Нередко от социалистов можно слышать такое выражение: «моя
религия — социализм». Нередко вы можете встретить статьи в западноевропейской
литературе «социализм, как религия». Ведь, были же попытки обосновать социализм
с точки зрения нравственности, морали, этики. Владимир Ильич советует и в этом
случае судить в зависимости от того, при каких
условиях и кем это говорится:
«...Можно ли при всех условиях одинаково осуждать членов с.‑д.
партии за заявление: «социализм есть моя религия» и за проповедь взглядов,
соответствующих подобному заявлению? Нет. Отступление от марксизма (а
следовательно, и от социализма) здесь несомненно, но значение этого
отступления, его, так-сказать, удельный вес могут быть различны в различной
обстановке. Одно дело, если агитатор
или человек, выступающий перед рабочей
массой, говорит так, чтобы, быть понятнее, чтобы начать изложение, чтобы
реальнее (явственнее) оттенить свои
взгляды в терминах (выражениях), наиболее обычных для неразвитой массы.
Другое дело, если писатель начинает проповедовать «богостроительство» или
богостроительский социализм (в духе, например, наших Луначарского и Ко).
Насколько в первом случае осуждение могло бы быть придиркой или неуместным
стеснением свободы агитатора, свободы «педагогического» воздействия, настолько
во втором случае партийное осуждение необходимо и обязательно. Положение: «социализм есть религия» для
одних есть форма перехода от религии к социализму, для других — от социализма к
религии.
Здесь, на этих двух примерах, на примере со священником[1]
и на примере с положением «социализм — религия», Ленин дал блестящий пример
марксистского способа исследования. Истина не бывает абсолютной, она всегда условна,
всё зависит от места и времени.
Что же помешало установлению правильного взгляда социалистов
на религию на Западе? Одной из причин Ленин считает то, что социалисты на
Западе вообще не стойко защищали интересы рабочего класса в целом. Очень часто
это было «принесение в жертву минутным
выгодам коренных интересов рабочего движения». И Ленин снова здесь
повторяет не однажды уже высказанную им мысль:
«Партия пролетариата требует от государства объявления религии частным делом, отнюдь не считая «частным
делом» вопроса борьбы с опиумом народа, борьбы с религиозными суевериями и
т. д. Оппортунисты (приспособленцы, соглашатели. Е. Я.) извращают
дело таким образом, как будто бы социал-демократическая партия считала религию частным делом!»
Дальше тов. Ленин останавливается подробно на тех условиях,
которые повели к извращению правильного взгляда социалистов на религию.
Тов. Ленин считает, что —
«Задача борьбы с
религией есть исторически задача революционной буржуазии, и на Западе эту
задачу в значительной степени выполнила (или выполняла) буржуазная демократия в
эпоху своих революций или своих натисков на феодализм и средневековье. И во
Франции, и в Германии есть традиция буржуазной войны с религией, начатой
задолго до социализма», как, например, энциклопедисты во Франции
(предшественники Великой французской революции, многие из них были атеистами,
безбожниками-материалистами) или Фейербах в Германии.
А как же в России?
«В России, соответственно условиям нашей буржуазно-демократической
революции, и эта задача ложится почти всецело на плечи рабочего класса».
Другой причиной неправильной линии у западноевропейских
социалистов по вопросу о религии Ленин считает то, что анархисты в своих
яростных нападках на религию перегнули палку. Так, известный анархист Иоганн
Мост в своей брошюре «Религиозная язва» так остро ставит вопрос, что
европейские социал-демократы перегибают палку в другую сторону. Ленин советует
нам помнить об этом, но вовсе не перенимать, не копировать.
Ленин, однако, несколько раз подчёркивает, что —
«В России условия совсем иные. Пролетариат есть вождь нашей
буржуазно-демократической революции. Его партия должна стать идейным вождём в
борьбе со всяким средневековьем, а в том числе и со старой, казённой религией —
и со всеми попытками обновить её или обосновать заново или по-иному и т. д.».
[1]
В пору упадка революции, после поражения революции 1905–1906 гг. часть
наших товарищей заколебалась и стала пересматривать свои взгляды на революцию.
Владимир Ильич говорит здесь о так-называемых «богостроителях», ударившихся в
своеобразную мистику, прикрытую полуанархическими, полуреволюционными фразами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий