понедельник, 29 мая 2017 г.

1. Что такое религия. Почему рабочий выступает против религии.

Вся прекрасная жизнь т. Ленина ушла на беспощадную борьбу с рабством, с господством помещиков и капиталистов, на борьбу за коммунизм. Какой бы вопрос ни стоял перед ним, — эта главная задача освещала ему путь борьбы. Конечно, вопрос о религии мы отодвигали несколько в сторону, когда перед нами стояла первейшая задача — объединить все революционные силы пролетариата и беднейшего крестьянства. До 1917 года, работая в подполье, мы и не могли этому вопросу уделять сколько-нибудь серьёзное внимание. Но вопрос о религии для нас, большевиков, никогда не был безразличным вопросом.
Меньше всего был посторонним, безразличным вопросом вопрос о религии для В. Ленина. Даже тогда, когда вплотную крестьянские и рабочие массы подошли к открытой вооружённой борьбе с врагами трудящихся, Ленин не мог пройти мимо такого большого вопроса, как религия. За несколько дней до декабрьского вооружённого восстания 1905 года он поместил в издававшейся тогда в Питере газете «Новая Жизнь» (№ 28 от 3 декабря 1905 г.) статью «Социализм и религия»[1], основные мысли которой и сейчас представляют для нас громадную ценность. И эту, статью он начинает с рассмотрения того, как построено капиталистическое общество: оно построено на экономическом угнетении, а это угнетение «вызывает неизбежно и порождает всякие виды угнетения политического, принижения социального, огрубения и затемнения духовной и нравственной жизни масс».
Что же такое религия, каково её значение, по мнению Ленина? Он отвечает на это:
«Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению, в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живёт чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешёвое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».
Но почему же именно рабочий первый становится врагом религии? Потому, что условия жизни рабочего раньше просветляют его сознание, раньше толкают его на путь социализма, коммунизма. Одно только ясное сознание своего положения в обществе уже является наполовину освобождением.
«Но раб, сознавший своё рабство и поднявшийся на борьбу за своё освобождение, наполовину перестаёт уже быть рабом. Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещённый городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоёвывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону, социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь».
В то время в нашей программе отношение наше к религии выражалось в требовании полного отделения церкви от государства и школы от церкви.




[1] См. Н. Ленин. Полное собрание сочинений. Том VII, ч. I ст. 47.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: