциплина труда невозможна. Носителем и проводником крупного, обобществлённого, социалистического производства и организатором его в области сельского хозяйства является рабочий класс, «созданный, организованный, сплочённый, обученный, просвещённый, закалённый крупным капитализмом»[2].
Только рабочий класс способен выступить организатором и руководителем социалистического строительства, только он способен, перевоспитывая самого себя, руководить перевоспитанием всех других слоёв трудящихся в духе коммунизма. С ростом социализма повышается общекультурный уровень, коммунистическая сознательность и организованность рабочего класса, что является залогом укрепления его руководящей роли в советском обществе и содействует повышению общекультурного уровня и коммунистической сознательности всех трудящихся.
Установление диктатуры пролетариата и экспроприация буржуазии создают условия, когда «впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров, является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры»[3].
Работая на себя, труженики социалистического общества бережно относятся к обобществлённым орудиям труда, экономно расходуют сырьё, топливо и вспомогательные материалы, настойчиво повышают производительность труда, обогащающего общество.
«Коммунизм начинается там, — пишет Ленин, — где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжёлый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединённых сначала в одно социалистическое государство, потом в Союз Советских республик»[4].
Коммунистическое отношение к труду предполагает, разъясняет Ленин, заботу о повышении производительности труда всех тружеников социалистического общества, стремление передовых работников передать свой опыт другим, помочь отстающим, чтобы добиться общего подъёма. В этом одна из коренных особенностей социалистического соревнования.
Разоблачая апологетов капитализма, восхваляющих буржуазную конкуренцию, Ленин показал, что конкуренция в сколько-нибудь широких размерах воспитывала предприимчивость, энергию, смелость почина лишь в условиях мелкотоварного производства. Но и тогда она уродовала и калечила людей, прививая им психологию собственника и буржуазного индивидуалиста, приучая видеть в конкуренте врага, которого надо давить, глушить и уничтожать, чтобы выжить и преуспеть самому. В условиях же монополистического капитализма конкуренция «означает неслыханно зверское подавление предприимчивости, энергии, смелого почина массы населения, гигантского большинства его, девяносто девяти сотых трудящихся»[5].
Социалистическое соревнование в противоположность буржуазной конкуренции не только воспитывает у людей дух творчества, инициативы и почина, не только прививает трудящимся навыки работы в коллективе и для коллектива, на основах товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, но и является формой сотрудничества миллионных масс трудящихся.
«Социализм, — говорил Ленин, — не только не угашает соревнования, а напротив, впервые создаёт возможность применить его действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами.
Наша задача теперь, когда социалистическое правительство у власти, — организовать соревнование»[6].
Лучшим свидетельством гениальной прозорливости великого Ленина, который почти на другой день после победы социалистической революции, когда только родились первые ростки нового отношения к труду, оценил их всемирно-историческое значение и ориентировал партию и Советскую власть на их поддержание и развитие, является превращение социалистического соревнования в наши дни в могучую всенародную силу, в величайший источник могущества и непобедимости Советского социалистического государства.
Коммунистическая дисциплина труда есть добросовестная и сознательная дисциплина трудящихся. Она предполагает, говорит Ленин, стройную организацию и централизованное руководство. Она должна быть поистине железной для того, чтобы трудящиеся окончательно победили капитализм. «...Безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата являются одним из основных условий для победы над буржуазией»[7], — учил Ленин.
Такая дисциплина предполагает не только подавление сопротивления эксплуататоров, но и принуждение по отношению к тем элементам и группам трудящихся, которые вопреки подавляющему большинству тружеников советского общества нарушают дисциплину труда, ломают сознательную дисциплину рабочего класса, мешают воспитанию остальных трудящихся в духе социалистической дисциплины. Однако социалистическая дисциплина труда строится не на принуждении, а на убеждении. И прежде чем принудить недисциплинированное меньшинство, необходимо, чтобы само большинство трудящихся потребовало соблюдения правил коммунистического труда и общежития у меньшинства. В этом суть пролетарского демократизма.
Особенно нетерпимо относился Ленин к злостным нарушителям трудовой и государственной дисциплины и к расхитителям социалистической собственности. Ленин призывал объявить войну не на жизнь, а на смерть жуликам, тунеядцам и хулиганам. «Богатые и жулики, это — две стороны одной медали, это — два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это — главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно. Всякая слабость, всякие колебания, всякое сентиментальничанье в этом отношении было бы величайшим преступлением перед социализмом»[8].
Ленин призывал как зеницу ока охранять социалистическую собственность и всей силой законов и государства расправляться с её расхитителями. Ленин учил, что социалистическое государство необходимо не только для убеждения и воспитания всех тружеников социалистического общества, но и для применения мер принуждения по отношению к отдельным лицам, нарушающим правила социалистического общежития. Без этого, говорил Ленин, нельзя обеспечить действительно железную дисциплину и самодисциплину среди трудящихся, так же как её нельзя обеспечить без повышения уровня коммунистической сознательности. «Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда»[9].
Таковы важнейшие положения Ленина по вопросу о роли Советского государства в развитии социалистического соревнования и в воспитании у трудящихся коммунистической трудовой дисциплины в условиях переходного от капитализма к социализму периода.
И. В. Сталин развил далее указания великого Ленина о выработке коммунистического отношения к труду и социалистическом соревновании как наиболее действенном пути массового порождения коммунистической сознательности. И. В. Сталин показал, что в условиях развёрнутого социалистического строительства и тем более в период перехода от социализма к коммунизму социалистическое соревнование становится подлинно всенародным делом, что оно охватывает не только подавляющее большинство рабочего класса, но также многомиллионные массы колхозного крестьянства и интеллигенции. Основой для роста социалистического соревнования и превращения его во всенародную силу является наличие социалистического государства и социалистической собственности на средства производства, превращение труда из подневольной работы на эксплуататоров в свободный труд на себя и на общество, рост материального благосостояния и культурного уровня масс в результате построения социализма и успешного продвижения к коммунизму.
«...Соревнование, — учит И. В. Сталин, — есть коммунистический метод строительства социализма на основе максимальной активности миллионных масс трудящихся. На самом деле соревнование есть тот рычаг, при помощи которого рабочий класс призван перевернуть всю хозяйственную и культурную жизнь страны на базе социализма»[10].
Для социалистического соревнования как коммунистического метода строительства нового общества характерна, во-первых, деловая, революционная самокритика, беспощадно разоблачающая всё косное, отсталое, консервативное, разоблачающая конкретных носителей всего отжившего и сметающая все препоны, возникающие на пути прогрессивного народного движения и мешающие развёртыванию энергии и творческой инициативы народных масс. Во-вторых, для социалистического соревнования характерна творческая инициатива народных масс, выявляющая неисчерпаемые резервы, таящиеся в недрах советского социалистического строя, обращающая эти резервы на дело ускорения коммунистического строительства.
«Социалистическое соревнование, — учит И. В. Сталин, — есть выражение деловой революционной самокритики масс, опирающейся на творческую инициативу миллионов трудящихся. Всякий, кто стесняет, сознательно или бессознательно, эту самокритику и эту творческую инициативу масс, должен быть отброшен прочь с дороги, как тормоз нашего великого дела»[11].
Развивая ленинские замечания о противоположности социалистического соревнования и конкуренции, господствующей в капиталистическом обществе, И. В. Сталин показывает, что конкуренция руководствуется принципами: поражение и смерть одних, победа и господство других, в то время как принципом социалистического соревнования является товарищеская помощь отстающим в целях осуществления общего подъёма.
«Конкуренция говорит: добивай отставших, чтобы утвердить своё господство.
Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше, — догоняй лучших и добейся общего подъёма»[12].
Раскрывая историческое значение социалистического соревнования, И. В. Сталин особенно подчёркивает тот факт, что оно ведёт к коренному перелому в психологии народных масс, в их взглядах на труд. В капиталистическом обществе, как и во всех других эксплуататорских обществах, господствующие классы считают труд чем-то презренным, унижающим достоинство человека. Трудящиеся, стонущие под бременем изнурительного труда на капиталистических предприятиях, — труда, обогащающего их угнетателей, не могут рассматривать личный трудовой успех как дело, заслуживающее общественного одобрения своих братьев по классу. В условиях советского строя происходит коренной перелом в отношении к труду, что особенно ярко отражается в социалистическом соревновании. «Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, — говорит И. В. Сталин, — ибо оно превращает труд из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства»[13].
Под руководством И. В. Сталина социалистическое соревнование в СССР после построения фундамента социалистической экономики поднялось на новую, высшую ступень и породило стахановское движение.
Стахановское движение является новым этапом в развитии социалистического соревнования. Оно развернулось на основе технической реконструкции промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны, на основе овладения трудящимися новой техникой. Стахановское движение решительно ломает устаревшие технические нормы, оно является по самому своему существу глубоко революционным. Стахановское движение, наконец, содержит в себе начатки культурно-технического подъёма рабочего класса и крестьянства и тем самым открывает новые горизонты для получения таких показателей в области производительности труда, которые необходимы для перехода от социализма к коммунизму.
За семнадцать лет, прошедших с момента возникновения стахановского движения, социалистическое соревнование достигло поразительных успехов. Дело не только в том, что оно быстро распространилось по всему лицу страны и в настоящее время охватило все фабрики и заводы, совхозы и колхозы Советского Союза, — в процессе развития социалистического соревнования в нём непрерывно происходят качественные сдвиги, возникают новые формы. В настоящее время речь идёт о том, чтобы не только производственные бригады, участки, смены, цехи, но и целые заводы, совхозы и колхозы перешли к высшим формам социалистического соревнования. Развернулось обучение передовым методам труда всей массы рабочих и колхозников. Стахановцы от совершенного изучения одной профессии переходят к овладению несколькими профессиями, использование техники до дна при рациональном расходовании рабочего времени сочетают с борьбой за экономию материалов, электроэнергии и т. д. Высокая культура производства сочетается с внедрением метода хозрасчёта.
Активную роль в развёртывании стахановского движения стали играть инженеры и техники в промышленности, агрономы в колхозах и совхозах. Социалистическое соревнование и его высшая форма — стахановское движение в наши дни служат могучим рычагом коммунистического воспитания советских людей.
Советское государство и большевистская партия всемерно содействуют развёртыванию социалистического соревнования во всех его формах и ведут борьбу с извращениями соревнования в тех случаях, когда такие извращения имеют место (подмена соревнования конкуренцией; механическое перенесение соревнования в учреждения, в которых коммунистическая сознательность и коммунистический труд выступают в других формах, — школы, больницы и т. д.).
Советское социалистическое государство подхватывает инициативу и почин трудящихся масс и обеспечивает материально-технические средства и условия для новых, более передовых форм организации труда, для осуществления рационализаторских предложений и изобретений, вносимых новаторами производства.
Советское государство строго и последовательно проводит принцип социализма — равная обязанность для всех честно трудиться, равное право получать вознаграждение в соответствии с качеством и количеством затраченного труда. Советское социалистическое государство осуществляет правило о том, что ударность немыслима без предпочтения, оказываемого обществом передовикам производства как в виде материального поощрения, так и в виде поощрения морально-политического, связанного с почётом и уважением, которыми в советском обществе окружают героев труда.
Вся система советской организации труда, распределения и вознаграждения за труд, вся система мер общественного воздействия в Советском Союзе рассчитана на то, чтобы стимулировать новаторство в труде, взаимную помощь и товарищеское сотрудничество на производстве. Этому же принципу подчинена система награждения медалями и орденами Союза ССР, премиальная система — от сдельно-прогрессивной оплаты труда до присуждения Сталинских премий новаторам производства, изобретателям, учёным, деятелям искусства и т. д.
Советское государство строго следит за тем, чтобы руководящие работники хозяйственного аппарата точно соблюдали советские законы и создавали все необходимые условия для развёртывания социалистического соревнования, стахановского движения. Особое внимание коммунистическая партия, Советское государство и профсоюзы уделяют повышению материального и культурного уровня трудящихся. В повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся заключается важнейший источник новых коммунистических форм труда, важнейшее условие воспитания масс в духе коммунизма.
Огромную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся большевистская партия и Советское государство проводят через государственные культурно-просветительные учреждения (библиотеки-читальни, дома культуры, избы-читальни, театры, музеи и т. д.) и массовые организации трудящихся (профсоюзы, клубы, физкультурные, научно-технические и т. п. общества).
Коммунистическое отношение к труду, уважение к законам социалистического государства, заботу о сохранности социалистической собственности Советское государство внедряет прежде всего руководя развитием социалистического хозяйства и культуры, вовлекая массы в коммунистическое строительство. Это свидетельствует о неразрывной связи культурно-воспитательной деятельности с хозяйственно-организаторской деятельностью, о том, что хозяйственно-организаторская деятельность социалистического государства носит политический характер.
Воспитывать советский патриотизм, коммунистическое отношение к труду, заботу о сохранении и развитии социалистической собственности, уважение к правилам социалистического общежития и т. д. нельзя без проведения широких массово-политических мероприятий, без использования рабочим классом всей надстройки социалистического общества в целях коммунистического воспитания и коммунистической закалки людей. Это тем более важно отметить, что строгое соблюдение советских законов и государственной дисциплины, забота об охране и развитии общественной собственности и коммунистическое отношение к труду — важнейшие, но не единственные показатели коммунистической сознательности масс. Большевистская партия и Советское государство осуществляют коммунистическое воспитание трудящихся по всем линиям, в том числе и по таким, как соблюдение правил коммунистического общежития не только на производстве, но и в быту, выработка у советских людей высокой идейности, упорства в достижении поставленных целей, развитие советского патриотизма и интернационализма, культивирование беззаветной преданности Родине и готовности защищать её до последней капли крови.
Общественно-политическая воспитательная деятельность Советского государства осуществляется всеми его органами. Поэтому очень важное значение имеет постоянная забота партии и правительства об улучшении деятельности самого государственного аппарата, о сближении его с массами, о возрастании роли воспитательных моментов в его работе. Поскольку главное в деятельности социалистического государства состоит в руководстве массами, в организации и воспитании их, постольку все без исключения органы государственной власти так или иначе осуществляют воспитательную роль. Даже военные и карательные органы социалистической государственной власти помимо своего прямого назначения — применения силы и принуждения — играют огромную воспитательную роль.
Что касается Советской Армии, сила которой прежде всего состоит в сознательности, организованности, дисциплине и других высоких моральных качествах её бойцов и командиров, то её воспитательная роль очевидна. Политическому образованию и воспитанию в Советской Армии отводится большое место. Воспитывая бойцов и командиров, Советская Армия в своих рядах вырастила сотни тысяч инициативных, волевых, преданных партии и народу, культурных работников для всех отраслей народного хозяйства и культуры.
Советский суд, как на это указывал ещё Ленин, будучи карательным органом, содействует воспитанию трудящихся в духе соблюдения правил коммунистического труда и коммунистического общежития. Советское государство принимает меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление и присуждённые к наказанию, были поставлены в условия созидательного, производительного труда и коммунистически перевоспитывались.
Благодаря постоянной и настойчивой воспитательной работе, проводимой карательными органами Советского государства, многие из бывших преступников стали честными советскими гражданами, сознательными и активными строителями коммунизма.
В условиях советского строя принуждение, осуществляемое органами Советской власти, играет воспитательную роль по отношению к лицам, нарушающим нормы и законы социалистического государства, потому что это принуждение выражает волю народа.
Воспитательное значение деятельности всех органов социалистического государства тем значительнее, чем теснее эти органы связаны с трудящимися, чем внимательнее, заботливее они относятся к нуждам и запросам масс, чем более чутко реагируют работники государственного аппарата на требования и пожелания трудящихся. Борьба против чиновничье-бездушного, бюрократического отношения к запросам трудящихся вытекает из самой сущности Советской власти как власти народных масс, выражающей их волю и интересы. Вот почему большевистская партия зорко следит за тем, чтобы недостатки в работе государственного аппарата изживались быстро и решительно, чтобы малейшие проявления бюрократизма в работе его отдельных звеньев беспощадно пресекались, чтобы связи аппарата с массами всё время росли и крепли.
Важным условием, без которого немыслимо ни улучшение работы государственного аппарата, ни воспитание масс в духе коммунизма, является приобщение народных масс к управлению государством. Советское государство добивается вовлечения масс в управление страной путём создания многочисленного советского актива вокруг органов власти, путём поголовного участия всех трудящихся в осуществлении политики Советского государства и контроля снизу над работой государственных органов. Особую роль при этом играют избирательные кампании по выборам в Верховный Совет СССР, в Верховные Советы союзных и автономных республик и в местные Советы депутатов трудящихся, массовые политические кампании, связанные с разъяснением, обсуждением и проведением в жизнь решений партии и советского правительства, активность масс в профсоюзных, колхозных и других общественных организациях трудящихся.
В отличие от буржуазных государств Советское государство не подавляет общественные организации трудящихся, а всемерно содействует их развитию, вовлекая через них всё население в активную политическую жизнь, в строительство коммунизма, в управление государством. Советские общественные организации охватывают всех трудящихся тем или иным видом общественной деятельности поголовно, а иногда и несколько раз.
Приобщаясь к управлению своим социалистическим государством, трудящиеся привыкают на первый план ставить интересы социалистического государства, по-государственному подходить к решению больших и малых вопросов во всех областях хозяйства, культуры и быта, вопросов обороны страны и внешней политики. Этот государственный подход в равной мере наблюдается как во время выборов в Советы депутатов трудящихся, когда советские люди всесторонне взвешивают каждую кандидатуру, чтобы послать в Советы лучших из лучших сынов и дочерей своей Родины, так и на производственных совещаниях, когда трудящиеся обсуждают, как им лучше выполнить государственный план. Этот государственный подход проявляется и в том, что трудящиеся активно участвуют в работе оборонных добровольных обществ и во всех мероприятиях по укреплению оборонной мощи страны, а также в той активности, с которой они поддерживают миролюбивую внешнюю политику СССР и борются за мир. Советское государство и вся советская общественность по самому своему существу рассчитаны на то, чтобы различными путями вовлечь всех без исключения тружеников социалистического общества в управление страной, вырабатывать у них навыки управления и государственный социалистический подход к решению всех вопросов.
Тесное сотрудничество советских государственных органов с массовыми общественными организациями трудящихся — важнейшее условие успеха в решении как хозяйственных, так и культурно-воспитательных задач строительства коммунизма. Профессиональные союзы, кооперативные, комсомольские организации, всякого рода союзы и добровольные общества, все средства идеологического воздействия — советская печать, радио, литература, искусство и т. д. — направляются политикой большевистской партии и Советского государства, выражающей коренные интересы народа. Разъяснение политики большевистской партии, мобилизация масс на её осуществление, воспитание масс в духе советского патриотизма, в духе коммунизма — важнейшая задача советской общественности. Сила Советского государства и источник его величайших успехов в деле коммунистического воспитания масс состоят в том, что во всей своей деятельности оно опирается на многочисленные общественные организации, объединяющие миллионные массы трудящихся, развивающие и организующие их инициативу, что оно, как и все советские общественные организации, руководится большевистской партией, направляющей деятельность всех организаций, государственных и общественных, к одной цели — к коммунизму.




[1] В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 386–387.
[2] В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 387.
[3] В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 368.
[4] В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 394.
[5] В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 367.
[6] В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 367.
[7] В. И. Ленин, Соч., т. 31, изд. 4, стр. 8.
[8] В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 372.
[9] В. И. Ленин, Соч., т. 27, изд. 4, стр. 241.
[10] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 109.
[11] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 109–110.
[12] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 110.
[13] И. В. Сталин, Соч., т. 12, стр. 315.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: